Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Мухаметовой Н.М.
судей Гонтарь Н.Ю. Михляевой Г.А.
при секретаре: Тарасовой Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Банк Русский Стандарт" на решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 09.02.2015 года, которым постановлено:
Исковые требования Ахмедьзянова В.Г. к ЗАО "Банк Русский Стандарт" об истребовании документов удовлетворить.
Обязать ЗАО "Банк Русский Стандарт" выдать Ахмедьзянову В.Г. копию договора на выпуск кредитной карты N ... , копию приложения к договору на выпуск кредитной карты N ... и расширенную выписку по лицевому счету с момента заключения договора на выпуск кредитной карты N ... на момент подачи искового заявления в суд в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Обязать ЗАО "Банк Русский Стандарт" выдать Ахмедьзянову В.Г. копию кредитного договора N ... от 14.03.2013 г., копию приложения к кредитному договору N ... от 14.03.2013 г., копию графика платежей в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Обязать ЗАО "Банк Русский Стандарт" выдать Ахмедьзянову В.Г. копию кредитного договора N ... от 25.08.2012 г., копию приложения к кредитному договору N ... от 25.08.2012 г. в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с ЗАО "Банк Русский Стандарт" государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 600 рублей.
Заслушав доклад судьи Михляевой Г.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ахмедьзянов В.Г. обратился в суд с иском к ЗАО "Банк Русский Стандарт", в обоснование которого указал, что между ним и ЗАО "Банк Русский Стандарт" был заключен кредитный договор N ... , по условиям которого, банк открыл ему текущий счет в рублях, обязался осуществлять его обслуживание и предоставил кредит. Он в свою очередь обязался возвратить кредит и выплатить за его пользование проценты в размере, сроки и на условиях, определенных в договоре. 15 мая 2014 г. направил в ЗАО "Банк Русский Стандарт" претензию об истребовании копий документов, а именно, копий кредитного договора, приложений к нему, графика платежей и расширенной выписки по счету за весь период действия договора, поскольку данные документы у него отсутствуют. Ответ на претензию от ответчика им не получен. Указал, что по закону о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Данная информация должна быть предоставлена бесплатно, поскольку он является потребителем банковских услуг и клиентом банка. До заключения договора ему не была предоставлена полная информация о кредите, порядке и условиях его возврата, очередности списания денежных средств со счета, чем были нарушены его права потребителя. Кроме того, он как заемщик имеет право знать о размере своей задолженности перед банком, сумме уплаченных процентов, предстоящих платежах, с указанием процентов, подлежащих уплате, и оставшейся сумме кредита. Просил обязать ЗАО "Банк Русский Стандарт" предоставить ему копии кредитного договора на выпуск кредитной карты N ... , копию приложения к этому договору и расширенную выписку по лицевому счету с момента заключения договора на момент подачи искового заявления в суд.
Кроме того, Ахмедьзянов В.Г. обратился также в суд с иском, в обоснование которого указал, что между ним и ЗАО "Банк Русский Стандарт" был заключен кредитный договор N ... от 14.03.2013 года, по условиям которого, банк открыл ему текущий счет в рублях, обязался осуществлять его обслуживание и предоставил кредит. Он в свою очередь обязался возвратить кредит и выплатить за его пользование проценты в размере, сроки и на условиях, определенных в договоре. 15 мая 2014 г. направил в ЗАО "Банк Русский Стандарт" претензию об истребовании копий документов по кредитному делу, а именно, копий кредитного договора, приложений к нему, графика платежей и расширенной выписки по счету за весь период действия договора, поскольку данные документы у него отсутствуют. Ответ на претензию от ответчика им не получен. Просил обязать ЗАО "Банк Русский Стандарт" выдать ему копию кредитного договора N ... от 14.03.2013 г., копию приложения к этому договору, копию графика платежей.
Ахмедьзянов В.Г. также обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что между ним и ЗАО "Банк Русский Стандарт" был заключен кредитный договор N ... от 25.08.2012 года, по условиям которого, банк открыл ему текущий счет в рублях, обязался осуществлять его обслуживание и предоставил кредит. Он в свою очередь обязался возвратить кредит и выплатить за его пользование проценты в размере, сроки и на условиях, определенных в договоре. 15 мая 2014 г. направил в ЗАО "Банк Русский Стандарт" претензию об истребовании копий документов по кредитному делу, а именно, копий кредитного договора, приложений к нему, графика платежей и расширенной выписки по счету за весь период действия договора, поскольку данные документы у него отсутствуют. Ответ на претензию от ответчика им не получен. Просил обязать ЗАО "Банк Русский Стандарт" выдать ему копию кредитного договора N ... от 25.08.2012 г., копию приложения к этому договору.
Определением Мелеузовского районного суда РБ от 20.01.2015 года гражданские дела по данным искам объединены в одно производство.
Судом вынесено приведенное выше решение.
