Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Александровой Л.А., Соболевой С.Л.,
при секретаре Ахроменко А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 30 октября 2014 года по делу
по иску В.С.Ю. к войсковой части 21398 Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному отделу *** ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об установлении факта проживания, признании права пользования жилым помещением, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Соболевой С.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В.С.Ю. обратилась в суд с иском к войсковой части 21398 Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному отделу *** ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об установлении факта проживания в "адрес" с октября ДД.ММ.ГГ, признании права пользования указанной квартирой, а также признании за ней права собственности на квартиру N *** в "адрес" в порядке приватизации.
В обоснование требований ссылалась на то, что она и члены ее семьи проживают по месту регистрации в "адрес", с октября ДД.ММ.ГГ года. Квартира была предоставлена истцу и членам ее семьи для постоянного проживания. В феврале ДД.ММ.ГГ обратилась к ответчикам с заявлением о передаче в собственность указанного жилого помещения, однако получила отказ, так как жилье является служебным и находится в закрытом военном городке.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 30 октября 2014 года исковые требования В.С.Ю. удовлетворены. Установлен факт проживания В.С.Ю. в "адрес". Признано право пользования В.С.Ю. и членами ее семьи В.Д., В.С. квартирой "адрес" За В.С.Ю. признано право собственности на квартиру *** "адрес"
В апелляционной жалобе ответчик Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Жалоба мотивирована тем, что спорное жилое помещение предоставлялось в качестве служебного В.И. и членам его семьи, как военнослужащему на период исполнения должностных обязанностей из состава ведомственного жилого фонда. Следовательно, по окончанию трудовых отношений работник не имеет прав на жилое помещение, тем более требовать признания права собственности на объект. Жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих. Федеральным законом N 76-ФЗ от 27.05.1998 "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках. Собственником спорного имущества является Российская Федерация. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами Российской Федерации. ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца В.С.Ю. - С. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, настаивая на законности принятого судом решения; иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о слушании дела, не явились, в связи с чем судебная коллегия на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть жалобу при данной явке.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закона) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
На основании ст. 2 Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (ст. 4 Закона).
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст.6 Закона).
Статьей 11 Закона установлено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Судом установлено, что жилое помещение по адресу: "адрес" предоставлено в ДД.ММ.ГГ военнослужащему войсковой части *** В.И. (бывшему супругу истца) по распоряжению руководства войсковой части ***.
Брак между В.И. и истцом В.С.Ю. в ДД.ММ.ГГ году был расторгнут.
В квартире зарегистрированы и проживают с ДД.ММ.ГГ В.С.Ю. (истец), с ДД.ММ.ГГ В.Д. (дочь истца), с ДД.ММ.ГГ В.С., ДД.ММ.ГГ года рождения (внучка истца).
В.И. в квартире не проживает.
Ордер на служебное жилое помещение установленной формы нанимателю жилого помещения В.И. и членам его семьи не выдавался, однако, как следует из материалов дела, вселение произведено по приказу командира войсковой части.
В период проживания истец производит оплату за пользование жилым помещением, что подтверждается квитанциями, кроме того, на протяжении длительного времени требований о выселении истца и членов ее семьи из спорного жилого помещения ответчиками предъявлено не было.
При этом судебная коллегия учитывает, что ответчики не оспаривают факт предоставления В.И. спорного жилого помещения, а также право проживания истца В.С.Ю. и членов ее семьи в указанной квартире.
Распоряжением Правительства Российской Федерации N 752-р от ДД.ММ.ГГ военный городок номер 7 в Рубцовске Алтайского края включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России.
Собственником спорного жилого помещения является Российская Федерация, право оперативного управления зарегистрировано за Толмачевской КЭЧ.
После реорганизации Толмачевской КЭЧ согласно приказу Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** жилищный фонд от Толмачевской КЭЧ передан ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 1779-р "Изменения, которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности" изменен перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации "адрес" исключен.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности самоуправного вселение истца и членов ее семьи в жилое помещение, в котором проживают с момента вселения, несут бремя его содержания. При этом спорное жилое помещение относится к государственному жилищному фонду и не является служебным, истец ранее в приватизации жилья не участвовал, члены ее семьи не оспаривают право на приватизацию жилого помещения в собственность истца, в связи с чем отсутствуют правовые основания для отказа в приватизации спорного жилого помещения, предусмотренных ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, поскольку суд полно и всесторонне исследовал доказательства по делу и дал им надлежащую оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применил соответствующие нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения.
Довод апелляционной жалобы о том, что спорное жилое помещение относится к служебному, в связи с чем не может быть приватизировано, являлся предметом исследования суда первой инстанции и получил надлежащую оценку в судебном решении, с которой судебная коллегия соглашается.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В связи с этим к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, должны применяться нормы Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
В силу ст. 104 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение (ст. 105 Жилищного кодекса РСФСР).
В соответствии со ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Согласно п. 2 Постановления Совмина СССР от 06.05.1983 N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел СССР, руководством органов и командованием воинских частей Комитета государственной безопасности СССР (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 26.12.1984 N5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных (п. 20).
Из системного толкования вышеприведенных норм права, а также разъяснений Пленума Верховного Суда РСФСР следует, что важнейшим признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения администрации органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду оно принадлежит.
Между тем стороной ответчика в нарушение ст. 56 и ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено допустимых доказательств наличия у спорной квартиры статуса специализированного жилого помещения.
Напротив, как установлено судом и следует из материалов дела, спорное жилое помещение к специализированному жилищному фонду не относится.
Доказательств, подтверждающих включение жилого помещения до предоставления истцу и членам ее семьи в число служебных жилых помещений на основании решения соответствующего органа, а также иных доказательств свидетельствующих об изменении статуса спорного жилого помещения стороной ответчика не предоставлено, доводы жалобы в указанной части фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не согласиться с которыми оснований у судебной коллегии не имеется.
Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, а также то, что статус закрытого военного городка снят, спорное жилое помещение в аварийном состоянии, в общежитии не находится, следует согласиться с судом первой инстанции о том, что после снятия статуса закрытого военного городка наниматель занимает жилое помещение по договору социального найма и имеет право на приватизацию данного жилого помещения.
Доводы жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм материального права и противоречат установленным судом обстоятельствам.
Ссылка ответчика ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации на отсутствие у него полномочий по распоряжению и передаче жилья в собственность граждан не может служить препятствием для реализации истцом права, предусмотренного действующим законодательством.
Приказом Министра обороны Российской Федерации N 1455 от 03.11.2010 (в ред. Приказов Министра обороны Российской Федерации N 453 от 05.04.2011, N 606 от 22.03.2012) осуществление функций, связанных с вопросами жилищного обеспечения, возложено на уполномоченный орган - Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Указанный уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, к числу которых относится ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Приказа указанное учреждение уполномочено, в том числе, принимать решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства в соответствии с Порядком принятия решения о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность постановленного судом решения, жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении, построены на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств, оснований для которой не имеется. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 30 октября 2014 оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.