Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.
судей Алешко О.Б., Решетниковой И.Ф.
при секретаре Ретунской Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора
на решение Локтевского районного суда Алтайского края от 26 февраля 2015 года по иску прокурора Локтевского района Алтайского края в интересах Б.М.Н. к Управлению социальной защиты населения по Локтевскому району о возложении обязанности предоставить государственную услугу,
заслушав доклад судьи Секериной О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Б.М.Н., являющаяся безработной и матерью - Б.И.А., родившегося ДД.ММ.ГГ, обратилась в Управление социальной защиты населения по "адрес" за получением единовременного пособия при рождении ребенка 09.12.2014. Однако ей было отказано в выплате в связи с тем, что пропущен шестимесячный срок обращения за выплатой пособия. Право на получение единовременного пособия при рождении ребенка Б.М.Н. утрачено 30.11.2014.
Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что Б.М.Н. указанный срок пропущен в связи с тем, что она не могла прописать ребенка После регистрации ребенка (03.12.2014) собрала необходимый пакет документов и сразу же обратилась в Управление социальной защиты населения. Отсутствие возможности для прописки ребенка подтверждается объяснением Б.М.Н., а также справкой из администрации "адрес" о том, что Б.М.Н. проживает на территории "адрес" с 04 июля 2013 по настоящее время, без регистрации по месту проживания.
В связи с тем, что Б.М.Н. обратилась в прокуратуру с заявлением о защите нарушенных социальных прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ счел необходимым выступить в защиту ее интересов, так как срок обращения для выплаты единовременного пособия при рождении ребенка пропущен незначительный (9 дней), причина пропуска обращения за пособием является уважительной (невозможность прописки ребенка). Формально истечение сроков для получения единовременного пособия не отменяет право на получение государственных пособий.
На основании изложенного, прокурор в исковых требованиях просил признать причину пропуска обращения за выплатой единовременного пособия при рождении ребенка Б.М.Н. уважительной и восстановить указанный срок с 09.12.2014; обязать Управление социальной защиты населения по Локтевскому району в соответствии с требованиями действующего законодательства принять заявление Б.М.Н. на получение указанного пособия с учетом восстановленного судом срока.
В судебном заседании помощник прокурора Абращенко М.Е. просила исковые требования удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Материальный истец Б.М.Н. также просила признать причины пропуска ею срока для получения единовременного пособия уважительными, восстановить его. Истец пояснила, что ДД.ММ.ГГ у неё родился ребенок - Б.И.А. Обратилась ДД.ММ.ГГ в Управление социальной защиты населения к специалисту К.О.А. по вопросу получения данного пособия. Истец не имела возможности зарегистрировать ребенка по месту своего жительства, поскольку на жилое помещение не имелось правоустанавливающих документов. Как только смогла зарегистрировать ребенка - 03.12.2014, истец обратилась в органы социальной защиты населения, где ей пояснили, что обращение за единовременным пособием на ребенка последовало по истечению шести месяцев со дня рождения ребенка и пособие не может быть назначено.
Представитель ответчика Ч.Ю.Ю. возражал относительно удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве. Согласно отзыву, причина, указанная Б.М.Н. (невозможность регистрации ребенка) не является уважительной, поскольку регистрация ребенка не является одним из условий назначения данного пособия, эти сведения не являются необходимыми.
Решением Локтевского районного суда Алтайского края от 26 февраля 2015 года требования прокурора Локтевского района в интересах Б.М.Н. к Управлению социальной защиты населения по Локтевскому району о возложении обязанности предоставить государственную услугу оставлены без удовлетворения.
В апелляционном представлении прокурор просит об отмене решения принять нового об удовлетворении требований.
В качестве оснований к отмене решения указывает на то, что суд в полной мере не учел установленные по делу обстоятельства, в связи с чем неправильно применил материальный закон, позволяющий признать причины пропуска гражданином на обращение за выплатой пособия по рождению ребенка уважительными. Выводы суда о том, что истец длительный срок бездействовала, активных действий на реализацию своего права не предпринимала, являются необоснованными, так как материалами дела подтверждается, что истец пыталась зарегистрировать ребенка по месту своего жительства, однако хозяин домовладения потерял документы на него. Суд не учел, что истец пропустила установленный законом срок на 9 дней, одна воспитывает ребенка, находится в тяжелом материальном положении.
В возражениях на жалобу, представитель ответчика с ее доводами не соглашается.
Прокурор Костогладов А.В. поддержал апелляционное представление.
