Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кулеш О.А.,
судей Ковалюк Л.Ю., Титовой В.В.,
при секретаре Усачевой К.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - администрации г. Бийска
на решение Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу по иску прокурора г. Бийска в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Бийска, муниципальному казенному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г. Бийска" о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, обустроить площадки для установки контейнеров, установить контейнеры, обеспечить регулярный сбор и вывоз мусора.
Заслушав доклад судьи Титовой В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Бийска обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Бийска, муниципальному казенному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г. Бийска" (далее -МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г. Бийска"), в котором с учетом уточнения требований просил возложить на администрацию г. Бийска, МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г. Бийска" обязанность ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, расположенных на земельном участке местности между домом по адресу: "адрес" и проезжей частью дороги по "адрес", площадью около "данные изъяты" кв.м; с правой стороны проезжей части дороги при движении по "адрес" в сторону "адрес" напротив дома по "адрес", площадью около "данные изъяты" кв.м; с правой стороны проезжей части при движении по "адрес" в сторону "адрес" на протяжении "данные изъяты" метров напротив дома по "адрес", площадью около "данные изъяты" кв.м; напротив домов по "адрес" площадью около 100 кв.м, путем сбора и вывоза мусора на полигон твердых бытовых отходов; обустроить в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 на "адрес" площадки для установки контейнеров (мусоросборников) и установить на них мусорные контейнеры (мусоросборники), обеспечить регулярный сбор и вывоз мусора.
В обоснование требований указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения норм природоохранного законодательства установлено отсутствие на "адрес", "адрес" площадок для установки контейнеров (мусоросборников) и мусорных контейнеров для бытовых отходов, а также то обстоятельство, что вывоз мусора осуществляется жителями самостоятельно на личном транспорте либо посредством мусоровоза, который проезжает по улицам 2 раза в неделю, что нарушает права граждан на санитарно-эпидемиологическую безопасность и, как следствие, на здоровье населения. Сложившийся способ сбора и вывоза мусора автотранспортом не отвечает требованиям санитарных правил и может привести к возникновению и распространению массовых инфекционных заболеваний. Отсутствие на вышеназванных улицах площадок для установки контейнеров (мусоросборников) и мусорных контейнеров привело к образованию на них несанкционированных свалок.
В соответствии с положениями Федеральных законов "Об отходах производства и потребления", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. С учетом того, что собственник отходов на спорном земельном участке не установлен, в силу положений ГОСТ 30772-2011 такие отходы являются собственностью органов местного самоуправления, которые обязаны организовать их сбор и вывоз с территории муниципального образования. При этом в соответствии со ст. 36 Устава муниципального образования город Бийск Алтайского края, а также согласно Положению об Управлении жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г. Бийска, утвержденному постановлением главы города Бийска от 17 декабря 2007 года N 2951, уполномоченными органами, на которые возлагаются вышеуказанные обязанности, являются администрация г. Бийска и МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г. Бийска". Отсутствие площадок для установки контейнеров (мусоросборников) и мусорных контейнеров, наличие несанкционированных свалок в районе улиц Зеленая, 2-я Зеленая в г. Бийске нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, поэтому прокурор обратился в суд с названными исковыми требованиями.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования прокурора г. Бийска удовлетворены в полном объеме, установлен месячный срок исполнения решения суда со дня его вступления в законную силу.
