Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи
Батршиной Ю.А.
судей
Мугиновой Р.Х.
Милютина В.Н.
с участием прокурора
Крупновой А.И.
при секретаре
Алексеевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению помощника прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан на решение Бурзянского районного суда Республики Башкортостан от 19 января 2015 года, которым постановлено:
в удовлетворении искового заявления и.о. прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Иргизлинский сельский совет муниципального района Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Бурзянскии район Республики Башкортостан, об обязании обратиться в специализированную организацию для категорирования объектов транспортной инфраструктуры, провести оценку уязвимости от актов незаконного вмешательства, разработать планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, отказать в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Мугиновой Р.Х., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Помощник прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Иргизлинский сельсовет муниципального района Бурзянский район в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязании ответчика провести оценку уязвимости от актов незаконного вмешательства на автомобильные дороги с кадастровыми номерами N ... , N ... , N ... , разработать планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры. В обосновании иска указала, что прокуратурой Бурзянского района проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности, в ходе которой было установлено, что в деятельности администрации сельского поселения Иргизлинский сельский совет муниципального района Бурзянский район выявлено ряд нарушений закона. Установлено, ответчиками в нарушение п.1 ст. 5 и п.1 ст. 9 Закона, не проведена оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и не разработан план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат категорированию по установленным критериям в соответствии с требованиями ст. 6 Федерального закона от дата N 16-ФЗ "О транспортной безопасности". Установлено, что на балансе сельского поселения Иргизлинский сельсовет состоят автомобильные дороги с кадастровыми номерами N ... , N ... , N ... , переданными в оперативное управление Администрацией муниципального района Бурзянский район РБ.
Согласно Решения Совета муниципального района Бурзянский район РБ от дата "О принятии в собственность муниципального имущества, безвозмездно передаваемого из муниципальной собственности сельских поселений муниципального района Бурзянский район" автомобильная дорога с кадастровым номером N ... обратно принята в собственность муниципального района Бурзянский район. По состоянию на дата администрацией муниципального района Бурзянский район надлежащим образом не оформлены права на указанную дорогу.
В нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства в отношении указанных автомобильных дорог балансодержателем не организовано проведение категорирования, не определен уровень безопасности объекта транспортной инфраструктуры и соответственно не проведена оценка уязвимости и не разработаны планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.
С учетом уточнений просил суд обязать администрацию муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан, администрацию сельского поселения Иргизлинский сельсовет муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан предоставить сведения об участках автомобильных дорог с кадастровыми номерами N ... , N ... , N ... в специализированную организацию для категорирования и внесения данных в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры. В течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении сведений об участках автомобильных дорог с кадастровыми номерами N ... , N ... , N ... в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортные средства обязать администрацию муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан, администрацию сельского поселения Иргизлинский сельсовет муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан провести оценку уязвимости на участки автомобильных дорог с кадастровыми номерами N ... , N ... , N ... путем обращения в специализированную организацию. Обязать администрацию муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан, администрацию сельского поселения Иргизлинский сельский совет муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности на участки автомобильных дорог с кадастровыми номерами с кадастровыми номерами N ... , N ... , N ... , в течение трех месяцев и реализовать его в течение 6 месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости на участки автомобильных дорог с кадастровыми номерами N ... , N ... , N ...
Судом вынесено вышеприведенное решение.
Не соглашаясь с решением суда, помощник прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан обратился в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Башкортостан с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что требования прокурора должны проводиться в рамках реализации положений Федерального закона N 16- ФЗ "О транспортной безопасности", который определяет нормы и направления действий субъекта транспортной инфраструктуры по обеспечению защищенности своих объектов от актов незаконного вмешательства. Согласно этому закону, всем объектам транспортной инфраструктуры присваивается категория, после чего проводится оценка их уязвимости, то есть определение степени защищенности.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N ... от дата на праве оперативного управления сельского поселения Иргизлинский сельсовет муниципального района Бурзянский район состоят автомобильные дороги с кадастровыми номерами N ... , N ... , N ... , правообладатель вышеуказанных автомобильных дорог является муниципальный района Бурзянский район Республики Башкортостан.
Согласно материалам дела, вышеуказанные автомобильные дороги Решением главы администрации сельского поселения Иргизлинский сельсовет муниципального района Бурзянский район переданы в собственность Администрации муниципального района Бурзянский район, однако должным образом документы не оформлены.
Объекты транспортной инфраструктуры подлежат категорированию по установленным критериям в соответствии с требованиями ст. 6 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" в целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются различные уровни безопасности. Перечень уровней безопасности и порядок их объявления (установления) при изменении степени угрозы совершения акта, незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 940. Согласно п.2 уровень безопасности транспортных средств N 1 (степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса) действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности.
