Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Прониной Л.Г.
судей: Куловой Г.Р.
Пономаревой Л.Х.
при секретаре ФИО1
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Балтачевского районного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований ФИО2 к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в адрес РБ о признании отказа неправомерным, включении в специальный трудовой стаж периодов службы в рядах вооруженных сил, учебы и работы отказать.
Заслушав доклад судьи Пономаревой Л.Х., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в адрес РБ о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, мотивируя свои требования тем, что в специальный трудовой стаж ответчиком не включены периоды работы руководителем кружка Дома пионеров с дата и период работы педагогом дополнительного образования "Центр детского творчества" с дата Просил решение ответчика в части отказа во включении в стаж для назначении досрочной трудовой пенсии по старости указанных периодов отменить, обязать ответчика включить в стаж для назначении досрочной пенсии указанные периоды, а также период службы в рядах вооруженных сил с дата по дата
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО2 ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая на то, что ранее действующее пенсионное законодательство предусматривало включение в стаж работы учителей и других работников просвещения в должности руководителя кружка в Доме(Дворце) пионеров, работая в должности педагога дополнительного образования "Центр детского творчества" осуществлял педагогическую деятельность.
Проверив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Разрешая спорные правоотношения и принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь требованиями действующего законодательства в области пенсионного регулирования, исходил из того, что оспариваемые периоды работы истца ответчиком правомерно не зачтены в специальный стаж ФИО2, который с учетом исключенных периодов составляет менее требуемых 25 лет (1 год 02 месяца), в связи с чем отсутствуют правовые основания для назначения истцу пенсии, предусмотренной пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от дата N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, находя его правильным, основанным на правильном толковании и применении норм материального права, соответствующим материалам дела и нормам действующего законодательства, а доводы апелляционной жалобы истца судебная коллегия находит несостоятельными, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции, решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в адрес РБ от дата ФИО2 отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от дата N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ввиду отсутствия требуемой продолжительности педагогического стажа - 25 лет (в специальный стаж засчитан только период с дата. в должности педагога дополнительного образования, что составляет 1 год 2 месяца). При этом в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не были засчитаны периоды работы с дата по дата и с дата. по дата руководителем кружка Дома пионеров, с дата. педагогом дополнительного образования в "Центре детского творчества", поскольку должность руководитель кружка не поименована Списками, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
По мнению судебной коллегии отсутствуют правовые основания для включения названных оспариваемых периодов работы в специальный стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по следующим основаниям.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно подпункту 19 пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Однако указанным Списком, равно как и ранее действовавшими Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. N 1067, не предусматривается право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности "руководитель кружка".
Таким образом, не любая педагогическая деятельность засчитывается в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, а только та педагогическая деятельность, которая осуществлялась на должностях, предусмотренных приведенными Списками.
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367, предусмотрена самостоятельное наименование должности "руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы)", однако, в названные Списки данная должность включена не была.
Приказом Министра образования Российской Федерации от 25 января 1993 г. N 21 должности руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся переименованы в должность педагога дополнительного образования, которая впервые была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, а позднее - в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367, наряду с должностью "педагог дополнительного образования" сохранено и прежнее название должности "руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы)".
Изложенное свидетельствует о том, что в данном случае имело место переименование в централизованном порядке профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах, а вопрос о тождественности выполняемых ФИО2 функций по той должности, которая дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, мог быть решен в судебном порядке только в случае неправильного наименования работодателем занимаемой истцом должности.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о возможности включения в специальный стаж истца периодов его работы с дата. по дата руководителем кружка Дома пионеров, с дата. по дата педагогом дополнительного образования в "Центре детского творчества", противоречат нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Как указывалось ранее, должность педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей впервые была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067, вступившим в силу с 1 ноября 1999 г., до указанной даты должность "педагог дополнительного образования" ранее действующими Списками предусмотрена не была.
Таким образом, период работы в должности "педагог дополнительного образования" мог быть включен в специальный стаж только с дата
Тем не менее, правомерно не включен в специальный стаж и период его работы с дата по дата в должности педагога дополнительного образования в "Центре детского творчества"
Пунктом 12 приведенных выше Правил предусмотрено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 г., засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Учитывая положения вышеуказанных норм материального права, периоды работы истца после 1 января 2001 г. могли быть зачтены в специальный стаж только при условии наличия у истца на 1 января 2001г. стажа работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Вместе с тем, истец не имеет на 1 января 2001 г. стажа работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для зачета периода работы с дата по дата в должности педагога дополнительного образования в "Центре детского творчества" в стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Таким образом, выводы суда об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж ФИО2 оспариваемых периодов его работы в должности руководителя кружка, педагога дополнительного образования соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Что касается периода службы истца в рядах вооруженных сил с дата по дата., то в указанный период действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Законодателем установлено, что положения п. 2 приведенного выше нормативного акта применяются во взаимосвязи с п. 4 и самостоятельно применяться не могут.
В силу п. 4 указанного Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которые давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Вместе с тем, на момент обращения ФИО2 с заявлением в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. В данной связи суд правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для зачета в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периодов службы истца в рядах вооруженных сил с дата по дата г.
Учитывая, что на день обращения истца ФИО2 в Пенсионный орган за назначением досрочной трудовой пенсии, его специальный стаж не достигал требуемой продолжительности педагогического стажа, предусмотренного вышеупомянутом подпунктом 19 пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", суд обоснованно отказал в иске.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, спор разрешил в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балтачевского районного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий Пронина Л.Г.
Судьи Кулова Г.Р.
Пономарева Л.Х.
Справка: судья ФИО3
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.