Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Хайрутдинова Д.С.
судей Низамовой А.Р.
Нурисламовой Э.Р.
при секретаре Аюповой И.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокуратуры Зилаирского района Республики Башкортостан на решение Зилаирского районного суда Республики Башкортостан от 12 февраля 2015 года, которым постановлено:
исковые требования Трофимова В.Г. удовлетворить частично.
Распоряжение Администрации муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан за N ... от дата года о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора Трофимову В.Г. отменить.
Взыскать с Администрации муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан в пользу Трофимова В.Г. в возмещение морального вреда ... рублей.
Заслушав доклад судьи Низамовой А.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Трофимов В.Г. обратился в суд с иском (с учетом последующего дополнения к иску л.д. 51-52) к администрации муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан о снятии дисциплинарного взыскания и возмещении морального вреда.
В обоснование иска указано, что истец работает в должности начальника юридического отдела администрации муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан с дата года. Распоряжением N ... дата года на него наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора.
Наложение дисциплинарного взыскания считает необоснованным и незаконным, поскольку оно применено без законных оснований, в отсутствие доказательств вины работника и обстоятельств совершения нарушения, без оценки степени тяжести совершенного проступка. Работодатель не мог применить наказание по истечение 1 месяца со дня обнаружения проступка. Основанием для привлечения его к ответственности явилось представление прокурора района N ... года, в котором указано, что истец представлял интересы М. в Зилаирском районном суде по делу по иску М. к муниципальному бюджетному учреждению "Информационно-консультационному центру".
В его действиях отсутствуют нарушения Федерального закона N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федераци". Кроме этого срок рассмотрения дисциплинарного проступка превысил больше месяца. При рассмотрении представления прокурора комиссией по соблюдению требований к служебному поведению допущены нарушения правил проведения заседания, поскольку согласно п. 3.6 положения о комиссии Администрации муниципального района Зилаирский район по соблюдению требований к служебному поведению муниципального служащего и урегулированию конфликта интересов, утвержденного распоряжением Администрации муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан N ... , председатель комиссии при поступлении к нему информации содержащей основания для проведения заседания комиссии в течение 3 дней назначает дату заседания комиссии. При этом заседание комиссии не может быть назначено позднее 7 дней после поступления указанной информации. В протоколе комиссии не отражено выступление прокурора Зилаирского района Республики Башкортостан Н. и его пояснения, не указаны предъявляемые к Трофимову В.Г. претензии, материалы на которые они основываются, источник информации, содержащей основания для проведения заседаний комиссии, дата поступления информации в Администрацию муниципального района Зилаирский район; решение и обоснование его принятия.
Считает, что заседание комиссии проведено без всяких оснований, к ответственности истец привлечен за пределами установленного месячного срока. Просит суд отменить распоряжение о наложении дисциплинарного взыскания, взыскать с ответчика моральный вред в размере ... рублей.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
Не соглашаясь с решением суда, прокурор, участвовавший в деле, в апелляционном представлении просит его отменить как незаконное и необоснованное, указывая на неверный вывод суда о том, что непосредственному руководителю ответчика о допущенном проступке стало известно дата года, так как о совершенном проступке стало известно только после принятия решения на заседании комиссии, которое было принято 11 дата. Только комиссия могла установить наличие или отсутствие конфликта интересов.
Лица, участвующие в деле, о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции извещены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Установлено, что Трофимов В.Г. работает в должности начальника юридического отдела администрации муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан.
дата, дата и дата года Трофимов В.Г. принимал участие в судебных заседаниях Зилаирского районного суда Республики Башкортостан по гражданскому делу по иску М. к МБУ Информационно-консультативный центр о взыскании задолженности в качестве представителя М.
МБУ "Информационно-консультационный центр" учреждено администрацией муниципального района Зилаирский район, в связи с чем письмом от дата года председатель суда обратился в администрацию муниципального района Зилаирский район с письмом о даче информации о наличии или отсутствии конфликта интересов и принятых мерах при наличии конфликта интересов.
дата года в адрес суда направлен ответ о том, что решение на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов не принято в связи с отсутствием полного состава (командировкой первого заместителя главы администрации К. в период с дата по дата и с дата по дата года).
дата года N ... (дата и номер исходящие согласно бланку) прокурор Зилаирского района Республики Башкортостан внес в адрес главы администрации района представление с требованием о рассмотрении представления с участием представителя прокуратуры района и принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, недопущению впредь подобных нарушений, а также о привлечении к дисциплинарной ответственности управляющего делами администрации района Б., увольнении Трофимова В.Г. в связи с утратой доверия.