В апелляционной жалобе администрация г. Бийска просит отменить решение суда в части возложения на нее и МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации "адрес"" обязанности обустроить в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 на улицах "адрес", "адрес" площадки для установки контейнеров (мусоросборников) и установить на них мусорные контейнеры (мусоросборники), обеспечить регулярный сбор и вывоз мусора в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование доводов ссылается на то, что суд не принял во внимание, что администрация "адрес" наделила полномочиями по решению вопроса местного значения, связанного с организацией сбора, вывоза утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г. Бийска, которое является юридическим лицом и самостоятельно отвечает за выполнение возложенных на него функций; не выяснил причину непринятия мер по ликвидации несанкционированных свалок, между тем об их существовании стало известно только после предъявления иска, следовательно, до указанного момента администрация не имела возможности предпринять конкретные меры реагирования. Также указывает, что законом на ответчиков не возложена обязанность по обустройству в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 площадок для установки контейнеров (мусоросборников) и установке на них мусорных контейнеров, тогда как полномочия в части организации, вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов исполняются надлежащим образом: в г. Бийске существуют несколько специализированных организаций, осуществляющих сбор и вывоз бытовых отходов, имеется полигон твердых бытовых отходов. Согласно пунктам 2.7, 2.8 Правил благоустройства г. Бийска, утвержденных постановлением администрации г. Бийска от 03 июня 2008 года N 966, вывоз бытовых отходов и мусора из жилых домов осуществляется домовладельцами самостоятельно либо на основании договоров со специализированными организациями. В "адрес" каждый понедельник, а по "адрес" каждую пятницу по маршруту проходит специализированная машина для сбора твердых бытовых отходов. При этом у владельцев трех жилых домов по "адрес" и одного по "адрес" имеются договоры на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов, также в материалы дела представлены заявления домовладельцев с "адрес" и "адрес" об отказе от оказания таких услуг, в связи с чем решение суда в части возложения обязанности организовать площадки для установки мусоросборников и установить на них мусорные контейнеры является незаконным.
Участвующие в деле лица - Управление Росреестра по Алтайскому краю, Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю, Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, ООО "Единая городская служба ТБО" в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителей ответчиков - администрации г. Бийска К.В.И. и МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г. Бийска" С.И.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Беспалову М.И., полагавшую решение суда законным и обоснованным, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Положениями п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Аналогичные нормы содержатся в пп. 7 п. 1 ст. 42 Устава муниципального образования город Бийск Алтайского края от 03 июля 2005 года N 77, а также в п. 2.1.2 Положения о МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г. Бийска".
Исходя из анализа вышеприведенных правовых норм права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрация г. Бийска и МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г. Бийска" обязаны организовывать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, поэтому доводы апелляционной жалобы администрации г. Бийска об обратном признаются несостоятельными.
Наличие участков, на которых расположены несанкционированные свалки, подтверждается актом проверки, проведенной прокуратурой г.Бийска (л.д. 7) с приложенной к нему фототаблицей (л.д. 8-12).
В связи с этим решение суда в части возложения на администрацию г. Бийска, МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г. Бийска" обязанности ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, расположенных на земельном участке местности между домом по адресу: "адрес" и проезжей частью дороги по "адрес", площадью около "данные изъяты" кв.м; с правой стороны проезжей части дороги при движении по "адрес" в сторону "адрес" напротив дома по "адрес", площадью около "данные изъяты" кв.м; с правой стороны проезжей части при движении по "адрес" в сторону "адрес" на протяжении "данные изъяты" метров напротив дома по "адрес", площадью около "данные изъяты" кв.м; напротив домов по "адрес" площадью около "данные изъяты" кв.м, путем сбора и вывоза мусора на полигон твердых бытовых отходов является законным.
Довод жалобы о том, что о наличии несанкционированных свалок администрации стало известно из искового заявления, поданного прокурором в суд, во внимание не принимается, поскольку это обстоятельство не освобождает администрацию г. Бийска от выполнения возложенных законом обязанностей.
Вместе с тем, доводы жалобы о неправомерном возложении на администрацию г. Бийска, МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г. Бийска" обязанности обустроить площадки для установки мусоросборников и установить на них мусорные контейнеры на улицах 2-я Зеленая, Зеленая в г.Бийске заслуживают внимания.
Действующие в настоящее время СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест (далее - Правила), на которые в обоснование иска ссылался прокурор и примененные судом при рассмотрении дела, содержат основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий.
В соответствии с п. 1.2 Правил система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Объектами очистки в силу п. 2.1.1 Правил являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Согласно п.п. 2.13 Правил на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Твердые бытовые отходы вывозятся мусоровозным транспортом, а жидкие отходы из неканализованных домовладений - ассенизационным вакуумным транспортом (п. 2.1.5 Правил).
Положениями п.п. 2.2.2, 2.2.3, 2.2.10 Правил предусмотрено, что для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.
Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (см. Альбом площадок под контейнеры для сбора бытовых отходов, Свердловск, УНИИ, АКХ, 1977).
Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
На территории частных домовладений места расположения мусоросборников, дворовых туалетов и помойных ям должны определяться самими домовладельцами, разрыв может быть сокращен до 8 - 10 метров.
