Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вишняковой С.Г.,
судей Костогладовой О.Г., Бредихиной С.Г.,
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Бийска Алтайского края на решение Бийского городского суда Алтайского края от 26 марта 2015 года
по делу по иску Стасевич П.А. к Администрации города Бийска, Муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" о признании отказа в согласовании постановления о предоставлении в собственность земельного участка незаконным, возложении обязанности на ответчика принять решение о согласовании проекта постановления о предоставлении земельного участка в собственность.
Заслушав доклад судьи Костогладовой О.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Стасевич П.А. обратилась с названным иском к Администрации города Бийска, МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска".
В обоснование требований указала, что она постоянно проживает и зарегистрирована в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес" Указанный дом был построен в 1959 году. Истец оплачивает налоги за земельный участок, на котором возведен жилой дом, данный земельный участок выделялся под строительство исполнительным комитетом, но документы не сохранились. В 2014 году истец обратилась в МБУ "Управление "Единое окно" Администрации города Бийска" с заявлением о получении земельного участка в собственность. Однако ей было отказано в согласовании проекта постановления администрации г.Бийска "О предоставлении в собственность земельного участка по адресу: "адрес" по тому основанию, что земельный участок расположен в зоне подверженной риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий (О 5).
Не согласившись с указанным отказом и ссылаясь на то, что земельный участок поставлен на кадастровый учет, произведено его межевание, границы земельного участка согласованы с органом местного самоуправления, подписан акт согласования местоположения границ земельного участка, в соответствии с кадастровой выпиской жилой дом расположен на землях населенных пунктов, предназначенных для эксплуатации жилого дома, возле него расположены другие жилые дома, истец просила признать незаконным отказ в согласовании постановления о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" возложить обязанность на ответчика в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда принять решение о согласовании проекта постановления о предоставлении спорного земельного участка в собственность истца.
Возражая против иска, ответчики указывали на то, что земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" находится в зоне О-5, то есть в зоне ограничения использования объектов недвижимости на территориях, подверженных риску возникновения ЧС природного и техногенного характера, а именно: в зоне подтопления 1% паводковыми водами.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 26 марта 2015 года признан незаконным отказ Администрации города Бийска в согласовании проекта постановления о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"".
На администрацию города Бийска возложена обязанность рассмотреть вопрос о согласовании проекта постановления о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" в собственность Стасевич П.А.
В удовлетворении остальной части исковых требований Стасевич П.А. отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Администрация города Бийска просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование иска ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции о том что обстоятельства, свидетельствующие о нахождении земельного участка в зоне ограниченного пользования (О5) не нашли своего подтверждения.
Согласно действующим с ДД.ММ.ГГ в г.Бийске Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Бийск, утвержденным решением Думы города Бийска N803 и карты зонирования, являющейся приложением *** к данным Правилам, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" в "адрес", установлены ограничения использования объектов недвижимости на территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (О5), на которых размещение индивидуальных домов не предусмотрено.
Жилой дом, расположенный на спорном земельном участке, является самовольной постройкой. Нахождение на земельном участке объекта самовольного строительства, право на который не зарегистрировано в установленном порядке, не порождает у Администрации г.Бийска обязанности согласовывать с лицом, осуществившем самовольную постройку, границы зонирования территорий, учитывать интересы этого лица при проведении такой работы.
Поскольку образование спорного земельного участка с целью последующего его оформления в собственность нарушило бы положения земельного и градостроительного законодательства, что недопустимо, предоставление земельного участка в собственность истцу не представляется возможным.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о слушании дела, в суд апелляционной инстанции не явились. В соответствии с ч.3 ст.167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не находит.
В соответствии со ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных строительных ном и правил.
Согласно пп. 3.1 п. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 16.12.2002 N 88-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" земельный участок предоставляется бесплатно в собственность граждан, если на земельном участке, находящемся в фактическом пользовании гражданина, расположен самовольно созданный жилой дом, возведенный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 2 Порядка предоставления гражданам земельных участков для сохранения самовольной постройки в соответствии с законом Алтайского края "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков", утвержденным постановлением Администрации города Бийска от 22.10.2010 N 2747.
