Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Костогладовой О.Г., Медведева А.А.,
при секретаре Богдан Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора г.Бийска на решение Бийского городского суда Алтайского края от 30 декабря 2014 года
по иску прокурора г.Бийска в интересах Ржаницыной М. М., Ржаницына Н. А., несовершеннолетней Ржаницыной А. А. к администрации г.Бийска об установлении факта постоянного проживания, признании права на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости.
Заслушав доклад судьи Костогладовой О.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Бийска, в интересах Богдановой А.Г., Ржаницыной М.М., Ржаницына Н.А. и несовершеннолетней Ржаницыной А.А., "данные изъяты" года рождения, обратился в суд с иском к администрации г.Бийска, с учетом уточнения исковых требований просил установить факт постоянного проживания истцов с "данные изъяты" года в "адрес"; признать за истцами право на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости.
В обоснование заявленных требований указал, что Ржаницыной М.М., Ржаницыну Н.А. на праве собственности принадлежит земельный участок и садовый дом по адресу: "адрес"", "адрес", в котором истцы постоянно проживают с "данные изъяты" года.
В "данные изъяты" года произошло затопление садового дома паводковыми водами, в связи с чем истцы являются пострадавшими и имеют право на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи за частичную утрату имущества первой необходимости. Истцам отказано во включении в списки нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, в связи с отсутствием регистрации по месту жительства.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ садовый "адрес", имеет статус жилого дома, а земельный участок по указанному адресу относится к землям населенного пункта.
Указывая на то, что в ином порядке установить факт проживания истцов в доме и признать их право на получение материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате паводка невозможно, прокурор просил удовлетворить заявленные требования.
Определением Бийского городского суда Алтайского края от 30 декабря 2014 года производство по делу прекращено в части требований, предъявленных в интересах Богдановой А.Г., в связи со смертью указанного истца.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 30 декабря 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В апелляционном представлении прокурор г.Бийска просит решение отменить, исковые требования удовлетворить.
В обоснование доводов представления ссылается на то, что согласно свидетельству о государственной регистрации права назначение садового "адрес" указано как жилое. В соответствии со строительно-техническим заключением от ДД.ММ.ГГ дом пригоден для постоянного проживания. Указанный жилой дом в садоводстве " "данные изъяты"" для истцов является единственным помещением, в котором фактически они проживали на момент паводка и продолжают проживать. Факт затопления жилого дома в период паводка установлен и документально подтвержден. Утрата имущества первой необходимости подтверждена фотографиями дома и имущества.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Беспалова М.И. просила апелляционное представление удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав прокурора Беспалову М.И., проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционного представления по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В силу ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
Порядок, условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 указанного закона устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 N110, утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Согласно ч. 2 ст. 25 Закона Алтайского края от 17 марта 1998 года N15-ЗС "О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, указанных в части первой настоящей статьи, предоставляемых гражданам, проживающим и пребывающим в крае, устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством края.
Постановлением Администрации Алтайского края от 29 мая 2014 года N254 "О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" с 29 мая 2014 года на территории Алтайского края введен режим чрезвычайной ситуации в связи с паводком.
Постановлением Администрации Алтайского края от 10 июня 2014 года N270 "Об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 года" утвержден порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 года.
В соответствии с п.п. 2.1, 2.2, 2.11 указанного Порядка к категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, постоянно проживавшие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации. Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства в зоне затопления, подтвержденному регистрацией. При отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания гражданина по конкретному адресу в целях получения денежных выплат устанавливается в судебном порядке.
Из анализа указанных нормативных актов следует, что одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи (компенсации) является установление факта постоянного проживания такого лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии со ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
По делу установлено, что в результате паводка в мае-июне 2014 года на территории г.Бийска сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.
На основании договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГ, декларации об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГ Ржаницыну Н.А. и Ржаницыной М.М. принадлежат на праве общей совместной собственности садовый дом, назначение жилое, общей площадью "данные изъяты" кв.м. и земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов - земельные участки, находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенные по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Указанный садовый дом находился в зоне затопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенне-летним паводком 2014 года.
Ржаницына М.М., Ржаницын Н.А. зарегистрированы по указанному адресу с 31.07.2014. Ранее указанные истцы состояли на регистрационном учете по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем на праве общей совместной собственности Ржаницыну Э.Н. и Ржаницыной Н.Н., расположенном по "адрес". Несовершеннолетняя Ржаницына А.А. состоит на регистрационном учете по месту пребывания по адресу: "адрес" с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Согласно сообщению МКУ "Управление по работе с населением администрации г. Бийска" от ДД.ММ.ГГ *** истцам отказано во включении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, и в списки граждан, нуждающихся в финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, по причине отсутствия постоянной регистрации по месту жительства по адресу: "адрес"
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что правовых оснований для признания права истцов на единовременную материальную помощь и финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости не имеется, поскольку садовые дома не включаются в состав жилищного фонда и не предназначены для постоянного проживания.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, установленных по делу обстоятельствах и представленных доказательствах, которым дана оценка в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционного представления прокурора о том, что в свидетельстве о государственной регистрации права назначение садового дома указано как жилое не является основанием для отмены решения суда.
Согласно абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Законодатель, раскрывая содержание понятия "садовый земельный участок", определяет его целевое назначение и одновременно указывая на право возведения жилого строения, предопределяет тем самым и целевое использование этого строения.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно п.п. 1,2 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Таким образом, жилые дома функционально предназначены для постоянного проживания граждан. Именно пригодность к проживанию в течение всех сезонов, а не только в летнее время, отличает жилое помещение от садового, предназначенного для отдыха, временного пребывания. Статус жилого помещение приобретает только с момента соответствующей регистрации в качестве такового в регистрирующем органе.
При этом, требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение). В силу п. 2 Положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения истцами установленного Положением порядка признания помещения пригодным для проживания, обращения истцов в установленном порядке с заявлением о проведении оценки соответствия помещения установленным требованиям для признания его жилым и пригодности для проживания.
Поскольку на момент затопления садовый дом не был в установленном порядке признан жилым помещением, пригодным для постоянного проживания граждан, то есть не имел статуса жилого дома, суд обоснованно не усмотрел правовых оснований для признания за истцами права на получение компенсаций, установленных законом для лиц, постоянно проживающих в жилых помещениях, попавших в зону подтопления.
С учетом изложенного, доводы апелляционного представления, указывающие на то, что согласно представленному в дело строительно-техническому заключению от 15.08.2014 дом пригоден для постоянного проживания, правильных выводов суда не опровергают. Кроме того, указанным заключением установлена пригодность садового дома для проживания не на момент паводка, а на иную более позднюю дату.
Доводы апелляционного представления о постоянном проживании истцов в садовом доме и наличии доказательств, подтверждающих повреждение имущества первой необходимости, при установленных по делу обстоятельствах правового значения не имеют и на законность решения не влияют.
Иных доводов, свидетельствующих о незаконности принятого по делу решения, апелляционное представление прокурора не содержит.
Поскольку доводы апелляционного представления прокурора правовых оснований для отмены решения суда не содержат, оснований для удовлетворения представления не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное представление прокурора г.Бийска на решение Бийского городского суда Алтайского края от 30 декабря 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.