Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Нурисламова Ф.Т.
судей Киньягуловой Т.М., Ткачевой А.А.
при секретаре Филипповой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации ГО г. Уфа РБ на решение Ленинского районного суда г. Уфы РБ от 01 апреля 2015 года, которым постановлено:
обязать администрацию ГО г. Уфа РБ подготовить и направить в адрес Байгускарова Р.М., проект договора купли-продажи земельного участка площадью ... кв.м с кадастровым номером ... , по адресу: ...
Заслушав доклад судьи Нурисламова Ф.Т., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Байгускаров P.M. обратился в суд с иском о возложении обязанности на администрацию г. Уфа РБ заключить с ним договор купли продажи земельного участка площадью ... кв.м, с кадастровым номером ... адресу: ... , мотивируя тем, что он является собственником жилого дома под литерами А, а, а, а1, ... года постройки на указанном земельном участке.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе администрация ГО г. Уфа РБ ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву незаконности и необоснованности, указывая на то, что истцом не соблюден досудебный порядок обращения за предоставлением земельного участка в собственность за плату. Обращает внимание, что испрашиваемый земельный участок находится в границах красных линий и входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения Байгускарова Р.М. о законности вынесенного решения суда, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования истца, исходил из того, что он является собственником домовладения, расположенного на земельном участке по адресу: ... , с кадастровым номером ... , в связи с чем, имеет право приобрести указанный земельный участок в собственность путем выкупа.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
Так, земельный кодекс РФ в п. 5 ст. 1 установил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со статьей 6 и частью 1 статьи 37 Земельного кодекса РФ объектом земельных правоотношений, в частности купли-продажи, может быть прошедший государственный кадастровый учет земельный участок, границы которого удостоверены и описаны в установленном порядке.
В силу статьи 36 Земельного кодекса РФ, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 августа 2013 года N 388, действовавшим на дату обращения истца к ответчику, утвержден порядок определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Из материалов дела следует, что на основании решения мирового судьи судебного участка N ... по ... району г. Уфы Республики Башкортостан от ... года Байгускаров Р.М. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ... , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ... года (л.д.36).
Жилой дом расположен на спорном земельном участке, который состоит на кадастровом учете, что подтверждается кадастровом паспортом земельного участка N ... от ... года (л.д.33-35), индивидуализирован как объект недвижимости, определено его конкретное местоположение, указана его площадь ... кв.м. Земельный участок сформирован и состоит на кадастровом учете с ... года, ему присвоен кадастровый номер ... , разрешенное использование - для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
В предусмотренном ст.36 Земельного кодекса РФ порядке ... года истец обратился в администрацию ГО г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность.
Ответом от ... года N ... Управление по земельным ресурсам администрация ГО г. Уфа РБ отказало в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, в связи с тем, что земельный участок входит в перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полостью или частично расположены в границах резервируемых земель и отнесен к землям, ограниченным в обороте. Кроме того к заявлению не приложена копия документа, удостоверяющего личность.
В силу ст. 28 Земельного кодекса РФ, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участок, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Часть 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень случаев, когда допускается отказ в предоставлении участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К таковым относятся: изъятие земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ резервирование земель для государственных и муниципальных нужд является одним из видов ограничения оборота земель. В силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.
Согласно п. 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество с сделок с ним". Согласно данному требованию закона администрация ГО г.Уфа РБ не произвела регистрации ограничения прав на землю, в том числе на спорный земельный участок, в связи с его резервированием.
Статья 24 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что проект генерального плана подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством РФ, опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до его утверждения, заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана. Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со ст. 28 настоящего Кодекса, протоколы публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана. После его утверждения он подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликовании муниципальных правовых актов, иной официальной информации. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Ответчиком не представлены доказательства соблюдения процедуры подготовки и утверждения генерального плана городского округа и также доказательства изъятия спорного земельного участка из оборота.
В связи с чем не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок входит в число земельных участков, зарезервированных для муниципальных нужд.
Изложенные в апелляционной жалобе ответчика доводы о нахождении испрашиваемого участка в границах утвержденных красных линий признаются несостоятельными в силу следующего.
Согласно положениям подпунктов 11, 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные скверы, бульвары).
Исходя из системного толкования приведенных норм, красными линиями обозначают территории двух видов: земель общего пользования и земель, на которых расположены линейные объекты. В то же время п. 12 ст.85 Земельного кодекса РФ предусматривает запрет на приватизацию только в отношении земель общего пользования. При этом данная норма не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования (Определение Верховного Суда РФ от 27 октября 2009 года N 11-В09-19).
Между тем, каких-либо объектов общего пользования занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования на спорном земельном участке не имеется. На спорном участке расположен жилой дом истца.
Месторасположение земельного участка не создает препятствий и не нарушает права и законные интересы других лиц на пользование необходимыми объектами общего пользования в соответствии с градостроительными нормативами.
При этом из положений статей 41, 42, 43 Градостроительного кодекса РФ следует, что существующие красные линии, а также линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, подлежат нанесению и выделению на утвержденном в установленном порядке проекте планировке территории, являющимся основой для разработки проектов межевания территорий.
Согласно пункту 4.1 Инструкции "О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", принятой Постановлением Госстроя России от 06 апреля 1998 года N18-30, проект красных линий является составной и утверждаемой частью проекта планировки, входящей в состав градостроительной документации.
Однако материалы дела не содержат сведений о том, что спорный земельный участок находится в границах красных линий, а также, что данный земельный участок (либо его часть) имеет правовой режим земель общего пользования.
Также является несостоятельным довод апелляционной жалобы администрации ГО г. Уфа РБ о том, что истцом и не соблюден досудебный порядок предоставления в собственность земельного участка, поскольку заявитель обращался в администрацию ГО г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении им испрашиваемого земельного участка в собственность.
Кроме того, согласно действующих норм материального и процессуального права отсутствует обязательный досудебный порядок урегулирования заявленного спора, вследствие чего заявители вправе самостоятельно избирать способ защиты права, предусмотренный гражданским законодательством.
Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Уфы РБ от 01 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации ГО г. Уфа РБ без удовлетворения.
Председательствующий: Ф.Т. Нурисламов
Судьи: Т.М. Киньягулова
А.А. Ткачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.