Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Созаева С.А.,
при секретаре Унежевой С.З.,
с участием директора МОУ "СОШ N 3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Майского" Гринько Г.А., главного государственного инспектора Майского района по пожарному надзору Кумыкова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу МОУ "СОШ N 3 с углубленным изучением отдельных предметов г.Майского" на решение судьи Майского районного суда КБР от 06.04.2015г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1,3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении МОУ "СОШ N 3 с углубленным изучением отдельных предметов города Майского",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора Майского района по пожарному надзору Кумыкова А.А. N 4 от 16 февраля 2015 года МОУ "СОШ N 3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Майского" (далее Школа) привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением Майского районного суда КБР от 06 апреля 2015г. данное постановление оставлено без изменения, а жалоба МОУ "СОШ N 3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Майского" - без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, МОУ "СОШ N 3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Майского" подало на него жалобу, в которой просило его отменить и принять по делу новое решение, снизив размер штрафа до минимума.
В обоснование незаконности судебного постановления в жалобе указано, что назначенное в виде административного штрафа в размере 150000 рублей наказание не соответствует тяжести содеянного, что в соответствии с указаниями главного государственного инспектора Майского района по пожарному надзору в школе принят ряд мер, направленных на устранение выявленных нарушений. В частности, указатели направления движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, обозначены указателями с четко нанесенными цифрами, двери эвакуационных выходов оборудованы шпингалетами (щеколдами).
В то же время ряд нарушений правил пожарной безопасности связаны с конструктивными особенностями здания, при строительстве которого применялись строительные нормы и правила, действующие на момент строительства, для устранения которых необходимы значительные финансовые средства, которые в настоящее время школа не имеет.
В жалобе также указано, что МОУ "СОШ N 3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Майского" впервые привлекается к административной ответственности как юридическое лицо, что директор общеобразовательного учреждения неоднократно обращался к начальнику Управления Образования Майского муниципального района Маерле Г.В. с просьбой принять меры для установки пожарной сигнализации и профинансировать мероприятия для выполнения предписаний пожарной инспекции. Школа не могла выполнить предписание пожарной инспекции, поскольку ее деятельность финансируется из бюджета местной администрации Майского муниципального района, которая денежные средства для принятия мер пожарной безопасности в достаточной мере не выделяет.
В судебном заседании директор МОУ "СОШ N 3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Майского" Гринько Г.А. поддержала свою кассационную жалобу и просила суд смягчить назначенное наказание, мотивируя тем, что нарушения допущены в связи с отсутствием финансирования, в настоящее время ряд нарушений устранены, приняты меры к финансированию противопожарных мероприятий, школе выделены средства из федерального, республиканского и местного бюджета на ремонтные работы, которые согласно смете будут израсходованы на устранение нарушений, выявленных пожарной инспекцией.
Изучив материалы административного дела, выслушав директора МОУ "СОШ N 3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Майского" Гринько Г.А., главного государственного инспектора Майского района по пожарному надзору Кумыкова А.А., начальника отделения государственной инспекции КБР по пожарному надзору Шопарова С.Т., главного специалиста юридического отдела местной администрации Майского муниципального района КБР Цеба А.Н., подтвердивших наличие нарушений правил пожарной безопасности в МОУ "СОШ N 3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Майского", однако с учетом финансового положения школы и принятых её руководством и Местной администрацией Майского муниципального района мер по финансированию средств на противопожарные мероприятия в школе, полагающих возможным снизить сумму штрафа до минимально возможного размера, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Майский районный суд при вынесении решения по данному делу, исследовал представленные сторонами доказательства, дал им оценку и пришел к правильному выводу о доказанности совершения административного правонарушения МОУ "СОШ N 3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Майского".
В статье 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, а именно за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи (часть 1); за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения (часть3), за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений (часть 4).
Объектом административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер борьбы с огнем.
