Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Бабугоева Л.М. при секретаре Туменовой А.А. с участием представителя прокурора Лескенского района Кабардино-Балкарской Республики Мамишева Ислама Казбековича, действующего по доверенности от 24 апреля 2015 года, Бекулова Р.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора Лескенского района Кабардино - Балкарской Республики на определение судьи Урванского районного суда Кабардино - Балкарской Республики от 19 марта 2015 года о возвращении без рассмотрения административного дела, возбужденного постановлением прокурора Лескенского района Кабардино - Балкарской Республики от 24 февраля 2015 года по признакам статьи 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - руководителя Урванского межрайонного следственного отдела Следственного управления Следственного комитета России по Кабардино - Балкарской Республике Бекулова Р.Х.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением прокурора Лескенского района Кабардино - Балкарской Республики от 24 февраля 2015 года в отношении должностного лица - руководителя Урванского межрайонного следственного отдела Следственного управления Следственного комитета России по Кабардино - Балкарской Республике (далее по тексту Урванский МРСО СУ СК РФ по КБР) Бекулова Р.Х. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по признакам: нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.
Как указано в постановлении, заявление жителя Лескенского района Кабалоева Б.Х. о неправомерных действиях мирового судьи судебного участка N 2 Лескенского района, выразившихся, по мнению заявителя, в вынесении незаконного судебного постановления по конкретному делу в нарушение требований Федерального закона от 02 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не было возвращено заявителю в течение 7 дней со дня регистрации с разъяснением порядка обжалования судебного решения, а рассмотрено в порядке статьи 124 Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации с вынесением Бекуловым Р.Х. 03 февраля 2015 года постановления об отказе в удовлетворении жалобы.
24 февраля 2015 года возбужденное в отношении Бекулова Р.Х. дело об административном правонарушении было направлено в Урванский районный суд для рассмотрения по существу.
Определением судьи Урванского районного суда Кабардино - Балкарской Республики от 19 марта 2015 года дело об административном правонарушении было возвращено прокурору Лескенского района Кабардино - Балкарской Республики без рассмотрения на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по мотиву возбуждения дела об административном правонарушении неправомочным лицом.
Определение судьи согласно почтового уведомления было доставлено в прокуратуру Лескенского района Кабардино - Балкарской Республики 30 марта 2015 года.
В протесте, поданном в Верховный Суд Кабардино - Балкарской Республики через Урванский районный суд 03 апреля 2015 года, заместитель прокурора Лескенского района Кабардино - Балкарской Республики просит отменить определение судьи и направить дело в отношении Бекулова Р.Х. в суд первой инстанции, ссылаясь на незаконность обжалуемого судебного постановления и ошибочность выводов судьи о нераспространении юрисдикции прокуратуры Лескенского района на деятельность возглавляемого Бекуловым Р.Х. органа.
Как указано в протесте, одним из направлений деятельности прокуратуры Лескенского района Кабардино - Балкарской Республики является осуществление надзора за деятельностью органов Следственного комитета Российской Федерации, в том числе, и во вне процессуальной сфере. Урванский межрайонный следственный отдел Следственного управления Следственного комитета России по Кабардино - Балкарской Республике осуществляет свою деятельность по учету, регистрации и рассмотрению сообщений о преступлениях на территории Лескенского района и расследовании преступлений, совершаемых в этом районе. Кроме того, в рамках своих полномочий Урванский межрайонный следственный отдел Следственного управления Следственного комитета России по Кабардино - Балкарской Республике рассматривает жалобы на действия и бездействия должностных лиц Лескенского района, а прокуратура Лескенского района осуществляет надзор за этой деятельностью межрайонного следственного отдела.
В судебном заседании по рассмотрению протеста представитель прокурора Лескенского района Кабардино - Балкарской Республики Мамишев И.К. поддержал протест по основаниям, изложенным в нем, а Бекулов Р.Х. просил отклонить протест, ссылаясь на то, что Межрайонный следственный отдел Следственного управления Следственного комитета России по Кабардино - Балкарской Республике расположен в городе Нарткале, Урванского района, на территории юрисдикции прокуратуры Урванского района Кабардино - Балкарской Республики, в связи с чем, прокурор Лескенского района не был полномочен возбудить дело о совершенном, по его мнению, административном правонарушении на территории Урванского района.
Изучив доводы протеста, исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителя прокурора Лескенского района Кабардино -Балкарской Республики Мамишева И.К. и Бекулова Р.Х., суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии со статьей 5.59 данного Кодекса нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается
гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
Как следует из содержания постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 24 февраля 2015 года, прокурор Лескенского района Кабардино -Балкарской Республики усмотрел состав правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в действиях должностного лица - руководителя Урванского межрайонного следственного отдела Следственного управления Следственного комитета России по Кабардино - Балкарской Республике Бекулова Р.Х., выразившихся в несоблюдении требования Федерального закона от 02 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и не возвращении Кабалоеву Б.Х. его обращения в течение 7 дней со дня регистрации с разъяснением порядка обжалования судебного решения, в разрешении указанного обращения в порядке статьи 124 Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации с вынесением постановления об отказе в удовлетворении жалобы.