Другие лица, участвующие в деле на заседание суда апелляционной инстанции не явились при их надлежащем извещении.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ у Б.М.Н., не являющейся трудоустроенной, родился ребенок - Б.И.А ... В графе "отец" имеется прочерк (л.д.9).
По обращению 09.12.2014 Б.М.Н. в органы социальной защиты населения по вопросу права на единовременное пособие при рождении ребенка, специалистом Управления дана консультация о пропуске Б.М.Н. шестимесячного срока для обращения за выплатой единовременного пособия, поскольку право на получение единовременного пособия при рождении ребенка Б.М.Н. утрачено 30.11.2014.
Рассматривая спор при таких обстоятельствах и отказывая прокурору в удовлетворении требований, суд исходил из того, что материальный истец длительный срок бездействовала, каких-либо активных действий, направленных на реализацию своего права на получение пособия не предпринимала. Также суд учел, что у Б.М.Н. не имелось препятствий в получении информации о порядке и условиях назначения и выплаты государственного пособия - единовременного пособия при рождении ребенка, в соответствии с которыми наличие регистрации ребенка не является обязательным условием для назначения такого пособия.
Судебная коллегия полагает, что указанные выводы суда не основаны на установленных по делу обстоятельствах.
В соответствии со ст. 17.2 Федеральным законом РФ от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а также единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребенка, со дня достижения ребенком возраста полутора лет, со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении, или со дня вынесения органом опеки и попечительства решения об установлении опеки (попечительства), или со дня заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона РФ от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" при обращении за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком по истечении шестимесячного срока решение о назначении пособия принимается территориальным органом страховщика при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием. Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2007 N 74 утвержден Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком.
Из приведенных норм следует, что указанные федеральные законы непосредственно не регулируют отношения, связанные с восстановлением пропущенного шестимесячного срока обращения за единовременным пособием при рождении ребенка.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 N 1012н утвержден Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей
Абзац 3 пункта 80 Порядка, закрепляя право территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации на принятие решения о назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком по истечении шестимесячного срока обращения при наличии уважительных причин его пропуска, фактически воспроизводит положения части 3 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Статья 17.2 Федерального закона РФ от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" не содержит каких-либо положений, ограничивающих право лица на обращение в суд с заявлением о восстановлении пропущенных сроков, предусмотренных данной нормой, формальное истечение которых не отменяет право на получение государственных пособий.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 января 2007 г. N 74 утвержден Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком. К таким причинам отнесены:
1. Непреодолимая сила, то есть чрезвычайные, непредотвратимые обстоятельства (землетрясение, ураган, наводнение, пожар и др.).
2. Длительная временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы продолжительностью более шести месяцев.
3. Переезд на место жительства в другой населенный пункт, смена места пребывания.
4. Вынужденный прогул при незаконном увольнении или отстранении от работы.
5. Повреждение здоровья или смерть близкого родственника.
6. Иные причины, признанные уважительными в судебном порядке, при обращении застрахованных лиц в суд.
Таким образом, при обращении в суд названный Перечень не является исчерпывающим и суд вправе, исходя из конкретных обстоятельств, признать причину пропуска срока обращения за пособием уважительной.
Судебная коллегия полагает, что сам по себе формальный пропуск гражданином срока обращения за назначением государственного пособия не может являться основанием для лишения его права на получение такого пособия.
Давая оценку доводам истицы о причинах пропуска ею срока обращения за пособием по рождению ребенка, судебная коллегия учитывает, что Б.М.Н. воспитывает грудного ребенка одна, проживает не по месту фактической регистрации в сельской местности за пределами райцентра, не имела возможность длительное время зарегистрировать ребенка по месту своей регистрации. С момента перемены места жительства и регистрации себя и ребенка по одному месту жительства, сразу же обратилась в уполномоченный орган за назначением и выплатой пособия на рождение ребенка.
Таким образом, пропуск истицей шестимесячного срока обращения за пособием обусловлено объективными обстоятельствами, то есть уважительными причинами, потому она не лишена права на назначение и выплату единовременного пособия при рождении ребенка.
При наличии таких обстоятельств, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда первой инстанции и принять новое об удовлетворении требований прокурора. При этом судебная коллегия полагает возможным обязать ответчика назначить и выплатить истцу единовременное пособие при рождении ребенка, поскольку такой способ восстановления нарушенного права охватывается требованиями прокурора.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционное представление прокурора удовлетворить.
Решение Локтевского районного суда Алтайского края от 26 февраля 2015 года отменить. Принять по делу новое решение:
Обязать Управление социальной защиты населения по Локтевскому району назначить и выплатить Б.М.Н. единовременное пособие при рождении ребенка.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.