Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вишняковой С.Г.,
судей Костогладовой О.Г., Бредихиной С.Г.,
при секретаре Шадриной Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району и третьего лица Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите на решение Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 02 апреля 2015 года по делу
по иску Разореновой О.А., Разоренова В.Г. к администрации Усть-Пристанского района Алтайского края, Управлению социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края о возложении обязанности включить в список граждан, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации, для предоставления материальной помощи за счет средств краевого бюджета и взыскании единовременной материальной помощи на домовладение.
Заслушав доклад судьи Костогладовой О.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Разоренова О.А., Разоренов В.Г. обратились в суд с названным иском к администрации Усть-Пристанского района Алтайского края, Управлению социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края. В обоснование заявленных требований указали, что в мае-июне 2014 года их домовладение, расположенное по адресу: "адрес", пострадало в результате паводка. В период с 30 мая по ДД.ММ.ГГ были затоплены приусадебный участок, огород, хозяйственные постройки, колодец, сарай, подполье жилого дома. Однако Управлением социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району было отказано в выплате материальной помощи из краевого бюджета, выплата которой предусмотрена для граждан, чьи домовладения, попали в зону затопления. Вместе с тем, в список граждан, пострадавших в результате паводка, на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на каждого члена семьи, за счет средств федерального бюджета, истцы были включены. Факт подтопления жилого дома подтверждается актом обследования от ДД.ММ.ГГ, в котором указано, что дом в результате паводка имеет слабую степень повреждения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истцы просили обязать администрацию Усть-Пристанского района Алтайского края включить их в список граждан, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации, для предоставления единовременной материальной помощи за счет средств краевого бюджета и взыскать с ответчиков указанную сумму.
В процессе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю, в качестве третьего лица привлечено Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Решением Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 02 апреля 2015 года исковые требования удовлетворены частично.
Взыскана с Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району в пользу Разореновой О.А., Разоренова В.Г. единовременная материальная помощь на домовладение в размере 10 000 рублей за счет средств бюджета Алтайского края, по 5 000 рублей каждому.
Взысканы с Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району в пользу Разоренова В.Г. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей и расходы по оплате юридических услуг в размере 500 рублей, всего 800 рублей.
Взысканы с Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району в пользу Разореновой О.А. судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 500 рублей.
В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ответчик Управление социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края просит решение отменить.
В обоснование жалобы указывает на то, что суд неправильно применил материальный закон, регулирующие спорные правоотношения, а именно Правила предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, утвержденные постановлением Администрации Алтайского края от 05.10.2007 N466 и Порядок рассмотрения обращений малоимущих граждан и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи, утвержденный приказом Главного управления от 02.11.2009 N187.
Для предоставления краевой материальной помощи необходимо документальное подтверждение невозможности самостоятельного преодоления гражданином последствий паводка, наличие таких последствий и неотложных нужд, для удовлетворения которых необходима краевая материальная помощь. Истцами данная обязанность выполнена не была, документов, подтверждающих невозможность самостоятельного преодоления последствий паводка в органы социальной защиты представлено не было. В списках на выплату краевой материальной помощи, составляющихся администрацией Усть-Пристанского района Алтайского края персональных данных истцов не имелось.
Разоренова О.А. и Разоренов В.Г. уже получили материальную помощь за счет федеральных средств в размере 10 тысяч рублей на человека в соответствии с постановлением Администрации края от ДД.ММ.ГГ ***, в связи с чем оснований для вывода о наличии у истцов неотложных нужд, для удовлетворения которых необходимы денежные средства, превышающие полученную сумму у органов местного самоуправления и Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району не было. В материалах дела отсутствуют доказательства трудной жизненной ситуации истцов.
В апелляционной жалобе третье лицо Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы ссылается на те же доводы, что содержатся в жалобе Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району. Также указывает на то, что взыскание с Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району государственной пошлины в размере 300 рублей противоречит п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, сумма на возмещение расходов на плату услуг представителя взыскана в пользу истцов в завышенном размере. Кроме того, истцы имели право на получение у адвоката бесплатной юридической помощи, следовательно, убытки в виде расходов на оплату юридической помощи причинены им вследствие умысла самих истцов и не подлежат возмещению в соответствии с ч.1 ст.1083 ГК РФ.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии с ч.3 ст.167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб на основании ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалоб.
