Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Параскун Т.И.
судей Гореловой Т.В., Бусиной Н. В.
при секретаре Д.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Поломошновой Любови Дмитриевны на решение Бийского городского суда Алтайского края от 26 марта 2015г. по иску Поломошновой Любовь Дмитриевны к Управлению социальной защиты населения по городу Бийску и ГУ "Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе" о признании права на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям.
Заслушав доклад судьи Гореловой Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Поломошнова Л.Д. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по городу Бийску и ГУ "Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе" о признании права на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям. В обоснование исковых требований указывала, что она награждена нагрудным знаком "Почетный донор России", является ветераном труда и "данные изъяты". Данные обстоятельства дают ей право на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом "О донорстве крови и ее компонентов", Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов".
С февраля 2005 года на основании ее заявления Управление социальной защиты населения по городу Бийску производило ежемесячную денежную выплату как лицу, награжденному нагрудным знаком "Почетный донор России", и по категории ветеран труда. Однако, с октября 2008 года Управление социальной защиты населения по городу Бийску прекратило производить выплату мер социальной поддержке ей, как ветерану труда, поскольку она обратилась в ГУ "Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе" за получением соответствующих мер поддержки как "данные изъяты". Чтобы воспользоваться правами ветерана труда на бесплатное зубопротезирование она была вынуждена принудительно отказаться от ежемесячной денежной выплаты в ГУ "Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе", подав заявление на получение мер социальной поддержки в Управление социальной защиты населения по городу Бийску.
Полагала, что данные действия являются незаконными, нарушающими ее права, охраняемые указанными Законами и Конституцией РФ, поскольку она имеет право на получение мер социальной поддержки по всем имеющимся у нее основаниям.
Просила восстановить ее право Почетного донора России на получение ежемесячной денежной выплаты и мер социальной поддержки по другим основаниям, установленным законодательством Российской Федерации. Обязать Управление социальной защиты населения по городу Бийску включить ее в краевой регистр ветеранов труда, как имеющую право на получение мер социальной защиты по Закону Алтайского края N61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", по нескольким основаниям: как лицо, награжденное нагрудным знаком "Почетный донор России", как ветеран труда, как "данные изъяты". Признать ее отказ в ГУ "Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе" в мае 2014 года от получения ежемесячной денежной выплаты как "данные изъяты" недействительным. Обязать ГУ "Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе" выплатить ей ежемесячную денежную выплату за июнь 2014 года.
Ответчики исковые требования не признали, просили в иске отказать.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 26 марта 2015г. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит об отмене решения суда, указывая на его незаконность, поскольку вывод суда об отсутствии у нее права на получение мер социальной защиты по всем предусмотренным в законе основаниям, не соответствует нормам права.
Истец просит направить запрос в Конституционный суд РФ для устранения противоречий в законах.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление социальной защиты населения по городу Бийску просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились. С учетом надлежащего извещения указанных лиц о времени месте рассмотрения спора, судебная коллегия находит возможным дело рассмотреть при данной явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, проверяя его по доводам жалобы.
Как установлено судом, Поломошнова Л.Д. является "Ветераном труда", в подтверждение чего ей выдано удостоверение *** от ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ Поломошнова Л.Д. награждена нагрудным знаком "Почетный донор России" (удостоверение *** от ДД.ММ.ГГ).
Согласно справкам Серии МСЭ-2007 *** от ДД.ММ.ГГ и Серии МСЭ-2011 *** от ДД.ММ.ГГ Поломошновой Л.Д. ДД.ММ.ГГ была установлена "данные изъяты", ДД.ММ.ГГ установлена "данные изъяты" бессрочно.
Поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что Поломошновой Л.Д. как лицу, награжденному нагрудным знаком "Почетный донор России", все причитающиеся ей денежные суммы ответчиком были выплачены, суд обоснованно не нашел оснований для удовлетворения исковых требований. В данной части решение суда не оспаривается.
В соответствии с ч.1 ст.6 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 года N61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" при наличии у тружеников тыла и ветеранов труда права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору граждан, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Согласно ч.3 ст.28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
Таким образом, действующим законодательством введено ограничение на пользование одной и той же мерой социальной поддержке, право на которую лицо имеет по различным основаниям, более одного раза.
Из содержания указанных норм права следует, что Поломошнова Л.Д., имея право на меры социальной поддержки как по Федеральному закону от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", так и по Закону Алтайского края от 3 декабря 2004 года N61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", может получать ежемесячную денежную выплату и пользоваться набором социальных услуг только по одному из указанных Законов.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1), и относя социальную защиту к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 пункт "ж" части 1), вместе с тем не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя, который, реализуя предоставленное ему полномочие, ввел общее правило, в соответствии с которым гражданам, имеющим право на одновременное получение ежемесячных денежных выплат, установленных разными нормативными правовыми актами, предоставляется одна ежемесячная денежная выплата (пункт 2 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах", часть 3 статьи 28.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"), при этом граждане имеют право выбора наиболее выгодного основания ее получения. Правило о выборе основания предоставления мер социальной поддержки при наличии у ветерана права на их получение по нескольким основаниям закреплено и в пункте 3 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах".
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, что правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), закрепляющее право выбрать наиболее выгодное основание пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан (Определения от 18 июля 2006 года N 295-О, от 24 января 2008 года N 47-О-О, от 19 февраля 2009 года N 159-О-О, от 15 июля 2010 года N 1019-О-О и др.).
Исходя из изложенного, не может расцениваться как ущемляющее права граждан правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя.
Действительно, пунктом 16 Порядка осуществления ежегодной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России", утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 11 июля 2013г. N450н предусмотрена ежегодная денежная выплата, лицам, награжденным нагрудным знаком независимо от получения лицами, имеющими право на ежегодную выплату, мер социальной поддержке, в том числе в денежной форме, по другим основаниям, установленным законодательством Российской Федерации. Однако положения данного нормативного акта не опровергает вывод суда о том, что истец имеет право на получение мер социальной поддержке как лицо, награжденное нагрудным знаком "Почетный донор России" по Федеральному закону "О донорстве крови и его компонентов", а также по закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", либо по Закону Алтайского края от 3 декабря 2004 года N61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов".
Доводы истца о том, что поскольку п. 16 указанного Порядка предусмотрены меры социальной поддержке по нескольким основаниям, она имеет право на меры социальной поддержке по всем законом, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Судебная коллегия не усматривает оснований для направления запроса в Конституционный Суд РФ, на что указывает в жалобе истец, поскольку Конституционным Судом Российской Федерации неоднократно высказывалась позиция относительно правового регулирования, предусматривающего право лиц, имеющих право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, пользоваться такой поддержкой по одному из оснований по выбору получателя, в связи с чем просьба истца не может быть удовлетворена.
Иных доводов, опровергающих вывод суда, в жалобе не содержится.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Поломошновой Любови Дмитриевны на решение Бийского городского суда Алтайского края от 26 марта 2015г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.