Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего
судей
при секретаре
Варнавского В.М.,
Дмитриевой О.С., Тарасовой О.Н.,
Горской О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Военного комиссариата Алтайского края на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 30 марта 2015 года по делу
по иску Военного прокурора Барнаульского гарнизона в интересах Н.Н.Н. к Военному комиссариату Алтайского края о перерасчёте пенсии.
Заслушав доклад судьи Тарасовой О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В.В.В. проходил военную службу в воинских частях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны. Пенсионное обеспечение В.В.В. как участника Великой Отечественной войны производилось Военным комиссариатом Алтайского края.
22 сентября 1978 года В.В.В. умер.
С июня 1994 года его супруга Н.Н.Н. состоит на пенсионном обеспечении в Военном комиссариате Алтайского края и получает пенсию по случаю потери кормильца.
Военной прокуратурой проведена проверка соблюдения пенсионного законодательства, в ходе которой установлено, что ответчик не произвел Н.Н.Н. перерасчёт пенсии и выплачивает её без учета повышения, предусмотренного пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее по тексту - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1).
Военный прокурор Барнаульского гарнизона обратился в суд в интересах Н.Н.Н. с иском к Военному комиссариату Алтайского края о признании права истца на повышенный размер пенсии в соответствии с пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1, как члена семьи участника Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" с 01 июня 1994 года; возложении обязанности произвести перерасчёт пенсии Н.Н.Н. с 01 июня 1994 года по декабрь 2007 года с учётом ежемесячного повышения в размере 100% минимального размера пенсии по старости, а с 01 января 2008 года по настоящее время в размере 32% расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, и выплатить недоплаченные денежные средства; возложении обязанности выплачивать Н.Н.Н. пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 в размере 32% расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии.
Решением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 30 марта 2015 года исковые требования Военного прокурора Барнаульского гарнизона в интересах Н.Н.Н. удовлетворены.
За Н.Н.Н. признано право на повышенный размер пенсии в соответствии с п. "г" ст.45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" как члена семьи участника Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а"- "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах".
На Военный комиссариат Алтайского края возложена обязанность произвести перерасчет Н.Н.Н. пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1, за период с 01 июня 1994 года по декабрь 2007 года с учетом ежемесячного повышения в размере 100% минимального размера пенсии по старости, с 01 января 2008 года по настоящее время в размере 32% расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, и выплатить недоплаченные денежные средства.
На Военный комиссариат Алтайского края возложена обязанность выплачивать Н.Н.Н. пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. "г" ст.45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" в размере 32% расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии.
В апелляционной жалобе ответчик Военный комиссариат Алтайского края просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что правом на повышение пенсии на основании пункта "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 обладают лица, в отношении которых состоялись наступившие события, обусловленные приобретением права на подобное повышение (присвоение соответствующего звания, непосредственное прохождение службы в частях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, пребывание в несовершеннолетнем возрасте в качестве узника фашистских концлагерей и т.д.), что полностью корреспондирует нормам Федерального закона "О ветеранах".
Из положений статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 не вытекает право членов семьи умершего, которые не являются участниками Великой Отечественной войны и не имеют особых заслуг перед Отечеством, на получение пенсии в повышенном размере. Повышение пенсии устанавливается на основании выданных в установленном порядке документов, подтверждающих соответствующий статус получателя пенсии.
Н.Н.Н. в соответствии с п. "д" ст.45 Закона произведено повышение пенсии на 16% расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1.
Перерасчёт пенсии носит заявительный характер, однако с заявлением о перерасчете пенсии Н.Н.Н. не обращалась, каких-либо документов, подтверждающих статус участника Великой Отечественной войны (или члена его семьи) не представляла.
В возражениях на апелляционную жалобу Военный прокурор Барнаульского гарнизона просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Военной прокуратуры Барнаульского гарнизона Д.Д.Д. полагал вынесенное по делу решение законным и обоснованным.
Истец Н.Н.Н., представитель ответчика в судебное заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще, в связи с чем, на основании положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению при данной явке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на неё, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд установил, что В.В.В. являлся участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
22.09.1978 В.В.В. умер.
Н.Н.Н. состояла в браке с В.В.В. и после его смерти с 01.06.1994 получает пенсию по случаю потери кормильца.
Перерасчёт пенсии Н.Н.Н. в соответствии с пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 не производился, что не оспаривалось ответчиком при рассмотрении дела.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым регулируется пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел.
Указанный Закон Российской Федерации предусматривает три вида пенсий, два из которых - пенсию по инвалидности и пенсию за выслугу лет - получают сами военнослужащие, а третий вид пенсий - по случаю потери кормильца - в соответствии со статьей 28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого согласно статье 43 вышеуказанного Закона Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 N4468-1 (в редакции, действующей на момент вступления Закона в силу) пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с названным Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны и других боевых операций по защите Родины из числа военнослужащих, проходивших службу в составе действующей армии, и партизан; участникам Великой Отечественной войны из числа лиц вольнонаемного состава, воспитанников и юнг действующей армии; участникам боевых действий за границей из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 Закона.
