Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Мжельской Г.А.,
судей Белодеденко И.Г., Довиденко Е.А.,
при секретаре Быхуне Д.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу и дополнительную апелляционную жалобу истца Полыгалова Ю. И. на решение Октябрьского районного суда города Барнаула Алтайского края от 20 января 2015 года (с учетом определения Октябрьского районного суда города Барнаула Алтайского края от 16 апреля 2015 года об исправлении описки) по делу
по иску Полыгалова Ю. И. к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю о признании незаконными действий по расчету размера пенсии.
Заслушав доклад судьи Белодеденко И.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Полыгалов Ю.И. обратился в суд с исковыми требованиями, согласно которым просил признать незаконными действия Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - ГУ МВД РФ по Алтайскому краю) о перерасчете ему пенсии с ДД.ММ.ГГ с учетом численности населения в Алтайском крае, а также возложить на ГУ МВД РФ по Алтайскому краю обязанность восстановить ему прежний размер пенсии с увеличениями, предусмотренными действующим законодательством.
В обоснование иска Полыгалов Ю.И. указал, что с ДД.ММ.ГГ является пенсионером и состоит на пенсионном обеспечении в ГУ МВД РФ по Алтайскому краю, так как до выхода на пенсию являлся "данные изъяты" (далее - УГОЧС и ПБ в Алтайском крае).
В результате перерасчета пенсии, произведенного с ДД.ММ.ГГ, размер пенсии истца уменьшился с "данные изъяты"
Поскольку с ДД.ММ.ГГ пенсии военнослужащих и приравненных к ним лиц увеличены на "данные изъяты" поэтому размер пенсии истца стал составлять "данные изъяты"
Перерасчет с ДД.ММ.ГГ пенсии, назначенной истцу в ДД.ММ.ГГ, произведен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 года N 1020 "Об окладах денежного содержания сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, применяемых при пересмотре (назначении) пенсий", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 года N 128 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы", согласно которым установление максимального должностного оклада по должности начальника отдела организации пожарно-профилактической работы УГОЧС и ПБ в Алтайском крае, которую ранее замещал истец до выхода на пенсию, постановлено в зависимость от численности населения в Алтайском крае, которая в ДД.ММ.ГГ составила менее 2,5 миллионов человек.
Действия ответчика по уменьшению размера пенсии истец считает незаконными, поскольку действующее пенсионное законодательство не предусматривает возможности пересмотра размера ранее назначенной пенсии в сторону уменьшения, а также возможности произвольного определения момента пересмотра пенсии и в случае обнаружения ошибки в определении этого размера, поскольку ошибка не установлена в качестве самостоятельного основания для перерасчета пенсии.
Истец полагает, что постановление Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 года N 1020 "Об окладах денежного содержания сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, применяемых при пересмотре (назначении) пенсий" не содержит указания о распространении его юридической силы на правоотношения, возникающие до его принятия, исходя из существующей в настоящее время численности населения субъектов Российской Федерации, в связи с чем, считает, что действиями ответчика нарушены его права.
Решением Октябрьского районного суда города Барнаула Алтайского края от 20 января 2015 года (с учетом определения Октябрьского районного суда города Барнаула Алтайского края от 16 апреля 2015 года об исправлении описки) исковые требования Полыгалова Ю.И. удовлетворены частично.
Признаны незаконными действия ГУ МВД России по Алтайскому краю по перерасчету пенсии Полыгалову Ю.И. в ДД.ММ.ГГ с учетом оклада по должности равного "данные изъяты"., как для субъектов с численностью населения менее 2,5 млн. человек.
На ГУ МВД России по Алтайскому краю возложена обязанность произвести Полыгалову Ю.И. перерасчет песни за ДД.ММ.ГГ года исходя из размера оклада по должности равного "данные изъяты"
В остальной части в удовлетворении исковых требований Полыгалову Ю.И. отказано.
Считая решение Октябрьского районного суда города Барнаула от 20 января 2015 года незаконным и необоснованным, истец Полыгалов Ю.И. обратился с апелляционной жалобой и дополнительной апелляционной жалобой, согласно которым просит отменить решение суда первой инстанции, удовлетворив его исковые требования в полном объеме.
Свою позицию истец обосновал тем, что согласно статистическим данным Алтайкрайстата от ДД.ММ.ГГ в момент ухода на пенсию, а также на момент вступления в законную силу постановления Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 года N 1020 "Об окладах денежного содержания сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, применяемых при пересмотре (назначении) пенсий" численность населения Алтайского края была свыше 2,5 млн. человек. Только в ДД.ММ.ГГ года численность населения Алтайского края изменилась и стала составлять менее 2,5 млн. человек.