Как установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ при проведении плановой выездной проверки на основании распоряжений N 2 и N 3 от 12 января 2015 г. в помещениях учреждения были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
деревянные конструкции сценической коробки не обработаны огнезащитным составом (п. 108 правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390);
в поэтажных коридорах здания допускается устройство помещений, выполненные из горючих материалов (п. 23 "к" правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390);
имеющиеся наружные пожарные лестницы в зданий дошкольного корпуса "Сказка" не соответствуют требованиям ГОСТ Р 532452009 (п. 24 правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390);
в помещении спортивного зала допускаются в эксплуатацию электрические светильники без защитных плафонов (п. 43 правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390);
имеющийся на территории школы противопожарный водоем находится в неисправном состоянии (п. 55 правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390);
пути эвакуации отделаны горючими материалами (статьи 53, 134 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
не все двери эвакуационных выходов выполнены легко открывающимися изнутри, без ключа, (п. 35 правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390);
отсутствуют предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров и лестничных клеток препятствующие распространению опасных факторов пожара (п. 23 правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390, статьи 4, 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
здание дошкольного корпуса не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (нормы пожарной безопасности 110-03);
пути эвакуации из зданий дошкольного корпуса "Сказка" отделаны горючими материалами (статьи 53, 134 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
Наличие вышеперечисленных нарушений требований пожарной безопасности подтверждается протоколами об административном правонарушении N 57, N 58, N 59, N 60, N 61 от 12 февраля 2015 г.; актом проверки здания учреждения расположенного по адресу: "адрес" от 26 января 2015 г.; актом проверки здания учреждения расположенного по адресу: "адрес" N 3 от 26 января 2015 г.; заключениями эксперта и другими материалами дела, а также не оспаривается учебным заведением.
Совокупностью представленных доказательств подтверждено, что выявленные нарушения требования пожарной безопасности в здании школы, в определенных условиях, могут создавать угрозу для быстрой и безопасной эвакуации людей в случае пожара, угрозу жизни и здоровью людей.
При этих обстоятельствах главный государственный инспектор Майского района по пожарному надзору Кумыков А.А. и судья Майского районного суда КБР пришли к обоснованному выводу о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, 3 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, выразившиеся в бездействии МОУ "СОШ N 3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Майского" по исполнению правил пожарной безопасности.
Вопрос о виновности Школы в правонарушении разрешен в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Признаков малозначительности совершенного правонарушения не усматривается. Порядок и процедура привлечения заявителя к административной ответственности соблюдены.
Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемого постановления в части назначенного наказания.
При этом принимается во внимание следующее.
Согласно письму начальника Муниципального учреждения "Управления образования местной администрации Майского муниципального района" КБР от 19 января 2015года в бюджет муниципального района на 2015год для обеспечения противопожарных мероприятий по МОУ СОШ N3 г.Майского предусмотрены денежные средства в сумме 244,0тыс.рублей. Указанные средства, согласно пояснениям директора школы, предназначены для оборудования в здании дошкольного корпуса автоматической пожарной сигнализации.
Распоряжением Правительства КБР от 15 мая 2015года N313-оп распределены субсидии, предоставляемые из федерального бюджета и республиканского бюджета КБР местным бюджетам муниципальных районов и городских округов на проведение мероприятий по формированию в КБР сети общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов. Майскому муниципальному району выделено 1 671 430рублей.
Письмом руководителя Муниципального учреждения "Управления образования местной администрации Майского муниципального района" КБР от 20.05.2015года в адрес Верховного суда КБР подтверждается, что МОУ "СОШ N 3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Майского" предоставлена субсидия для инклюзивного образования детей-инвалидов. В смету работ, которые планируется провести за счёт указанных средств, включены мероприятия по обеспечению правил пожарной безопасности: демонтаж панелей, отделка помещений негорючими материалами, установка дверей на лестничных пролетах, замена светильников, то есть те работы, которые согласно указанию главного государственного инспектора Майского района по пожарному надзору необходимо провести для устранения нарушений правил пожарной безопасности в указанной школе.
Согласно ч. 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
В соответствии с частью 3.1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 указанной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса.
Санкция части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по которой определено наказание за допущенные Школой нарушения правил пожарной безопасности, предусматривает административное наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Принимая во внимание изложенное, а также характер совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, а именно тот факт, что Школа устранила ряд выявленных нарушений, и принимаются меры к устранению всех нарушений, финансовое положение школы, отсутствие соответствующего финансирования на проведение противопожарных мероприятий в 2014году и выделение бюджетных средств в текущем году на указанные мероприятия, прихожу к выводу о возможности снизить назначенное МОУ "СОШ N 3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Майского" наказание в виде административного штрафа до 75000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 и 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора Майского района по пожарному надзору Кумыкова А.А. N 4 от 16 февраля 2015г. и решение судьи Майского районного суда КБР от 06.04.2015г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1,3,4 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении МОУ "СОШ N 3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Майского", изменить, снизив размер назначенного МОУ "СОШ N 3 с углубленным изучением отдельных предметов г.Майского" наказания в виде административного штрафа до 75 000 рублей.
В остальной части решение судьи Майского районного суда КБР от 06.04.2015г. оставить без изменения, жалобу МОУ "СОШ N 3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Майского" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.