Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.,
судей Смирновой О.В.,
Троценко Ю.Ю.,
при секретаре Аюповой И.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника отдела опеки и попечительства Администрации МР Баймакский район Республики Башкортостан Амирова Р.Р. на решение Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 22 января 2015 года, которым постановлено:
Иск Горшениной Р.Р. к администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан о признании решения администрации муниципального района незаконным, об обязании включить в список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях удовлетворить.
Признать решение Администрации MP Баймакский район от дата за N ... об отказе в постановке на учет незаконным.
Признать Горшенину P.P., лицом из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья, не реализовавшей свое право на обеспечение жильем.
Восстановить Горшениной Р.Р. срок для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Обязать администрацию муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан (орган опеки и попечительства) включить Горшенину P.P. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Предоставить Горшениной P.P. жилое помещение по договору найма специализированного жилого фонда.
Заслушав доклад судьи Троценко Ю.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горшенина P.P. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан о признании решения администрации муниципального района незаконным, об обязании включить в список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, указывая, что её родители мать - Юлгильдина Ю.Г., дата рождения, умерла дата, отец - Горшенин Р.А., дата рождения, проживает в адрес, заочным решением Стерлибашевского районного суда от дата лишен родительских прав. С четырехлетнего возраста она находилась под опекой бабушки Зулкарнаевой М.Х. в адрес. (Постановление Администрации муниципального района Баймакский район от дата N ... ).
Истица указывает, что сектор опеки и попечительства Администрации Муниципального района Баймакский район письмом от дата за N ... сообщил ей, о том, что её сняли с регистрационного учета граждан, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления жилого помещения, согласно Постановлению N ... от дата Администрации муниципального района Баймакский район.
Истица считает, что указанное Постановление является незаконным, поскольку имело место бездействие органа опеки и попечительства, то есть при наличии тому оснований, и непринятие мер по лишению родительских прав отца Горшенина Р.А., несмотря на злостное уклонение от родительских обязательств, при этом такими сведениями орган опеки и попечительства администрации муниципального района Баймакский район владел. Считает незаконным решение об отказе в постановке на учет в связи с вступлением в законную силу решения Стерлибашевского районного суда от дата после ее совершеннолетия, поскольку с исковым заявлением, из-за бездействия отдела опеки и попечительства вынуждена была обратиться ее бабушка Зулкарнаева М.Х.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
Не согласившись с принятым решением, начальник отдела опеки и попечительства Администрации МР Баймакский район Республики Башкортостан Амиров Р.Р. обратился в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Башкортостан с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам апелляционной жалобы, указав, что на Горшенину P.P. не распространяются социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, в связи с тем, что Горшенина Р.Р. приобрела статус сироты, после наступления совершеннолетия.
От представителя Горшениной Р.Р. - Юлмухаметовой Р.Р. поступило возражение на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель Горшениной Р.Р. - Юлмухаметова Р.Р. в судебном заседании просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражение на жалобу, выслушав явившееся лицо, судебная коллегия приходит к убеждению, что решение суда отмене или изменению не подлежит.
Разрешая возникший спор, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованным выводам о том, что Горшенина Р.Р. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет жилого помещения, пригодного для проживания, а потому должна быть обеспечена благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, при этом обязанность по предоставлению жилья лежит на администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан.
Данные выводы основаны на материалах дела, подробно мотивированы судом с приведением положений законодательства, основания для признания их неправильными отсутствуют.
Как следует из материалов дела, Горшенина Р.Р., дата рождения, как лицо, оставшееся без попечения родителей, относилась к кругу лиц, на которых распространяется действие статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Приведенной нормой права в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, предусматривалось, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом из преамбулы указанного Федерального закона и его статьи 1 следует, что его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Аналогичное право на внеочередное обеспечение жильем указанной категории лиц было закреплено и в ст. 37 ЖК РСФСР, а также в п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были внесены изменения.
Так, согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в новой редакции) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Из приведенных норм права в их совокупности следует, что до достижения возраста 23-х лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Вместе с тем, суд при разрешении спора правильно исходил из того, что исключение Горшениной P.P. из списка, нуждающихся в жилых помещениях, не правомерно, и нарушает ее права как ребенка-сироты, поскольку статус лица, оставшегося без попечения родителей, она приобрела после смерти своей матери, имевшей дата, и заочного решения от дата о лишении отца родительских прав, не достигнув возраста 18 лет.
Как установлено судом, Горшенина P.P. согласно учетному делу, была поставлена на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении дата, в возрасте 18 лет.
На момент обращения истца в суд с настоящим иском ( дата.) ей исполнилось 22 года, 23 года исполнится дата
Из уведомления N ... от дата г., справки N ... , выданной администрацией СП Акмурунский сельсовет Баймакского района, следует, что истец Горшенина Р.Р. в собственности недвижимое имущество не имеет, зарегистрирована по месту жительства по адресу: адрес.
Оценив эти обстоятельства применительно к положениям ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, согласно которым действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что истец на момент введения в действие Федерального закона от 29.02.2012 N 15-Федерального закона не реализовала право на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот, ей с дата., то есть до достижения 23 лет, и по настоящее время жилое помещение не предоставлено и в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилья как ребенок-сирота, она должна быть вновь включена.
Ссылка в апелляционной жалобе отделом опеки и попечительства на пропуск срок исковой давности Горшениной Р.Р. для обращения в суд за защитой своего нарушенного права, несостоятельна.
Усматривается, что Горшенина P.P. в дата обратилась с заявлением на имя Прокуратуры Баймакского района.
Согласно полученному ответу N ... дата, со стороны прокуратуры района в адрес Администрации MP Баймакский район внесено представление об устранении нарушений законодательства с требованием о необходимости вернуться к рассмотрению вопроса о восстановлении Горшениной P.P. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, с учетом требований законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также жилищного законодательства. Выявленные нарушения устранены не были.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что согласно ст.ст. 4, 5, 6, 8, ФЗ N 48 - ФЗ от 24 апреля 2008 г. "Об опеке и попечительстве", задачами государственного" регулирования деятельности об опеке и попечительстве являются своевременное выявление лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройство; защита прав и законных интересов подопечных; обеспечение достойного уровня жизни подопечных. Достижение указанных задач осуществляется путем реализации органом опеки и попечительства своих полномочий по выявлению и учету граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства и оказании им помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг. В нарушении перечисленных гарантий, установленных государством, Горшенина P.P. не была своевременно выявлена органом опеки и попечительства как ребенок, оставшийся бел попечения родителей, как вследствие своевременно ее права, включая право на получение жилья, не были защищены.
При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы, основанные на приобретении Горшениной Р.Р. статус сироты, после наступления совершеннолетия, не могут быть приняты во внимание как несостоятельные.
При этом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 22 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника отдела опеки и попечительства Администрации МР Баймакский район Республики Башкортостан Амирова Р.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий З.А. Науширбанова
Судьи О.В. Смирнова
Ю.Ю. Троценко
Справка: судья Янтилина Л.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.