В силу ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 указанного закона устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Подпунктом "л" п.1 ст.11 Закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Согласно ч. 2 ст. 25 Закона Алтайского края от 17.03.1998 N 15-ЗС "О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, указанных в части первой настоящей статьи, предоставляемых гражданам, проживающим и пребывающим в крае, устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством края.
Постановлением администрации Алтайского края от 29.05.2014 N 254 "О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" с 29.05.2014 на территории Алтайского края введен режим чрезвычайной ситуации в связи с паводком.
На основании распоряжения Правительства РФ от 9 июня 2014 года N994-р администрации Алтайского края выделены денежные средства для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий паводка от сильных дождей, прошедших в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края.
Постановлением администрации Алтайского края от 10 июня 2014 года N 270 "Об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае - июне 2014 года", утвержден Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае - июне 2014 года (далее - Порядок, утвержденный постановлением N270), в силу которого получателями единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества (далее также - "денежные выплаты") являются граждане, нуждающиеся в получении денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации. К категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, постоянно проживавшие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации.
В силу п.п. 2.4, 2.7 Порядка основаниями для предоставления единовременной материальной помощи являются: заявления граждан либо их представителей, полномочия которых подтверждены документально; документы, удостоверяющие личность; списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации. Списки граждан, указанные в пунктах 2.4 и 2.6 настоящего Порядка, формируются межведомственными комиссиями, создаваемыми в городских округах (муниципальных районах), пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, и оформляются в виде таблиц.
Распоряжением губернатора Алтайского края от 05.06.2014 г. N 201-р выражено согласие с предложением Главалтайсоцзащиты о выделении из резервного фонда администрации Алтайского края указанному органу денежных средств на оказание единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от паводка в мае - июне 2014 г. (по 10 тыс. рублей на домовладение, жилое помещение).
Согласно приказу Главалтайсоцзащиты от 10.06.2014 г. N 209 полномочиями по принятию решения о предоставлении вышеуказанной единовременной материальной помощи гражданам наделено Управление социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району и комиссия по предоставлению материальной помощи гражданам при данном управлении, которому приказано осуществлять предоставление единовременной материальной помощи гражданам на неотложные нужды в пределах 10 000 руб. на каждое домовладение, руководствуясь списками пострадавших граждан и информацией о затопленных домовладениях, предоставленными администрацией Усть-Пристанского района и органами МЧС России.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Разореновой О.А., Разоренову В.Г. на праве общей совместной собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", в котором они зарегистрированы по месту жительства и фактически проживают,.
В мае-июне 2014 года село Чеканиха Усть-Пристанского района Алтайского края попало в зону подтопления в связи со сложившейся в крае чрезвычайной ситуацией, связанной с паводком.
ДД.ММ.ГГ главой администрации Усть-Пристанского района был утвержден список улиц и домов населенных пунктов района, попавших в зону подтопления. В данный список был включен дом истцов.
Разоренова О.А., Разоренов В.Г. были включены в Списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате паводка в размере 10000 рублей на каждого члена семьи, за счет средств федерального бюджета, на основании Порядка осуществления единовременных денежных выплат, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ. ***, указанные денежные средства ими получены.
Согласно протоколу заседания комиссии по социальным вопросам Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району от ДД.ММ.ГГ *** рассмотрено ходатайство жителей с.Чеканиха о выплате материальной помощи на неотложные нужды из средств краевого бюджета в размере 10000 рублей на затопленное домовладение, в том числе ходатайство истцов. Решением комиссии Разореновым отказано в указанной выплате с ссылкой на то, что по информации главы Чеканихинского сельсовета Бочаровой Н.П. домовладение истцов не было затоплено, затоплены были огород, баня, хозяйственные постройки, колодец, вода стояла в подполье дома. Согласно информации МЧС дом истцов не был затоплен.
Вместе с тем актом обследования поврежденного жилого дома в результате паводка в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, утвержденного ДД.ММ.ГГ главой администрации Усть-Пристанского района и начальником отдела ГО и ЧС, установлено, что жилой дом по адресу: "адрес", имеет слабую степень повреждения, имеется оседание фундамента дома, в результате лопнул шифер на крыше, дом требует капитального ремонта.
Разрешая спор при установленных обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что представленными доказательствами подтверждается, что домовладение истцов пострадало в результате паводка, в связи с чем истцы имеют право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на домовладение за счет средств бюджета Алтайского края, заявленные ими требования о взыскании единовременной материальной помощи в указанном размере подлежат удовлетворению. Требования истцов о возложении на администрацию Усть-Пристанского района обязанности включить их в соответствующий список суд оставил без удовлетворения, указав, что составление такого списка не предусмотрено действующими правилами.
Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем судебная коллегия с ними соглашается.
Поскольку материалами дела подтверждается то, что в результате паводка в мае-июне 2014 года в подполье жилого дома истцов стояла вода и были затоплены огород, баня, хозяйственные постройки, колодец, суд пришел к правильному выводу о том, что домовладение истцов пострадало в результате паводка. Кроме того, данный факт подтверждается и включением истцов в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате паводка в размере 10 000 рублей на каждого члена семьи, за счет средств федерального бюджета.
Доводы апелляционных жалоб о том, что предоставление единовременной материальной помощи в данном случае регулируется Правилами предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, утвержденными постановлением Администрации Алтайского края от 05.10.2007 N466 и Порядком рассмотрения обращений малоимущих граждан и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи, утвержденным приказом Главного управления от 02.11.2009 N187, судебная коллегия находит несостоятельными, учитывая то, что названные нормативные документы регулируют иные правоотношения. Распоряжение администрации Алтайского края от 05 июня 2014 года N201-р и от 09 июня 2014 года N204-р, являющееся основанием для направления средств резервного фонда Администрации Алтайского края на оказание единовременной помощи в связи с паводком в мае-июне 2014 года, не содержит указания на то, что материальная помощь предоставляется только малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, круг лиц в целях предоставления единовременной материальной помощи в распоряжении определен, как граждане, пострадавшие от паводка в мае-июне 2014 года.
Нормативным правовым актом, определяющим порядок формирования списков пострадавших граждан в результате паводка в мае-июне 2014 года, является Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 года, утвержденный постановлением Администрации края от 10 июня 2014 года N 270, а списки пострадавших граждан являются основанием для последующего рассмотрения органом социальной защиты населения вопроса о предоставлении единовременной материальной помощи за счет средств краевого бюджета.
Иного порядка формирования списков для получения выплаты из резервного фонда краевого бюджета (включая наделение органов местного самоуправления правом оценки трудной жизненной ситуации каждого проживающего в зоне затопления при формировании списков) не предусмотрено.
Таким образом, вопреки доводам жалоб граждане, домовладения которых пострадали в результате паводка в мае-июне 2014 года, имеют право кроме получения единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. на человека за счет средств федерального бюджета, также на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. на домовладение за счет средств краевого бюджета.
Доводы апелляционной жалобы Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите, указывающие на неправомерное взыскание с Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району государственной пошлины и сумм в возмещение расходов на оплату услуг представителя, не могут быть приняты во внимание, как основанные на неправильном толковании норм права. Взыскивая с Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району в пользу истца Разенкова В.Г. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., суд правильно руководствовался ст.98 ГПК РФ, которая предусматривает, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Поскольку истцом были понесены расходы на оплату государственной пошлины при подаче иска, учитывая результат рассмотрения спора, истец имеет право на возмещение судебных расходов. Положения пункта 19 части 1 ст.333.36 НК РФ, которым предусмотрены льготы при обращении в суды общей юрисдикции и к мировым судьям в виде освобождения от уплаты государственной пошлины для государственных органов, выступающих по делам в качестве истцов или ответчиков, не применимы при разрешении вопроса о возмещении стороне судебных расходов на основании ст.98 ГПК РФ, так как в данном случае решается вопрос не о взыскании государственной пошлины - сбора, подлежащего уплате в соответствующий бюджет, а о возмещении понесенных стороной судебных расходов.
Взыскание в пользу истцов денежных сумм (по 500 руб. в пользу каждого истца) в возмещение судебных расходов, понесенных на оплату юридических услуг, судом произведено также в соответствии с требованиями процессуального законодательства (ст.98 ГПК РФ). Указанные расходы понесены истцами в связи с оплатой консультаций юриста и подтверждаются представленными в материалы дела квитанциями на оплату, в связи с чем ссылки в жалобе на завышенный размер возмещенных расходов несостоятельны. Доводы жалобы о том, что истцы имели право на получение бесплатной юридической помощи, также не свидетельствуют о необоснованном возмещении понесенных истцами расходов и тем более умысле истцов, на который указано в жалобе.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения решения по доводам апелляционных жалоб не имеется, в связи с чем, жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 02 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району и третьего лица Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.