Согласно представлению начальник юридического отдела администрации муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан Трофимов В.Г., достоверно зная о том, что обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов не принял никаких мер по данному факту и, защищая М. в суде, выступил не в интересах МБУ Информационно-консультационный центр муниципального района Зилаирский район подведомственного администрации муниципального района, то есть совершил действия вопреки интересам работодателя и муниципального образования в целом,; взяв на себя обязательство отстаивать интересы М. в суде, получил материальную выгоду в виде компенсации денежных средств за аренду его имущества должностными лицами МБУ Информационно-консультационный центр муниципального района Зилаирский район; согласно табелям учета рабочего времени Трофимов В.Г. находился на рабочем месте дата и дата года, отсутствуя на рабочем месте в указанные дни Трофимов В.Г. допустил нарушения требований трудового законодательства, в частности влекущих расторжение трудового договора по основаниям, указанным в п. 7.1, 14 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Также в представлении указано, что причинами выявленных нарушений требований законодательства о муниципальной службе явились ненадлежащее исполнение Трофимовым В.Г. как должностным лицом возложенных на него обязанностей, прямое игнорирование требований закона по уведомлению своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности возникновения.
Заседание комиссии состоялось дата года, где в повестке дня указано: рассмотрение поступившей информации прокуратуры Зилаирского района от дата года N ... , рассмотрение вопроса об увольнении начальника юридического отдела Трофимова В.Г. в связи с утратой доверия. Основанием указаны: представление прокуратуры от дата года N ... и информация прокуратуры от дата года N ... , объяснительная Трофимова В.Г. от дата года и пояснительная записка А. от дата года.
Решением комиссии администрации муниципального района Зилаирский район по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов от дата года рекомендовано применить дисциплинарное взыскание в виде замечания начальнику юридического отдела Трофимову В.Г., в виде выговора директору МБУ "Информационно-консультационный центр" А., а также рекомендовано рассмотреть данный вопрос на антикоррупционной комиссии дата года (л.д. 4).
Следующее заседание той же комиссии состоялось дата года, где в повестке дня указано: рассмотрение вопроса по поступившей информации прокуратуры Зилаирского района от дата года N ... , рассмотрение вопроса об увольнении начальника юридического отдела Трофимова В.Г. в связи с утратой доверия.
Основанием для заседания комиссии указано: поступившее решение Зилаирского районного суда от дата года.
Приято решение большинством голосов (4 из 4), что муниципальный служащий не соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов, а также о рекомендации главе администрации применить к начальнику юридического отдела Трофимову В.Г. дисциплинарное взыскание в виде выговора.
В протоколе заседания комиссии от дата года не указано в чем конкретно выразился конфликт интересов, какие конкретно требования к служебному поведению и требования об урегулировании конфликта интересов не соблюдал Трофимов В.Г.
Решение комиссии неоднозначно, так как содержит в выводах о допущенных нарушениях как разделительный союз "или", так и соединительный союз "и", в связи с чем неясно какое нарушение допустил Трофимов В.Г. - требований служебного поведения или требований об урегулировании конфликта интересов, либо оба нарушения сразу и в чем они заключаются.
Разрешая одни и те же обстоятельства, комиссия изначально пришла к выводу о том, что Трофимов В.Г. подлежит привлечению к ответственности в виде замечания, затем в виде выговора.
Распоряжением от дата года N ... Трофимову В.Г. объявлен выговор за нарушения федерального законодательства о муниципальной службе. Конкретные нарушения в распоряжении также не приведены.
Имеется ссылка на представление прокуратуры N ... от дата года, протоколы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов от дата и дата года.
Разрешая спор, суд установил, что Трофимов В.Г. действительно принимал участие в судебных заседаниях Зилаирского районного суда Республики Башкортостан в качестве представителя Максимова В.А. по его иску к МБУ "Информационно-консультативный центр муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан о взыскании задолженности по арендной плате.
При этом суд, удовлетворяя иск, указал, что срок наложения взыскания ответчиком пропущен.
Прокурор в своем представлении не соглашается с тем, что к спорным правоотношениям суд применил срок привлечения к дисциплинарной ответственности в 1 месяц по статье 193 Трудового кодекса Российской Федерации со дня обнаружения (получения 29 апреля 2014 года письма от Зилаирского районного суда), так как, по мнению подателя представления, срок подлежит исчислению со дня принятия комиссией решения от 12 ноября 2014 года, когда стало известно о допущенных нарушениях и наличии конфликта интересов.