Полыгалов Ю.И. считает, что суд ошибочно указал в решении нормативные акты, не имеющие отношения к делу, так как истец уходил на пенсию с типовой должности, размер оклада по которой предусматривался постановлением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 года N 1020 "Об окладах денежного содержания сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, применяемых при пересмотре (назначении) пенсий", а не приказами МЧС России от 26 февраля 2013 года N 140 и от 19 декабря 2011 года N 762.
Вывод суда о том, что ответчик был вправе с ДД.ММ.ГГ произвести перерасчет пенсии ошибочен, так как при пересчете с ДД.ММ.ГГ размер пенсии истца уменьшился с "данные изъяты". и составил "данные изъяты"., что противоречии положениям ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", согласно которым за гражданами, уволенными с военной службы, сохраняются размеры ежемесячного денежного довольствия и пенсии, установленные им в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до вступления в силу настоящего закона, до приобретения ими права на ежемесячное денежное довольствие и пенсий в больших размерах. Кроме того, указанное требование закреплено и в п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 года N 1020 "Об окладах денежного содержания сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, применяемых при пересмотре (назначении) пенсий", согласно которому устанавливается требование о сохранении размера пенсий, существовавших до его принятия. Помимо вышеизложенного, указанные выводы приведены и в определениях Конституционного Суда Российской Федерации.
Истец Полыгалов Ю.И., извещенный в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения жалобы, в Алтайский краевой суд не явился.
В суде апелляционной инстанции представитель истца Полыгалова Ю.И. - ФИО2 поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель ответчика ГУ МВД России по Алтайскому краю ФИО1 возражала против удовлетворения требований истца, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии истца.
Заслушав пояснения сторон, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Основания и порядок назначения пенсии сотрудникам Государственной противопожарной службы определен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со ст. 43 указанного Закона пенсии, назначаемые лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона (т.е. в том числе лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в Государственной противопожарной службе), и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" назначенные пенсии подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий; с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 названного Закона.
Как следует из материалов дела истец Полыгалов Ю.И. уволен с "данные изъяты" в соответствии с приказом ГУ МЧС от ДД.ММ.ГГ *** НС по п. "З" ст. 58 Положения о прохождении службы (по ограниченному состоянию здоровья).
На момент назначения пенсии выслуга лет Полыгалова Ю.И. в календарном исчислении составляла "данные изъяты"
С ДД.ММ.ГГ истцу назначена пенсия по выслуге лет в размере "данные изъяты" исходя из размеров должностного оклада, предусмотренного Приложением *** к приказу МЧС РФ от ДД.ММ.ГГ *** "О размерах должностных окладов сотрудников противопожарной службы" по должности начальника Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации в зависимости от численности населения в субъекте свыше 1 млн. человек (л.д. 28).
Федеральным законом Российской Федерации от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ внесены изменения в содержание Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В связи с чем принято постановление Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 года N 1020 "Об окладах денежного содержания сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, применяемых при пересмотре (назначении) пенсий", которым установлен иной размер окладов по типовым штатным должностям сотрудников Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, применяемых при назначении пенсий и при этом в качестве критерия разделения субъектов Российской Федерации на группы установлена численность населения менее или свыше 2,5 млн. человек.
Указанным постановлением предписано применять установленные в таком порядке оклады при определении размеров денежного довольствия для исчисления пенсий при назначении пенсий сотрудникам, увольняемым с ДД.ММ.ГГ со службы из соответствующих федеральных органов исполнительной власти с правом на пенсию, и членам семей сотрудников, проходивших службу в этих органах, а также при пересмотре пенсий лиц, уволенных из этих органов до указанной даты, и членов их семей, назначенных в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 года N 1020 "Об окладах денежного содержания сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, применяемых при пересмотре (назначении) пенсий" Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предписано установить размеры должностных окладов сотрудников по нетиповым штатным должностям применительно к размерам окладов по типовым штатным должностям соответствующих категорий сотрудников, указанных в приложениях N 1, 3 и 5 к названному Постановлению (пункт 2).
