Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Пономаревой Л.Х.
судей: Жерненко Е.В.
Куловой Г.Р.
при секретаре ФИО1
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ГУФСИН России по Республики Башкортостан ФИО3 на решение Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
удовлетворить заявление ФИО2 о признании решения Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и, в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 03.02.2014г. неправомерным.
Признать решение Комиссии ФСИН России от дата об отказе ФИО2 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения неправомерным.
Обязать Комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и, в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения произвести постановку на учет ФИО2 с дата для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Пономаревой Л.Х., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд с заявлением о признании решения Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и, в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 03.02.2014г. неправомерным. В обоснование заявленных требований указывал, что проходил службу в органах в ГУФСИН по РБ в должности оперуполномоченного отдела специального назначения в звании капитан внутренней службы. Общая продолжительность службы в органах составляет 21 год 11 месяца 17 дней. Полагая, что имеет право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, дата обратился с соответствующим заявлением (рапортом) в территориальную подкомиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, которой было принято решение о направлении документов в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты. дата Комиссия ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы указанной выплаты при проверке документов истца отказала в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с тем, что истец дата приказом от дата N 557-лс уволен со службы в УИС по п. "е" ст. 58 (по сокращению штатов) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Заявитель считает данное решение комиссии незаконным, полагает, что представленные им документы давали основание для постановки на учет для предоставления выплаты с дата г ... После уточнения требований просил суд признать решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты от дата (протокол N2) об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным и обязать комиссию ФСИН России поставить его на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с дата
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ГУФСИН России по Республики Башкортостан ФИО3 просит решение суда отменить, постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает решение суда незаконным в связи с неправильным применением норм материального права.
Судебная коллегия, заслушав объяснения представителя ответчиков, истца и его представителя, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений на нее, не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно ч. 7 названной нормы право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 4 Закона).
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 24 апреля 2013 г. N 369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
К федеральным органам исполнительной власти в целях настоящих Правил относятся Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная таможенная служба (п. 3 Правил).
Согласно п. 7 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через три месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных п. 5 настоящих Правил.
Как следует из материалов дела, ФИО2 проходил службу в органах в ГУФСИН по РБ с дата в должности оперуполномоченного отдела специального назначения в звании капитан внутренней службы. Общая продолжительность службы в органах по состоянию на дата составляет ... год ... месяца ... дней.
Приказом начальника ГУФСИН России по Республики Башкортостан N N ... - лс от дата он был уволен из уголовно-исполнительной системы по ст. 58 п. "е" (по сокращению штатов) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации с дата г..
ФИО2 зарегистрирован в квартире по адресу адрес, ул. адрес, адрес, кВ. ... , общей площадью ... кв. м., по договору социального найма. Кроме заявителя в указанной квартире также зарегистрирован его ребенок дата г.р. и бывшая супруга, единовременная социальная выплата заявителю ранее не предоставлялась.
дата он обратился с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, приложив все необходимые документы, предусмотренные п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
На основании решения подкомиссии ГУФСИН России по Республики Башкортостан (протокол N 4 от дата г.) заявление ФИО2 с приложенными документами направлено для рассмотрения по существу в комиссию ФСИН России.
дата комиссией ГУФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения принято решение об отказе ФИО2 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Основанием для отказа в постановке на учет явилось то, что он уволен со службы в УИС с дата г., на жилищном учете в учреждения и органах УИС не состоит. Иных оснований отказа в постановке на учет не указано.
Разрешая спор, суд правильно руководствовался указанными правовыми нормами и пришел к обоснованному выводу о незаконности отказа в постановке истицы на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На сотрудника, находящегося в распоряжении, распространяются все права, обязанности и гарантии социальной защиты, предусмотренные законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минюста России, регламентирующими прохождение службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Как правильно указал суд, при принятии решения комиссией ФСИН России об отказе ФИО2 в постановке на учет для предоставления единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ответчиком не учтено, что положениями Федерального закона от дата N 283-ФЗ и Постановления Правительства РФ N 369 от дата приобретение права на получение единой социальной выплаты сотрудника УИС, обратившегося в период прохождения службы за указанной мерой социальной поддержки, не ставится в зависимость от даты рассмотрения заявления сотрудника комиссией ФСИН России (до или после увольнения его из органов и учреждений УИС).
Иное, вопреки ст. 19 Конституции РФ, ставило бы в неравное положение действующих сотрудников УИС, имеющих право на улучшение своих жилищных условий, и сотрудников УИС, обладающих указанным правом на момент обращения с заявлением в территориальную подкомиссию УФСИН и уволенных из органов УИС на момент рассмотрения заявления комиссией ФСИН России.
Из материалов дела следует, что истец обратился с заявлением в подкомиссию ГУФСИН России по РБ до увольнения из органов УИС. Подкомиссия ГУФСИН России по Республики Башкортостан, располагая на основании п. 7.2 Приложения N 2 Приказа УФСИН России за N 476 от дата полномочиями на возвращение ФИО2 документов в случае выявления в них каких-либо недостатков, приняла решение о соответствии данных документов требованиям закона и направлении их в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке его на учет.
На момент подачи рапорта в подкомиссию ГУФСИН России по Республики Башкортостан дата ФИО2 являлся полноправным сотрудником уголовно-исполнительной системы, на него распространялись все социальные гарантии, предусмотренные для действующих сотрудников УИС, документы для постановки на учет для получения единой социальной выплаты были представлены ФИО2 в полном объеме, направлены в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке на учет до увольнения ее со службы.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что ФИО2 имел право на постановку на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения на основании ст. 4 Федерального закона от дата N 283-ФЗ, а, следовательно, решение комиссии ФСИН России от дата об отказе в постановке его на учет с дата для предоставления единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из двух человек является незаконным, в связи с чем правомерно удовлетворил исковые требования в этой части.
У судебной коллегии не имеется оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, обоснованны и отвечают требованиям закона.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают правильность его выводов, сводятся к иному пониманию исследованных норм материального права, поэтому не могут быть приняты в качестве основания к отмене постановленного решения.
Судом при рассмотрении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, нарушения норм процессуального закона не допущено, в связи с чем предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ГУФСИН России по Республики Башкортостан ФИО3 без удовлетворения.
Председательствующий Пономарева Л.Х.
Судьи Жерненко Е.В.
Кулова Г.Р.
справка: судья ФИО4
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.