Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Решетниковой И.Ф., Алешко О.Б.
при секретаре Сафронове Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 26 марта 2015 года
по делу по иску К.В.Л., К.С.П., К.М.В., П.О.В. к Комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула о признании приказа незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Алешко О.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К.В.Л., К.С.П., К.М.В., П.О.В. обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В обоснование требований указали на то, что К.М.В. выехал из "адрес" "адрес") в ДД.ММ.ГГ года, П. ( К.) О.В. - в ДД.ММ.ГГ году, супруги К.В.Л. и К.С.П. - в ДД.ММ.ГГ году. В "адрес" проживают в жилом помещении по "адрес"9, в "адрес", принадлежащем на праве собственности К.А.В.
К.В.Л. обратился в КЖКХ г. Барнаула с заявлением о признании себя и членов своей семьи нуждающимися в жилом помещении в соответствии с Федеральным законом от 20 октября 2002 года N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". При обращении были представлены необходимые документы, однако приказом от ДД.ММ.ГГ *** К.В.Л. и членам его семьи отказано в признании нуждающимся в жилом помещении по тем основаниям, что не представлены документы, подтверждающие факт прибытия с заявителем членов его семьи, указанных в заявлении, из районов Крайнего Севера на избранное место жительства.
Представив дополнительные документы, ДД.ММ.ГГ К.В.Л. вновь обратился в КЖКХ г. Барнаула с заявлением о признании нуждающимися в жилом помещении. ДД.ММ.ГГ КЖКХ г. Барнаула направил отказ, в котором указано, что справка не подтверждает факт совместного прибытия с К.В.Л. членов его семьи.
Просили признать незаконным отказ КЖКХ г. Барнаула, сформулированный в приказе от ДД.ММ.ГГ, письме от ДД.ММ.ГГ, в принятии К.В.Л., К.С.П., К.М.В., П.О.В. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, возложив на КЖКХ г. Барнаула обязанность принять указанных лиц на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в соответствии с Федеральным законом от 20 октября 2002 года N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Представитель КЖКХ г. Барнаула, возражая против удовлетворения исковых требований, указывал, что право на постановку на учет имеют члены семьи, выехавшие одновременно с заявителем, что в отношении членов семьи К.В.Л. не подтверждается (л.д. 138).
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 26 марта 2015 года исковые требования К.В.Л., К.С.П., К.М.В., П.О.В. удовлетворены частично.
Приказ Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** об отказе К.В.Л. в признании нуждающимся в жилом помещении признан незаконным.
На Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула возложена обязанность рассмотреть в установленном порядке заявление К.В.Л. о признании нуждающимся в жилом помещении.
В остальной части иска отказано.
Взысканы с Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула в пользу К.В.Л. судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме "данные изъяты" руб.
В апелляционной жалобе представитель Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула просит об отмене решения, вынесении нового - об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы указывает на то, что К.В.Л. прибыл из районов Крайнего Севера только с супругой К.С.П., на момент их выезда членами семьи заявителя К.М.В., К.О.В. не являлись, так как совместно не проживали, что подтверждается сведениями о регистрации. Таким образом, условия предоставления жилищной субсидии, предусмотренные Федеральным законом N 125-ФЗ, не соблюдены. При этом правового значения не имеет постановка на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в "адрес", поскольку основания постановки на учет органом местного самоуправления определяются на момент принятия решения о постановке на учет.
Кроме того, указывал, что судом к участию в деле не привлечен уполномоченный орган - Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите.
В возражениях на жалобу истцы К.В.Л., К.С.П., К.М.В., П.О.В. просят оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились: истец К.С.П., представитель ответчика Ч.Е.В.
Представитель ответчика настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, истец К.С.П. просила оставить решение суда без изменения.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, проверяя законность судебного акта в пределах доводов, изложенных в жалобе на основании ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для отмены решения суда.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, К.В.Л., проживая в "адрес" "адрес" ( "адрес"), являлся участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище на ДД.ММ.ГГ годы", состоял на учете с ДД.ММ.ГГ с составом семьи 5 человек, в том числе: супруга К.С.П., дети К.А.В., К.М.В., К. (в настоящее время - П.) О.В.
С ДД.ММ.ГГ К.М.В. зарегистрирован по адресу: "адрес"9.
П.О.В. зарегистрирована по тому же адресу с ДД.ММ.ГГ.
К.В.Л., К.С.П. зарегистрированы по "адрес"9, в "адрес" с ДД.ММ.ГГ согласно отметке в паспорте.
Решением комиссии по вопросам социальной защиты населения при главе районной администрации муниципального района " "адрес"" для рассмотрения вопросов предоставления гражданам социальных выплат на приобретение (строительство) жилых помещений от ДД.ММ.ГГ К.В.Л. снят с учета и исключен из сводного списка граждан - участников подпрограммы в связи со снятием с регистрационного учета по месту жительства и выездом за пределы района.
