Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Александровой Л.А., Соболевой С.Л.,
при секретаре Ахроменко А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 17 декабря 2014 года по делу
по иску Пашкович Е. А., действующей в своих интересах и интересах Пашковича М. С., к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Соболевой С.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пашкович Е.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Пашковича М.С., обратилась в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права общей долевой собственности, по ? доле за каждым, в порядке приватизации на квартиру, расположенную в "адрес".
В обоснование требований ссылалась на то, что указанное жилое помещение на основании ордера *** от ДД.ММ.ГГ было предоставлено ее супругу Пашковичу С.П., который состоял в трудовых отношениях с Министерством обороны Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГ г.г., на состав семьи из трех человек: супруга, нее и сына. С момента выдачи ордера и по настоящее время они проживают в указанном жилом помещении. В период их проживания в квартире постановлением администрации "адрес" *** от ДД.ММ.ГГ "О включении свободных квартир в число служебных" их квартира признана служебной. Решением Алейского городского суда от ДД.ММ.ГГ постановление администрации "адрес" *** от ДД.ММ.ГГ "О включении свободных квартир в число служебных" признано незаконным. Следовательно, квартира является неслужебной, занимается на основании договора социального найма. С октября 2011 года военный городок "адрес" утратил статус закрытого военного городка. Она обращалась с заявлением о приватизации в ФГКУ "Сибирское ТУИО" МО РФ, ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ, приложив все необходимые документы, однако получила отказ в связи с тем, что указанные учреждения не наделены полномочиями по передаче жилья в собственность.
Определением Алейского городского суда Алтайского края к участию в деле привлечены в качестве соответчика - Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, в качестве третьего лица - 2-й отдел ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 17 декабря 2014 года исковые требования удовлетворены. За Пашкович Е.А., Пашкович М.С. признано право общей долевой собственности по ? доле каждому в порядке приватизации на жилое помещение - "адрес", общей площадью 49,40 кв.м., расположенную по "адрес" Алтайского края.
В апелляционной жалобе ответчик Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Жалоба мотивирована тем, что спорное жилое помещение предоставлялось в качестве служебного Пашковичу С.П. и членам его семьи, как военнослужащему на период исполнения должностных обязанностей из состава ведомственного жилого фонда. Следовательно, по окончанию трудовых отношений работник не имеет прав на жилое помещение. Исключение военного городка из числа закрытых военных городков не влечет за собой снятие с жилых помещений статуса "служебных". Положений о том, что помещения, признанные служебными до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, должны быть повторно отнесены к специализированному жилищному фонду действующее законодательство не содержит. Жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих. Федеральным законом N 76-ФЗ от 27.05.1998 "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец Пашкович Е.А. просит оставить ее без удовлетворения, а принятое судом решение - без изменения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истец Пашкович Е.А. полагала принятое судом решение законным и обоснованным; иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о слушании дела, в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть жалобу при данной явке.
Изучив материалы дела, выслушав истца, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закона) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
На основании ст. 2 Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (ст. 4 Закона).
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст.6 Закона).
Статьей 11 Закона установлено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Судом установлено, что жилое помещение по адресу: "адрес" предоставлено, в связи с трудовыми отношениями с Министерством обороны Российской Федерации, на основании ордера *** от ДД.ММ.ГГ супругу истца Пашкович С.П. на состав семьи из трех человек: Пашкович С.П., его супругу Е., ДД.ММ.ГГ года рождения, сына М., ДД.ММ.ГГ года рождения.
В указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают с ДД.ММ.ГГ Пашкович С.П., его супруга - Пашкович Е.А., сын - Пашкович М.С. Лицевой счет открыт на имя Пашкович С.П.
Пашкович Е.А., Пашкович М.С. выразили волеизъявление о приватизации квартиры, при этом проживающий вместе с ними Пашкович С.П. в заявлении указал на отказ от приватизации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N *** город Алейск Алтайского края включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности.
Согласно справке N *** от ДД.ММ.ГГ ТУ Росимущества в Алтайском крае жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", включен в перечень объектов федерального недвижимого имущества, закрепленных на праве оперативного управления за Алейской Квартирно-эксплуатационной части.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ в свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной Налоговой Службы номер 2 по г. Чите внесена запись о прекращении деятельности путем реорганизации в форме присоединения Алейской КЭЧ.
Из акта при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ следует, что Алейской КЭЧ ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации передано имущество, документы, а так же права и обязанности Алейской КЭЧ, в том числе согласно приложения передан и жилой дом в котором проживает истец по "адрес".
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.10.2011 N 1079-р "Изменения, которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности" был изменен перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС РФ Алтайский край исключен.
Тип федерального государственного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ изменен на федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ в соответствии с распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ N ***
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорное жилое помещение относится к государственному жилищному фонду и не является служебным, истцы ранее в приватизации жилья не участвовали, в связи с чем отсутствуют правовые основания для отказа в приватизации спорного жилого помещения, предусмотренных ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, поскольку суд полно и всесторонне исследовал доказательства по делу и дал им надлежащую оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применил соответствующие нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения.
Довод апелляционной жалобы о том, что спорное жилое помещение относится к служебному, в связи с чем не может быть приватизировано, не является основанием для отмены решения ввиду следующего.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В связи с этим к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, должны применяться нормы Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
В силу ст. 104 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение (ст. 105 Жилищного кодекса РСФСР).
В соответствии со ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Согласно п. 2 Постановления Совмина СССР от 06.05.1983 N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел СССР, руководством органов и командованием воинских частей Комитета государственной безопасности СССР (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 26.12.1984 N5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных (п. 20).
Из системного толкования вышеприведенных норм права, а также разъяснений Пленума Верховного Суда РСФСР следует, что важнейшим признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения администрации органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду оно принадлежит.
Между тем стороной ответчика в нарушение ст. 56 и ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено допустимых доказательств наличия у спорной квартиры статуса специализированного жилого помещения.
Решением Алейского городского суда от 25.12.2013 постановление администрации г. Алейска от ДД.ММ.ГГ *** "О включении свободных жилых помещений в число служебныхз", в части включения жилого помещения - "адрес" в "адрес" в число служебных, признано незаконным и отменено. Апелляционным определением "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГ указанное решение суда оставлено без изменения.
Кроме того, согласно сообщению 2-го отдела ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ *** от ДД.ММ.ГГ, сведений о включении жилого помещения по "адрес" в "адрес" в специализированный жилой фонд Министерства обороны Российской Федерации в ФГКУ "Центррегионжилье" отсутствует.
Таким образом, статус служебной квартиры на спорное жилое помещение отменен. Доказательств, подтверждающих включение жилого помещения до предоставления Пашковичу С.П. и членам его семьи в число служебных жилых помещений на основании решения соответствующего органа, а также иных доказательств, свидетельствующих об изменении статуса спорного жилого помещения, стороной ответчика не предоставлено, доводы жалобы в указанной части фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не согласиться с которыми оснований у судебной коллегии не имеется.
Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, а также то, что статус закрытого военного городка снят, спорное жилое помещение в аварийном состоянии, в общежитии не находится, следует согласиться с судом первой инстанции о том, что после снятия статуса закрытого военного городка наниматель занимает жилое помещение по договору социального найма и имеет право на приватизацию данного жилого помещения.
Доводы жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм материального права и противоречат установленным судом обстоятельствам.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность постановленного судом решения, жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении, построены на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств, оснований для которой не имеется. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 17 декабря 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.