Ответственность за содержание, в том числе, мусоросборников несет организация, в ведении которой находится дом.
Из содержания приведенных норм следует, что сбор твердых бытовых отходов, определение места расположения мусоросборников под эти отходы, а также удаление бытовых отходов и ответственность за содержание мусоросборников на территориях частных домовладений возлагается на самих домовладельцев.
Таким образом, названные Правила не возлагают на органы местного самоуправления обязанность обустраивать на территориях улиц площадки для установки контейнеров и устанавливать на них контейнеры для сбора твердых бытовых отходов для владельцев частных домовладений.
Кроме того, на территории г.Бийска действуют Правила благоустройства г. Бийска, утвержденные постановлением администрации г. Бийска от 03 июня 2008 года N 966, в соответствии с которыми физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку отведенных им в установленном порядке земельных участков и прилегающих территорий (п. 2.1); сбор и вывоз отходов и мусора осуществляется по контейнерной или бестарной системе в порядке, установленном действующими нормативными правовыми актами (п. 2.4); вывоз бытовых отходов и мусора из жилых домов осуществляется домовладельцами, а также иными производителями отходов самостоятельно либо на основании договоров со специализированными предприятиями (п. 2.7); для сбора отходов и мусора физические и юридические лица, указанные в п. 2.1 Правил, организуют место временного хранения отходов, осуществляют его уборку и техническое обслуживание (п. 2.8).
Помимо этого пп. "ж" п. 2.32 названных Правил благоустройства установлена обязанность граждан, во владении и пользовании которых находятся здания, строения и земельные участки на территории частного сектора производить за счет собственных средств заключение договора со специализированными организациями или индивидуальными предпринимателями, имеющими право на выполнение работ по вывозу и утилизации твердых и жидких бытовых отходов, либо приобретать в специализированной организации талоны для самостоятельной утилизации отходов на городском полигоне твердых бытовых отходов.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной прокуратурой г.Бийска проверки установлено отсутствие на "адрес" и "адрес", расположенных на территории частного сектора в г. Бийске, контейнеров для сбора мусора и площадки для их установки.
Вместе с тем по делу также установлено, что сбор и вывоз твердых бытовых отходов с вышеназванных улиц осуществляется обществом с ограниченной ответственностью "Единая городская служба ТБО", что следует из ответа начальника МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г. Бийска" от ДД.ММ.ГГ. Согласно справке ООО "Единая городская служба ТБО" от ДД.ММ.ГГ "номер" по вышеназванным улицам еженедельно, каждую пятницу по маршруту проходит специализированная машина для сбора мусора. Контролерами ООО "Единая городская службы ТБО" по работе с населением частного сектора посредством объявлений и в устной форме владельцы жилых домов уведомлены о маршруте и времени прохождения машины. В материалы дела представлены договоры оказания услуг по вывозу твердых бытовых отходов, заключенные ООО "Единая городская служба ТБО" с гражданами, проживающими в частном секторе "адрес", а также заявления домовладельцев, отказавшихся от такой услуги.
Следовательно, возложение на администрацию г. Бийска и МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г. Бийска" обязанности обустроить в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 на улицах "адрес", "адрес" площадки для установки контейнеров (мусоросборников) и установить на них мусорные контейнеры (мусоросборники), обеспечить регулярный сбор и вывоз мусора с учетом установленных по делу обстоятельств и положений вышеприведенных правовых норм, которыми данная обязанность возложена на домовладельцев частных домовладений, нельзя признать правомерным, поэтому решение суда в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ в части возложения на администрацию г. Бийска, муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г. Бийска" обязанности обустроить в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 на улицах "адрес", "адрес" площадки для установки контейнеров (мусоросборников) и установить на них мусорные контейнеры (мусоросборники), обеспечить регулярный сбор и вывоз мусора в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу отменить, принять в этой части новое решение.
Прокурору г.Бийска в удовлетворении требований о возложении на администрацию г. Бийска, муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г. Бийска" обязанности обустроить в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 на улицах "адрес", "адрес" площадки для установки контейнеров (мусоросборников) и установить на них мусорные контейнеры (мусоросборники), обеспечить регулярный сбор и вывоз мусора отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.