ДД.ММ.ГГ в соответствии с приказом МЧС России N 140 "О размерах месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по нетиповым должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" приказ МЧС России от 25 августа 2011 года N 461 отменен и с ДД.ММ.ГГ установлен иной размер окладов для сотрудников, замещающих нетиповую должность в управлении МЧС России по субъектам Российской Федерации, при этом также в качестве критерия разделения субъектов Российской Федерации на группы установлена численность населения менее или свыше 2,5 млн. человек.
В соответствии с вышеизложенными положениями законодательства, пояснениями представителя ответчика, судом первой инстанции установлено, что ответчик при начислении истцу пенсии с ДД.ММ.ГГ ошибочно применял в расчете размер должностного оклада исходя из численности населения Алтайского края свыше 2,5 млн. человек, не предпринимая действий по установлению того, к какой категории субъектов относится Алтайский край - с населением свыше или менее 2,5 млн. человек. Только в ДД.ММ.ГГ ответчиком запрошены данные о количестве населения в субъекте, в результате чего было установлено, что население Алтайского края составляет менее 2,5 млн. человек.
Должность начальника отдела организации пожарно-профилактической работы Управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае, которую занимал истец до ухода на пенсию, указана в приложении N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 года N 1020 "Об окладах денежного содержания сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, применяемых при пересмотре (назначении) пенсий". При этом, по указанной должности в субъекте, с численностью населения менее 2,5 млн. человек, оклад установлен в размере "данные изъяты"
Таким образом, в связи с принятием указанных нормативных актов, при перерасчете пенсии истца ответчику надлежало руководствоваться размером оклада "данные изъяты" (исходя из численности населения Алтайского края менее 2,5 млн. человек).
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что с ДД.ММ.ГГ ответчик не вправе был производить перерасчет пенсии с целью исправления допущенной ошибки в сторону уменьшения, так как согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 года N 1020 "Об окладах денежного содержания сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, применяемых при пересмотре (назначении) пенсий" в случае если размер пенсии, исчисленный при пересмотре пенсий с применением окладов денежного содержания, установленных в соответствии с настоящим Постановлением, оказывается ниже уровня пенсионного обеспечения, установленного гражданам, проходившим службу в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, и членам их семей в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до ДД.ММ.ГГг., таким гражданам и членам их семей сохраняется пенсионное обеспечение на прежнем уровне до приобретения ими права на пенсию в более высоком размере.
Пересмотр пенсии обусловлен изменением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников, а согласно ч. 1 ст. 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" перерасчет размеров пенсий за выслугу лет производится: а) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения; б) со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения (ч. 1 ст. 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1).
Таким образом, перерасчет истцу размера пенсии с ДД.ММ.ГГ на основании ч.9 ст. 10 Федерального закона от 03 декабря 2012 года N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" является законным и обоснованным, ответчик вправе был применить размер оклада по должности, установленного для субъектов с численностью населения менее 2,5 млн. человек (20 500 руб.), поскольку в связи с законодательным изменением порядка исчисления пенсии основания для сохранения существовавшего ранее порядка отсутствовали.
При таком положении не имеется оснований для удовлетворения довода жалобы о начислении истцу пенсии в соответствии с должностным окладом по занимаемой должности в момент его ухода на пенсию, исходя из численности населения Алтайского края свыше 2,5 млн. человек.
Ссылка в жалобе на указание в решении суда нормативных актов, не имеющих отношения к рассматриваемых правоотношениям и касающимся размеров должностных окладов по нетиповым должностям сотрудников федеральной противопожарной службы, не является основанием к отмене решения суда, поскольку увольнение истца имело место в ДД.ММ.ГГ до издания постановления Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 года N 1020 "Об окладах денежного содержания сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, применяемых при пересмотре (назначении) пенсий" и приказа МЧС России от 19 декабря 2011 года N 762 "О размере должностных окладов по нетиповым штатным должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, применяемых при назначении (пересмотре) пенсий", в которых определен перечень типовых и нетиповых должностей и размеры должностных окладов сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, применяемых при назначении (пересмотре) пенсий. Таким образом, законодатель определил критерии и порядок назначения (пересмотра) пенсий сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, в том числе определил типы должностей и размеры окладов при исчислении и перерасчете пенсий.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании закона, по существу повторяют позицию истца, являвшуюся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не могут быть приняты во внимание, как основание для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Барнаула Алтайского края от 20 января 2015 года (с учетом определения Октябрьского районного суда города Барнаула Алтайского края от 16 апреля 2015 года об исправлении описки) оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнительную апелляционную жалобу истца Полыгалова Ю. И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.