Обжалуемое определение от 19 марта 2015 года о применении пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и возвращении дела об административном правонарушении без рассмотрения прокурору судья мотивировал тем, что правонарушение, послужившее основанием для возбуждения дела, совершено на территории Урванского района. Как указано в определении Межрайонный следственный отдел Следственного управления Следственного комитета России по Кабардино - Балкарской Республике расположен на территории Урванского района, действия руководителя указанного Отдела, квалифицированные прокурором Лескенского района как правонарушение, совершены также на территории Урванского района и при наличии в Урванском районе прокуратуры, осуществляющей надзор за исполнением законов указанным Межрайонным следственным отделом и его должностными лицами вне уголовно-процессуальной сферы, в том числе за исполнением законодательства о порядке рассмотрения в следственных органах и учреждениях Следственного комитета заявлений, обращений и жалоб граждан и организаций, постановление прокурора Лескенского района о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Бекулова Р.Х. вынесено с превышением полномочий.
Считаю вывод судьи не основанным на законе по следующим основаниям.
В силу статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
В силу части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. Вместе с тем, дела об административных правонарушениях, предусмотренных отдельными, указанными в данной норме статьями, в том числе статьями 5.58 - 5.63 Кодекса, возбуждаются прокурором.
В силу статьи 24.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных
правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" надзор за исполнением законов Следственным комитетом осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.
Пунктом 1 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 9 февраля 2012 года N 39 "Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы" заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур предписано обеспечить надлежащий надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов Следственным комитетом и его должностными лицами вне уголовно-процессуальной сферы.
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что прокурор вправе проводить проверки исполнения требований федеральных законов подразделениями Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы, в том числе и Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Доводы о неправомочности прокурора Лескенского района на осуществление надзора за соблюдением должностными лицами Урванского межрайонного следственного отдела Следственного управления Следственного комитета России по Кабардино -Балкарской Республике требований федеральных законов Российской Федерации и ограничении его надзорных функций в отношении указанного межрайонного подразделения только осуществлением контроля за соблюдением законов в ходе оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия, противоречат положениям статей 3 и 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которыми Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Статьей 18 данного Закона предусмотрено, что прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории Российской Федерации, и нормативных актов Генерального прокурора Российской Федерации, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором Российской Федерации.
В соответствии с указанными нормами прокурор Кабардино - Балкарской Республики приказом N183 от 14 мая 2008 года наделил прокурора Лескенского района полномочиями по осуществлению надзора за соблюдением законов о порядке рассмотрения обращений граждан самостоятельно вне зависимости от территориального расположения поднадзорного органа.
Данный приказ издан надлежащим должностным лицом в пределах его компетенции, он не отменен и не оспорен.
Доводы о совершении действий, квалифицированных в постановлении прокурора от 24 февраля 2015 года как административное правонарушение, на территории Урванского района не влекут незаконность указанного постановления прокурора, поскольку в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях закреплено только общее
правило территориальной подсудности дела об административном правонарушении (ч.1 ст. 29.5 КоАП РФ), в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
Кодекс не содержит нормы, ограничивающие правомочия прокурора (ст.ст. 25, 28.4 КоАП РФ) выносить постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по любому, выявленному в ходе надзорной проверки факту административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена Кодексом либо законом соответствующего субъекта Федерации.
В силу действия правила общей территориальной подсудности, закрепленного частью 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении подлежит рассмотрению по месту его совершения, независимо от юрисдикции возбудившего это дело органа.
При таких обстоятельствах определение судьи Урванского районного суда Кабардино - Балкарской Республики от 19 марта 2015 года подлежит отмене, а данное дело - возвращению в суд первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ОПРЕДЕЛИЛ:
протест заместителя прокурора Лескенского района Кабардино - Балкарской Республики удовлетворить.
Определение судьи Урванского районного суда Кабардино - Балкарской Республики от 19 марта 2015 года о возвращении без рассмотрения административного дела, возбужденного постановлением прокурора Лескенского района Кабардино - Балкарской Республики от 24 февраля 2015 года по признакам статьи 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица -руководителя Урванского межрайонного следственного отдела Следственного управления Следственного комитета России по Кабардино - Балкарской Республике Бекулова Р.Х. отменить, и дело направить на рассмотрение по существу в Урванский районный суд Кабардино - Балкарской Республики.
Судья Л.М. Бабугоева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.