Учитывая изложенное следует, что бездействие ответчиков является недопустимым, поскольку субъектами (ответчиками) транспортной инфраструктуры не обеспечена безопасная эксплуатация объектов транспортной инфраструктуры, что способствует совершению актов незаконного вмешательства в их деятельность, нарушению прав неограниченного круга лиц.
Отсутствие в действующем законодательстве нормы обязывающая субъектов транспортной инфраструктуры обратиться за включением автомобильных дорог расположенных в границах муниципального образования в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры не освобождает их от ответственности за обеспечение безопасной эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, предотвращения совершения актов незаконного вмешательства, защиты прав неограниченного круга лиц.
В подпункт з пункта 5 части 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" были внесены изменения, согласно которой объектами транспортной инфраструктуры являются участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации.
Таким образом, вывод суда о том, что указанные выше спорные автомобильные дороги не являются самостоятельными объектами транспортной инфраструктуры, считает не обоснованным. Отсутствие в законодательстве нормативного акта определяющего участок автомобильной дороги объектом транспортной инфраструктуры, не является основанием считать, что указанный участок автомобильный дороги не существует, и на него не распространяются общие требования по обеспечению безопасной эксплуатации, для предотвращения совершения актов незаконного вмешательства, нарушения прав неограниченного круга лиц.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора поддержавшего жалобу лишь в части необоснованного отказа в удовлетворении исковых требований к Администрации МР Бурзянский район, представителя сельского поселения Тимироский сельский совет МР Бурзянский район Республики Башкортостан, сельского поселения Иргизлинский сельсовет МР Бурзянский район, Администрации МР Бурзянского района Республики Башкортостан ФИО1 - полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В п.п. 1, 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу решение суда не отвечает этим требованиям.
На основании части 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого, является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее по тексту - ФЗ N 16) в целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия: объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства; компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.
К субъектам транспортной инфраструктуры в соответствии с положениями указанного Федерального закона относятся юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 5 ст. 3 Устава муниципального района Бурзянский район РБ установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 50 указанного Федерального закона в собственности муниципальных районов могут находиться, в том числе, автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Одной из задач обеспечения транспортной безопасности названа оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (п. 3 ч. 2 указанной статьи).
Исходя из требований ст. 6 Федерального закона "О транспортной безопасности" количество категорий и категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития.
Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение, которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Порядок установления количества категории и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден Приказом Минтранса РФ от 03 ноября 2009 года N 194.
В силу ст. 5 указанного Федерального закона порядок проведения оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности. Результаты проведенной оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Как усматривается из материалов дела Администрация муниципального образования Бурзянский район Республики Башкортостан является юридическим лицом, в границах ее территории расположены автомобильные дороги общего пользования местного значения.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления" в собственности муниципальных районов могут находиться автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
Согласно ч.10 ст.6 Федерального закона РФ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации ... " к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.
В статье 3 Устава Администрации закреплено положение, согласно которому содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах Муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, относится к вопросам местного значения Муниципального района.
Из изложенного следует, что Администрация является субъектом транспортной инфраструктуры, и на нее возложена обязанность по обеспечению транспортной безопасности такого объекта транспортной инфраструктуры, как автомобильные дороги, расположенного на территории данного муниципального образования и являющегося ее собственностью.
Согласно ч. 2 ст.6 ФЗ N 16 категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Категорирование предполагает разработку и установление единых для всех объектов транспортного комплекса критериев, позволяющих разграничивать их по степени опасности.
Категорирование производится на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Выработка критериев категорирования отнесена к ведению федеральных органов власти, т.к. они должны быть едиными для всего транспортного комплекса в масштабах государства.
Анализ правовых норм позволяет сделать вывод, что категорирование объектов проводят не субъекты транспортной инфраструктуры, а компетентные органы, в настоящее время таковым является Росавтодор, что никем не отрицается.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации MP Бурзянский район РБ - ФИО1, не отрицал, что автомобильные дороги переданы Администрации МР Бурзянский район. Также указал, что с 01.01.2015 году прекращены полномочия сельского поселения в проектировании и строительства дорог, полномочия передали муниципальному району, при этом часть дороги не является объектом категорирования.
Между тем, с такими суждениями представителя ответчика согласиться нельзя, поскольку категорирование объектов транспортной инфраструктуры осуществляется на основании заявления субъекта транспортной инфраструктуры, и проведение дальнейших мероприятий по обеспечению транспортной безопасности невозможно, пока субъект транспортной инфраструктуры не инициирует процедуру категорирования и не подаст соответствующую заявку в компетентный орган.
То есть, на администрации MP Бурзянский район РБ как на субъекте транспортной инфраструктуры, лежит обязанность по обеспечению проведения категорирования и оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также утверждения в установленном порядке результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в течение трех месяцев с момента получения вышеназванного уведомления о включении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в реестр категорированных объектов.
В ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что в нарушение положений ст. 6 Федерального закона "О транспортной безопасности" и Порядка установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной безопасности и транспортных средств администрацией MP Бурзянского район РБ не направлены заявление и документы о проведении категорирования ОТИ и транспортных средств в компетентный орган.
Также установлено, что ответчиком каких-либо мер направленных для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и действий, свидетельствующих о разработке плана обеспечения транспортной безопасности, не предпринято.
В соответствии с ч.2ст.5 ФЗ N 16 оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением.
Приказом Минтранса РФ от 12.04.2010 N 87 утвержден Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 N 42 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
Согласно п.5 указанных Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан: обеспечить проведение оценки уязвимого ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов уязвимости ОТИ в течение 3-х месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ; разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение 3-х месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ.
В силу п.п.3,4 Требования применяются на всей территории РФ и обязательны для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
28 февраля 2011 года на сайте Росавтодора опубликовано Обращение Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации к субъектам транспортной инфраструктуры, в котором указано, что в адрес глав субъектов Российской Федерации направлены телеграммы о представлении исходных данных по объектам транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Форма предоставления исходных данных опубликована на официальном сайте на странице "Транспортная безопасность" в разделе "Новости".
Из анализа вышеперечисленных норм права следует, что законодатель возлагает на субъектов транспортной инфраструктуры обязанность обратиться с заявлением в Росавтодор о проведения категорирования объектов транспортной инфраструктуры.
Видом такого заявления является Форма предоставления исходных данных с отображением необходимых реквизитов; после осуществления процедуры категорирования компетентным органом, субъекты транспортной инфраструктуры обязаны обратиться в специализированную организацию для осуществления оценки уязвимости, самостоятельно определив аккредитованную организацию для проведения такой оценки.
После проведения оценки уязвимости и утверждения ее результатов законодатель прямо закрепил в ст.9 ФЗ N 16 обязанность субъекта транспортной инфраструктуры разработать план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.
Доказательств осуществления таких действий представителем ответчика не представлено.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорные автомобильные дороги, расположенные на территории сельского поселения Иргизлинский сельский совет муниципального района Республики Башкортостан, не являются самостоятельными объектами транспортной инфраструктуры, т.е. не являются участками автомобильной дороги, как указано в понятии, данном в ст. 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года "О транспортной безопасности". Доказательств того, что указанные автомобильные дороги являются участком автомобильной дороги, входящим в технологический комплекс - объекта транспортной инфраструктуры подлежащего категорированию и оценке уязвимости, суду не представлено.
С указанным выводом суда согласиться нельзя, поскольку, при установлении всех юридически значимых обстоятельств, судебная коллегия по гражданским делам приходит к выводу, что, бездействие ответчика Администрации МР Бурзянский район РБ в виде отсутствия волеизъявления на подачу заявлений нарушает принцип, изложенный в ст.4 ФЗ N 16, согласно которому обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Одно из обязанностей субъекта транспортной инфраструктуры является необходимость выполнения предписаний, постановлений должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии со ст.8 ФЗ N 16 (ст.12 ФЗ N 16). Кроме того, в соответствии с п.п. з пункта 5 части 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации.
Как верно отмечено в заявлении прокурора Бурзянского района РБ неисполнение администрацией МР Бурзянский район обязанностей по соблюдению требований транспортной безопасности подрывает состояние защищенности и в целом не отвечает требованиям антитеррористической укрепленности объектов транспортной инфраструктуры, что препятствует проведению эффективных мероприятий по обеспечению безопасности населения на транспорте и определению необходимых затрат на обеспечение транспортной безопасности из местного бюджета, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что заявленные прокурором Бурзянского района РБ требования являются обоснованными, следовательно, подлежащими удовлетворению, поскольку неисполнение ответчиком указанных требований закона создает реальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе совершения террористических актов.
Подлежат отказу в удовлетворении требования, заявленные к Администрации сельского поселения Иргизлинский сельский совет муниципального района Бурзянский район РБ, поскольку данная обязанность за указанным ответчиком не закреплена в установленном порядке.
Руководствуясь статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бурзянского районного суда Республики Башкортостан от 19 января 2015 года отменить, принять новое решение, которым:
-исковые требования прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
-возложить на Администрацию муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан обязанность обратиться в специализированную организацию для категорирования объектов транспортной инфраструктуры, провести оценку уязвимости от актов незаконного вмешательства, разработать план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры на автомобильные дороги с кадастровыми номерами N ... , N ... , N ...
В удовлетворении остальной части исковых требований, отказать.
Председательствующий: Ю.А.Батршина
судьи Р.Х. Мугинова
В.Н.Милютин
Справка: судья Нагимова К.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.