Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Нурисламова Ф.Т.
судей Киньягуловой Т.М., Милютина В.Н.
при секретаре Проскуряковой С.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г. Уфа РБ на решение Ленинского районного суда г.Уфы РБ от 16 марта 2015 года, которым постановлено:
обязать администрацию г. Уфа РБ заключить с Тарасовой Э.С. договор купли-продажи земельного участка по адресу: ... , с кадастровым номером ... , общей площадью ... кв.м, по цене, устанавливаемой в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Нурисламова Ф.Т., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тарасова Э.С. обратилась в суд с иском о возложении обязанности на администрацию г.Уфа РБ заключить с ней договор купли-продажи земельного участка по адресу: ... , мотивируя тем, что является собственником жилого дома по вышеуказанному адресу.
В предусмотренном ст.36 Земельного кодекса РФ порядке истец обратился в администрацию ГО г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату, на что был получен отказ, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок превышает на ... кв.м. земельного участка, предоставленного ранее в пожизненное наследуемое владение предыдущим собственникам.
Считает отказ администрации ГО г. Уфа РБ незаконным.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе администрация г.Уфы РБ просит решение суда отменить по мотиву незаконности и необоснованности, указывая на то, что постановлением мера г.Уфа РБ N ... от ... года земельный участок площадью ... кв.м был предоставлен в пожизненное наследуемое владение Т.Д., Т.Е., М.Е. Площадь испрашиваемого земельного участка составляет ... кв.м., что превышает площадь, указанную в правоустанавливающем документе на ... кв.м. В данном случае не представлены документы, послужившие основанием для увеличения площади земельного участка, предоставленного ранее в пожизненное наследуемое владение. Повторно не может быть предоставлена часть земельного участка, которая предоставлялась ранее другим лицам на основании постановления мера г. Уфа РБ. Кроме того, согласно решения Совета г. Уфа РБ N ... от ... года спорный земельный участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя третьего лица по делу ООО трест "Башгражданстрой" К., поддержавшую доводы жалобы, а также выслушав Ч., представляющую интересы истца по данному делу Тарасовой Э.С., о законности решения суда, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Земельный кодекс РФ в п. 5 ст. 1 установил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу статьи 36 Земельного кодекса РФ, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2014 года N 629 утвержден порядок определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Из материалов дела следует, что на основании договора дарения от ... года, решения ... районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от ... года Тарасова Э.С. является собственником жилого дома по адресу: ... , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ... года.
Спорный земельный участок состоит на кадастровом учете, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от ... года N ... , индивидуализирован как объект недвижимости, определено его конкретное местоположение, указана его площадь ... кв.м. Земельный участок сформирован и состоит на кадастровом учете с ... года, ему присвоен кадастровый номер ... , разрешенное использование - под индивидуальную жилую застройку, входит в территориальную зону: "Рекреационная зона, Р-1", ... сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Правила землепользования и застройки ГО г. Уфа РБ от ... года N ... (в редакции от ... года N ... ).
Причем, в этой кадастровой выписке о земельном участке от ... года правообладателем земельного участка указана П. (Тарасова) Э.С., то есть, истица по данному делу.
... года истец обратилась в администрацию г. Уфа РБ о предоставлении в собственность земельного участка.
Ответом Управление по земельным ресурсам администрации г. Уфа РБ N ... от ... года сообщило о том, что постановлением мера г.Уфа РБ N ... от ... года земельный участок площадью ... кв.м был предоставлен в пожизненное наследуемое владение Т.Д., Т.Е., М.Е. Площадь испрашиваемого земельного участка составляет ... кв.м, что превышает площадь, указанную в правоустанавливающем документе на ... кв.м. В данном случае не представлены документы, послужившие основанием для увеличения площади земельного участка.
В материалах дела действительно предоставлен государственный акт на право постоянного пользования на земельный участок площадью ... кв.м. по адресу: ... , выданный Т.Д., Т.Е., М.Е. на основании постановления мера г.Уфа РБ N ... от ... года.
Однако судебная коллегия полагает, что указанное обстоятельство не могло послужить основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя, поскольку суду не представлено данных о наличии на момент разрешения данного спора объекта недвижимости- земельного участка площадью ... кв.м. по адресу: ...
Согласно вышеприведенной кадастровой выписки о земельном участке от ... года следует, что на момент разрешения спора в суде на кадастровом учете состоит земельный участок по этому же адресу с иными характеристиками, иной площади в ... кв.м. Сведения об этом участке в Государственный кадастр недвижимости внесены ... года.
По договору дарения от ... года Тарасова Э.С. приобрела в собственность жилой дом по адресу: ... , расположенный на земельном участке площадью ... кв.м.
Из вышеизложенного следует, что вновь образованный и поставленный на кадастровый учет ... года испрашиваемый истицей земельный участок был образован за счет имевшихся по этому же адресу двух участков- в ... кв.м. и ... кв.м.
Несмотря на указанное обстоятельство, судебная коллегия полагает, что продажа поставленного на кадастровый учет ... года земельного участка в ... кв.м., образованного, в том числе, и за счет участка в ... кв.м. ранее предоставленного на праве постоянного пользования Т.Д., Т.Е., М.П., не нарушает права Т.Д., Т.Е., М.П., поскольку из сведений содержащихся в представленной в материалах дела справке ГУП БТИ г. Уфы РБ от ... года следует, что дом по адресу: ... принадлежал на праве совместной собственности Т.Д., Т.Е., М.П. Основанием возникновения их права указаны регистрационное удостоверение N ... и постановление мера г.Уфа РБ N ... от ... года.