Федеральным законом от 12 июня 2002 года N68-ФЗ внесены изменения в пункт "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 N4468-1, согласно которым повышение пенсии участникам Великой Отечественной войны (подпункты "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах"), а также ветеранам боевых действий (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах") из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно-исполнительной системы - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 вышеуказанного Закона.
Федеральным законом от 03 декабря 2007 года N 319-ФЗ в ту же норму внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2008 года, согласно которым назначаемые в соответствии с этим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона.
В силу статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные статьей 45 Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсий.
Таким образом, вывод суда о наличии у Н.Н.Н ... права на перерасчет получаемой пенсии по случаю потери кормильца сделан на основании подлежащих применению правовых норм, из системного толкования которых следует, что надбавка, установленная пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1, начисляется к пенсии, получаемой членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего, и назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии предусмотрен в статье 45 Закона Российской Федерации, определяющей право на повышение пенсионных выплат.
Аналогичный вывод вытекает и из содержания абзаца 5 статьи 46 вышеуказанного Закона Российской Федерации, устанавливающей повышение пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособным членам семьи погибшего военнослужащего.
Следовательно, повышение пенсии в силу пункта "г" статьи 45 Закона Российской Федерации предусмотрено не только для самих участников Великой Отечественной войны, но и для членов их семей, получающих пенсию по случаю потери кормильца.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что повышение пенсии производится только лицам, являющимся участниками Великой Отечественной войны и другим категориям граждан, перечисленным в этой статье, не основаны на нормах закона и противоречат положениям статей 29, 45, 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1.
Доводы ответчика о заявительном характере перерасчета пенсии и наличии оснований для выплаты пенсии за 12 месяцев, предшествовавших дню обращения за перерасчетом, судебной коллегией отклоняются ввиду следующего.
В соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 (в редакции, действующей на дату вступления Закона в силу) при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства. В случае, если пенсионер приобрел право на повышение пенсии, разница между новым и прежним размерами пенсии при несвоевременном его обращении может быть выплачена ему за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии.
Вместе с тем, в силу абзаца 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 сумма пенсии, неполученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Поскольку Военный комиссариат Алтайского края обладал всеми необходимыми сведениями и документами об основаниях получения Н.Н.Н. пенсии, представления иных документов от пенсионера не требовалось, следовательно, с даты вступления Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 в силу ответчик имел все основания производить перерасчет её пенсии с учетом повышений, установленных для членов семей участников Великой Отечественной войны, получающих пенсию по случаю потери кормильца, что вытекает из системного толкования вышеуказанных норм права.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, с которым судебная коллегия не находит оснований не согласиться, о том, что сумма пенсии в повышенном размере не была своевременно получена Н.Н.Н. по вине пенсионного органа, чем были нарушены её пенсионные права, что влечет возложение на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом ее повышения по пункту "г" части 1 статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1.
Доводы жалобы ответчика о непредставлении истцом удостоверения члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны со ссылкой на статью 28 Федерального закона "О ветеранах" необоснован, поскольку для назначения пенсии по случаю потери кормильца при наличии иных документов, имеющихся у ответчика, Н.Н.Н. оно не требовалось, кроме того, её право производно от права умершего супруга, который при жизни имел статус участника Великой Отечественной войны.
Безосновательной является и ссылка в апелляционной жалобе на то, что Н.Н.Н. произведено повышение пенсии на 16% расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 Закона Российской Федерации N4468-1 от 12 февраля 1993 года в соответствии с п. "д" ст.45 Закона.
В соответствии со статьей 46 Закона при наличии одновременно права на несколько повышений пенсий, предусмотренных пунктами "г", "д" и "з" части первой статьи 45 настоящего Закона, устанавливается одно повышение к пенсии, наибольшее по размеру.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции, учитывая, что выплата пенсии Н.Н.Н. производилась с учетом повышения, предусмотренного пунктом "д" статьи 45 Закона (которое является меньшим по размеру, чем повышение, предусмотренное пунктом "г" статьи 45 Закона), указал на необходимость учета ранее выплаченных сумм указанного повышения при перерасчете пенсии.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой установил имеющие значение для дела обстоятельства, исследовал представленные сторонами доказательства и дал им мотивированную оценку в судебном решении. При этом нарушений норм материального права и процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, суд не допустил.
Ввиду того, что доводы апелляционной жалобы признаны судебной коллегией несостоятельными, оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы по доводам, в ней изложенным, судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика Военного комиссариата Алтайского края на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 30 марта 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.