ДД.ММ.ГГ К.В.Л. обратился в КЖКХ г. Барнаула с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении как переселенцам из районов Крайнего Севера, указав в качестве членов своей семьи: супругу К.С.П., детей К.М.В., П.О.В., внучку П.К.Н., ДД.ММ.ГГ
Приказом от ДД.ММ.ГГ *** К.В.Л. отказано в признании нуждающимся в жилом помещении, так как не представлены документы, подтверждающие факт прибытия с заявителем членов его семьи, указанных в заявлении, из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на избранное место жительства, постоянно проживающих по прежнему месту жительства, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.
ДД.ММ.ГГ К.В.Л. представил в КЖКХ г. Барнаула дополнительно справку от ДД.ММ.ГГ с указанием членов семьи, состоящих на учете в "адрес" "адрес").
Письмом от ДД.ММ.ГГ К.В.Л. сообщено, что справка от ДД.ММ.ГГ не подтверждает факт совместного прибытия членов семьи, указанных в заявлении, из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на избранное место жительства город Барнаул.
Согласно возражениям ответчика на исковое заявление, данным представителем КЖКХ г. Барнаула в судебных заседаниях пояснениям, основанием для отказа в постановке на учет, в том числе, являлось то обстоятельство, что не подтвержден одновременный выезд с одного места жительства заявителя К.В.Л. и его детей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Разрешая спор при таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в постановке на учет отказано незаконно.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которые не противоречат установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19 части 1 и 2).
Конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В связи с этим в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем отнесено к компетенции законодателя.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В соответствии с преамбулой указанный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.
Категории лиц, имеющих право на получение жилищных субсидий, перечислены в ст.1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В соответствии со ст.5 закона размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется, в том числе исходя из состава семьи, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.
Для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на избранное место жительства, постоянно проживающие по указанному месту жительства супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина.
Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, постоянно проживающие с данным гражданином и ведущие с ним общее хозяйство, признаются членами семьи данного гражданина, если они были вселены им в качестве членов его семьи и вели с ним общее хозяйство (по прежнему месту жительства). В исключительных случаях лица, прибывшие с данным гражданином, могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
В соответствии с п. 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются:
прибывшие с гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на избранное место жительства, постоянно проживающие по указанному месту жительства супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина;
другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, постоянно проживающие с данным гражданином и ведущие с ним общее хозяйство, если они по прежнему месту жительства были вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и вели с ним общее хозяйство;
в исключительных случаях лица, прибывшие с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Таким образом, по смыслу указанного к прибывшим совместно с гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера, относятся супруг и дети, которые прибыли в то же избранное место жительства, что и гражданин. Одновременное прибытие с данным гражданином (на что ссылался ответчик) из указанной нормы не вытекает.
Между тем, как усматривается из материалов дела и установлено судом, в "адрес" "адрес" К. проживали по одному адресу: "адрес"4 (ранее до переименования "адрес" При этом, выезд и регистрация детей К.М.В. и П.О.В. по месту жительства в "адрес" являлись временными, связанными с обучением в ВУЗах, после окончания которых они возвращались к родителям в "адрес" "адрес") в целях трудоустройства.
При этом, К.М.В. и П.О.В. состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в "адрес" "адрес" в качестве членов семьи К.В.Л. до ДД.ММ.ГГ, в связи со сменой регистрации по месту жительства с учета не сняты. Вся семья снята с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении в ДД.ММ.ГГ в связи со сменой места жительства.
Факт совместного проживания истцов в районе Крайнего Севера подтверждается постановкой семьи К. на учет на территории "адрес" "адрес"), поскольку для постановки на учет членов семьи гражданина для выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей юридически значимым является факт совместного проживания в качестве одной семьи.
Выехав из "адрес", К. проживают и зарегистрированы в "адрес" по одном адресу.
В силу п. 22 вышеуказанных Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является:
а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил;
б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, поскольку обязательные условия о выезде из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года и проживании в качестве одной семьи в выбранном месте жительства в данном случае истцами соблюдены, необходимость подтверждения одновременного выбытия у истцов отсутствовала, у органа местного самоуправления отсутствовали основания для отказа в постановке на учет заявителей в связи с отсутствием подтверждения совместного (одновременного) прибытия членов семьи с заявителем, поэтому отказ в постановке на учет обоснованно признан судом первой инстанции незаконным.
В части вопросов применения норм материального права апелляционная жалоба не содержит каких-либо дополнительных доводов, не проверенных судом при разрешении дела, которые бы ставили под сомнение законность и обоснованность принятого по делу решения.
Доводы о необходимости привлечения к участию в деле Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите также не принимаются судебной коллегией в качестве основания для отмены решения суда.
Поскольку в данном случае оспаривается отказ КЖКХ г. Барнаула в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, истцы таковыми не признаны, права вышеуказанного органа принятым решением не затрагиваются.
На основании изложенного, судебная коллегия оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 26 марта 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.