Однако в этой же справке последующим единоличным собственником дома по адресу: ... указана М.Р. Основанием возникновения ее права собственности указан договор купли продажи N ... от ... года.
Суду апелляционной инстанции представлена копия указанного договора.
Согласно ст. 35 Земельного Кодекса РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Т.Д., Т.Е., М.П., совершив сделку купли продажи дома по адресу: ... , утратили право постоянного пользования на земельный участок при указанном доме площадью в ... кв.м. и это право перешло к покупателю дома Миргалиевой Р.С., которая по договору дарения от ... года подарила указанный дом истице по данному делу П. (Тарасовой) Э.С.
Довод ответчика о том, что площадь испрашиваемого земельного участка превышает площадь земельного участка, предоставленного ранее предыдущим владельцам Т.Д., Т.Е., М.П., правового значения для разрешения настоящего спора не имеет и в связи с тем, что истцом заявлены требования о заключении с ней договора купли-продажи земельного участка на платной основе. Данное обстоятельство имело бы юридическое значение и подлежало бы оценке в случае предъявления требования о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации.
В силу статье 28 Земельного кодекса РФ, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участок, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Часть 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень случаев, когда допускается отказ в предоставлении участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К таковым относятся: изъятие земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан.
В силу статьи 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут включаться рекреационные зоны (часть 1). При этом земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (часть 9). Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (часть 12).
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Согласно ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. К землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами.
Градостроительное зонирование осуществляется в населенных пунктах органами местного самоуправления путем утверждения правил землепользования и застройки (п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
В настоящий момент на территории городского округа адрес Республики Башкортостан указанные Правила, а также градостроительные регламенты установлены решением Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от ... года N ... "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
Согласно ст. 41 Правил границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
В соответствии с пунктом 43.4 рекреационные зоны "Р-1", "Р-2" - это зоны городских парков, городских лесов, лесопарков, скверов, бульваров для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного и пассивного отдыха, зоны зеленых насаждений ограниченного пользования, озеленение специального назначения и т.д.
Согласно с пунктом 43.5 Правил в состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Согласно ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Однако, каких-либо данных, свидетельствующих о том, что на спорной земельный участок изъят, ограничен в обороте, на нем находятся вышеуказанные объекты для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан не имеется.
В материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о переводе данного участка из земель населенных пунктов к землям особо охраняемых территорий в установленном законом порядке. Также не имеется сведений и об отнесении участка к зонам особо охраняемых территорий в пределах границ населенных пунктов в связи с его особым природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и иным особо ценным значением.
Следовательно, оснований распространять на земельный участок правовой режим земель особо охраняемых территорий, установленный ст.ст. 94 - 100 Земельного кодекса РФ, не имеется. Сам по себе факт включения спорного участка в территорию рекреационного назначения не свидетельствует о том, что такой участок согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ является ограниченным в обороте и он не может быть предоставлен в частную собственность.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность использования земельных участков в зоне рекреационного назначения входящего в категорию земель населенных пунктов с жилыми строениями, размещенными на указанных земельных участках до принятия вышеуказанных Правил. При этом действующее законодательство также не содержит запрета на предоставление такого земельного участка в собственность.
Кроме того, ответчик в нарушении требований ст.56 ГПК РФ не предоставил суду доказательства невозможности предоставления спорного земельного участка в связи с резервированием испрашиваемого земельного участка для муниципальных нужд.
Согласно п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ резервирование земель для государственных и муниципальных нужд является одним из видов ограничения оборота земель. В силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.
Согласно п. 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество с сделок с ним". Согласно данному требованию закона администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан не произвела регистрации ограничения прав на землю, в том числе на спорный земельный участок, в связи с его резервированием.
Статья 24 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что проект генерального плана подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством РФ, опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до его утверждения, заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана. Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со ст. 28 настоящего Кодекса, протоколы публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана. После его утверждения он подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликовании муниципальных правовых актов, иной официальной информации. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Ответчиком не представлены доказательства соблюдения процедуры подготовки и утверждения генерального плана городского округа и также доказательства изъятия спорного земельного участка из оборота.
В связи с чем не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы о том, что часть испрашиваемого земельного участка входит в число земельных участков, зарезервированных для муниципальных нужд.
Кроме того, указанный довод апелляционной жалобы не может служить основанием для отмены решения суда также и в связи с тем, что данный довод приведен только в апелляционной жалобе, и эти обстоятельства не были предметом исследования в суде первой инстанции.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования истца, исходил из того, что он является собственником домовладения, расположенного на земельном участке по адресу: ... , с кадастровым номером ... , в связи с чем имеет право приобрести указанный земельный участок в собственность путем выкупа.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Уфы РБ от 16 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации ГО г. Уфа РБ - без удовлетворения.
Председательствующий: Ф.Т. Нурисламов
Судьи: Т.М. Киньягулова
В.Н. Милютин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.