Не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе представитель ЗАО "Банк Русский Стандарт" Бабыкин П.А. просит его отменить, как незаконное и необоснованное. Указал, что запрашиваемые истцом сведения в соответствии с нормами права о банковской тайне должны предоставляться ему лично, поскольку необходимо удостовериться в личности гражданина, поэтому направление сведений по почте не представляется возможным. Кроме того, отправителем на претензии указано ООО "Эскалат-КЗН", то есть отправлена не клиентом банка. Все кредитные документы клиенту вручались еще при заключении кредитных договоров, что подтверждается материалами дела. Факт направления ответа на претензию подтверждается копией реестра почтовых отправлений от 16.07.2014 года.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ЗАО "Банк Русский Стандарт" Шабаеву С.А., поддержавшую жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 8 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Согласно п. 2 ст. 8 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В силу п. п. 1, 2 ст. 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что 10.02.2012 г. между Ахмедьзяновым В.Г. и ЗАО "Банк Русский Стандарт" заключен договор на получение кредита N N ... , с лимитом кредита 50000 рублей.
23.03.2013 г. между Ахмедьзяновым В.Г. и ЗАО "Банк Русский Стандарт" заключен договор на получение кредита N ... , с лимитом кредита 750000 рублей.
25.08.2012 г. между Ахмедьзяновым В.Г. и ЗАО "Банк Русский Стандарт" заключен договор на получение кредита N ... , на сумму 443870 рублей.
В материалы дела истцом приложены претензионные письма от 15.05.2014 года в адрес банка с требованием о предоставлении копий указанных кредитных договоров, приложений к ним, графика платежей, выписки по счету ввиду отсутствия указанных документов у заемщика, также приложен реестр почтовых отправлений от 26.05.2014 года, отправителем в котором указано ООО "Эскалат-КЗН", место приема - г.Казань. Из реестра видно, что истцом в банк были направлены три заявления о расторжении договоров и три претензии.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона РФ "О защите прав потребителей", пришел к выводу о том, что банк, не представив клиенту информацию о финансовой услуге, нарушил права потребителя, доказательств направления ответа на претензии истца ответчиком не представлены, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда.
Федеральный закон N 395-1 от 02.12.1990 года "О банках и банковской деятельности" предусматривает, что кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона N 395-1 от 02.12.1990 года "О банках и банковской деятельности" справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных Федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Стороной ответчика факт получения указанных претензий не отрицается. К возражениям на иски приложено письмо банка, датированное 22.06.2014 г. N РС-М0318/5039 (не подписанное специалистом, от имени которого оно составлено), из которого следует, что поскольку по полученному письму идентифицировать клиента не представляется возможным, то в связи с необходимостью сохранения банковской тайны клиенту необходимо обратиться с паспортом гражданина РФ в любой офис банка для получения запрашиваемых документов.
При этом доказательства направления указанного ответа истцу в суд не представлены. Судебная коллегия находит, что приложенный к письму список заказных писем N 392, дата в котором исправлена с 22.06.2014 г. на 16.07.2014 г., не является доказательством отправки именно этого письма, поскольку дата направления корреспонденции (без указания что направлено), согласно почтовому штемпелю - 16.07.2014 г. не соответствует дате, указанной на письме.
Судебная коллегия также не находит оснований для признания исполнением требований закона о предоставлении информации письмо на имя истца, составленное от имени начальника отдела клиентской поддержки, без указания даты и номера, а также письмо от имени начальника отдела сети отделений и клиентской поддержки от 31.05.2013 г. N 81-У/1198, поскольку доказательства направления их истцу в материалах дела также отсутствуют.
Более того, в письмах отсутствует указание, ответом на какое из обращений они являются.
Таким образом, материалами дела установлено, что вопреки положениями ст.ст. 10, 12, 22 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" ответчиком требования истца о предоставлении информации не исполнены, информация о порядке ее получения до потребителя не доведена.
Довод жалобы о том, что отправителем указано ООО "Эскалат-КЗН", а местом отправления г.Казань, то есть претензия направлена не клиентом банка, в связи с чем банк не мог направить ответ на претензии по почте, необоснован. В претензиях указана фамилия истца (клиента банка), адрес его местожительства, такой же, какой указанный им в кредитных договорах, куда банку и следовало направить ответ на претензии, не нарушая при этом ФЗ "О банках и банковской деятельности". Закон не ограничивает права граждан по направлению почтовых отправлений не по месту своего жительства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергают выводы суда, и не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, не находит оснований для изменения или отмены принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда соответствуют требованиям закона и сделаны на основании имеющихся в деле доказательств, обязанность представления которых возложена согласно ст. 56 ГПК РФ на стороны. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 09.02.2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО "Банк Русский Стандарт" - без удовлетворения.
Председательствующий: Н.М. Мухаметова
Судьи: Н.Ю. Гонтарь
Г.А. Михляева
Справка: судья Байрашев А.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.