Судебная коллегия находит доводы апелляционного представления несостоятельными.
Статья 27.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусматривает, что за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 ст. 27.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлены требования к порядку проведения процедуры привлечения муниципальных служащих к ответственности.
Так, взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании:
1) доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
2) рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию;
3) объяснений муниципального служащего;
4) иных материалов.
Полагая, что поскольку до получения рекомендации комиссии (от 12 ноября 2014 года), главе администрации муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан не было известно о допущенных нарушениях и конфликте интересов, прокурор считает срок наложения взыскания подлежащим исчислению с 12 ноября 2014 года.
Между тем, суд правильно указал, что об участии Трофимова В.Г. как представителя Максимова В.А. в суде в споре с учрежденным администрацией учреждением непосредственно работодателю стало известно уже дата
Статья 27.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" не использует термины "дисциплинарный проступок", "дисциплинарное взыскание", а исходит из таких понятий нарушений как "несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции", "взыскание".
В силу ч. 4 ст. 14.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования могут образовываться комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов.
Такая комиссия, как это указано выше, в администрации муниципального района Зилаирский район существует, создана распоряжением главы администрации от дата года.
Однако, положение о комиссии утверждено уже после поступления информации в отношении Трофимова В.Г., распоряжение об утверждении Положения датировано дата года (л.д. 53).
Согласно данному Положению, основной задачей комиссии является содействие администрации в обеспечении соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федеральным законом "О противодействии коррупции", другими федеральными законами, в осуществлении в администрации мер по предупреждению коррупции.
Согласно п. 3.4 Положения, основанием для проведения заседания комиссии являются: представление главой администрации материалов проверки; поступившее в кадровую службу либо должностному лицу обращение гражданина, заявление муниципального служащего; представление главы администрации или любого члена комиссии.
Согласно п. 3.6 Положения со дня поступления информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии, в течение 3 дней назначает дату заседания комиссии, при этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее 7 дней со дня поступления информации.
Отложение заседания комиссии предусмотрено при неявке первичной муниципального служащего и отсутствии просьбы о рассмотрении вопроса без его участия.
Ни в законе о муниципальной службе, ни в локальном нормативном правовом акте не указано, что днем обнаружения допущенных нарушений (несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции) является день получения рекомендации от комиссии.
Федеральный законодатель в части 6 ст. 27.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" закрепил правило, согласно которому взыскание применяется в порядке и в сроки, которые установлены названным Федеральным законом, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами.
Судебная коллегия, учитывая, что сложившиеся правоотношения по порядку и сроку взыскания не урегулированы ни самим Федеральным законом, ни нормативным правовым актом Республики Башкортостан, запросила из администрации муниципального района Зилаирский район Положение или иной документ о порядке и сроках применения взыскания, как это предусмотрено в части 6 ст. 27.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Судебное заседание суда апелляционной инстанции было отложено, однако истребуемого документа представлено не было. Было представлено Положение "О порядке применения дисциплинарных взысканий муниципальным служащим, замещающим муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан" от 21 декабря 2012 года. В данном Положении предусмотрено применение дисциплинарных взысканий не позднее одного месяца со дня обнаружения, не считая времени отсутствия муниципального служащего по уважительной причине и времени, необходимого для служебной проверки.
При таких обстоятельствах, учитывая, что служебная проверка не проводилась, более того, представленное Положение о порядке применения дисциплинарных взысканий не относится к положению, предполагаемому по ч. 6 ст. 27 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"., правильно судом применены нормы Трудового кодекса Российской Федерации при исчислении срока начала и окончания наложения взыскания.
Вопреки доводам апелляционного представления, решение комиссии администрации муниципального района Зилаирский район по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов не является мнением представительного органа для исключения времени получения решения комиссии из месячного срока, не является также результатом ревизии или финансово-хозяйственной деятельности.
Препятствий для своевременного проведения заседания комиссии либо разработки Положения (предусмотренного ч. 6 ст. 27 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"), предусматривающего иной порядок исчисления сроков наложения взыскания, у ответчика не имелось.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционного представления не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зилаирского районного суда Республики Башкортостан от 12 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционное представление заместителя прокурора Зилаирского района Республики Башкортостан Кашкарова Т.М. оставить без удовлетворения.
Председательствующий Д.С. Хайрутдинов
Судьи А.Р. Низамова
Э.Р. Нурисламова
Справка: судья Абдрахимов Г.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.