В силу п.2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно п.п. 6, 8, 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
В соответствии со статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав жилых зон могут включаться: 1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами; 2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами; 3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; 4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами; 5) зоны жилой застройки иных видов.
Из материалов дела усматривается и установлено судом, что истец Стасевич П.А. состоит на регистрационном учете и фактически проживает в доме по адресу: "адрес"". Указанный дом является самовольной постройкой, возведен в 1959 году на земельном участке, площадью 782 кв.м., который в установленном законом порядке для строительства и эксплуатации дома не предоставлялся.
С целью сохранения самовольной постройки Стасевич П.А. обратилась в МБУ "Управление "Единое окно" Администрации г.Бийска" с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу: "адрес" бесплатно ей в собственность, предоставив необходимые для этого документы.
Письмом *** от ДД.ММ.ГГ Управлением муниципальным имуществом Администрации г.Бийска в удовлетворении заявления отказано, до сведения истца доведено, что проект постановления Администрации г.Бийска "О предоставлении в собственность земельного участка по адресу: "адрес"" не прошел согласование в отделе архитектуры и градостроительства по причине расположения участка в зоне, подверженной риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий (О-5).
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца о признании отказа Администрации г.Бийска в удовлетворении заявления истца незаконным, суд пришел к выводу о необоснованности такого отказа, поскольку запрет на строительство новых зданий и сооружений установлен в отношении земельных участков, расположенных в зоне затопления, а спорный земельный участок расположен не в зоне затопления, а в зоне подтопления 1% паводковыми водами.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которые основаны на законе и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Доводы жалобы, приведенные в обоснование законности оспариваемого отказа в удовлетворении заявления истца, указывающие на то, что в соответствии со ст.ст.34,35,36 Градостроительного кодекса РФ и действующих в г.Бийске Правил землепользования и застройки земельные участки предоставляются с учетом разрешенных видов использования земель и их зонирования, правильных выводов суда не опровергают.
Земельный участок по адресу: "адрес", согласно Карты градостроительного зонирования (приложение 31 к Правилам землепользования и застройки) расположен в жилой зоне, подзоне ЖЗ-3 (зоне подтопления О5) (л.д.58).
Из Генерального плана городского округа город Бийск также усматривается, что земельный участок по адресу: "адрес", находится в зоне подтопления 1 % паводковыми водами, а не в зоне затопления.
В силу положений ст.ст. 67,67.1 Водного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент вынесения отказа истцу в согласовании проекта постановления) зонами экологического бедствия, зонами чрезвычайных ситуаций могут объявляться водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды.
Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 2 п.2 ст.67.1 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.
В соответствии с п. 9.3 Строительных норм и правил СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 года N 78, не допускается размещение зданий и сооружений в зонах возможного катастрофического затопления в результате разрушения плотин или дамб (зоной катастрофического затопления является территория, на которой затопление имеет глубину 1,5 м и более и может повлечь за собой разрушение зданий и сооружений, гибель людей, вывод из строя оборудования предприятий).
Исходя из приведенных норм, вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что запрет на строительство зданий и сооружений установлен в отношении земельных участков, расположенных в зонах возможного затопления, а не подтопления, в связи с чем данный запрет не распространяется на спорный земельный участок.
Доводы ответчика о затоплении спорного земельного участка паводковыми водами в 2014 году также не свидетельствуют о наличии в отношении данного участка ограничений использования объектов недвижимости, поскольку материалы дела содержат сведения об единственном указанном подтоплении, доказательств угрозы жизни и здоровью граждан согласованием проекта постановления о предоставлении в собственность истца земельного участка ответчиками не представлено. Данным доводам ответчика судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы оснований для отмены решения суда не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств. В связи с чем, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бийского городского суда Алтайского края от 26 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Бийска Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.