Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 15 июня 2015 г. по делу N 33-226/2015
Судебная коллегия по административным делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Ушаковой М.В., судей Мордовина А.А. и Пересады А.Н., при секретаре Овчинниковой Е.Ю., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя начальника ФГКУ "Западрегионжилье") Капишниковой С.А. и представителя начальника территориального отделения в Архангельской области - _ Федерального государственного казенного учреждения " " Минобороны РФ (далее по тексту территориальное отделение "Западрегионжилье") Г. на решение Мирненского гарнизонного военного суда от 24 февраля 2015 года, которым удовлетворено заявление военнослужащего Комышана А. А. об оспаривании решения начальника территориального отделения "Западрегионжилье" об отказе в принятии его на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Пересады А.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Комышан, проходящий военную службу по контракту в войсковой части _, которая дислоцируется в _ Архангельской области, обратился в территориальное отделение "Западрегионжилье" с заявлением о предоставлении ему служебного жилого помещения по месту прохождения им военной службы.
Однако решением начальника названного территориального отделения от 19 сентября 2014 года N 29-41/167 заявителю было отказано во включении в список очередников на предоставление служебных жилых помещений по месту службы в связи с тем, что он намеренно ухудшил свои жилищные условия.
Полагая свои права нарушенными, Комышан обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать указанное решение начальника территориального отделения "Западрегионжилье" незаконным, обязать это должностное лицо его отменить и повторно рассмотреть вопрос о включении его в список на предоставление служебных жилых помещений.
Суд первой инстанции требования заявителя удовлетворил в полном объеме.
Выражая несогласие с таким решением суда, представитель начальника ФГКУ "Западрегионжилье" Капишникова С.А. и представитель начальника территориального отделения "Западрегионжилье" Гарькавенко Е.И. подали апелляционные жалобы, в которых просят его отменить и принять новое - об отказе в удовлетворении заявленных Комышаном требований.
В обоснование своей просьбы они приводят доводы о том, что судом неправильно применены нормы материального права и не установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Суть этих доводов заключается в следующем.
Ссылаясь на ст. 99 ЖК РФ и абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Капишникова в жалобе утверждает, что поскольку заявитель от приватизации квартиры, которая была получена от государства, отказался, решение суда о признании его утратившим право пользования жилым помещением не оспорил, а действий по разделу данного жилья не предпринимал, таким образом ухудшив свои жилищные условия, он не в праве повторно претендовать на обеспечение жилым помещением от военного ведомства.
По мнению Капишниковой, указанные действия Комышана можно расценить как злоупотребление правом, так как они направлены на создание искусственных условий, при которых у государства возникает обязанность по обеспечению его служебным жилым помещением в том же населенном пункте, в котором он ранее был обеспечен жилым помещением для постоянного проживания.
В своей жалобе Гарькавенко обращает внимание на то, что суд первой инстанции при разрешении спора по делу необоснованно не применил положения ст. 53 ЖК РФ и п. 4 приказа Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных помещений".
В заключение в жалобе, ссылаясь на п. 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее по тексту Инструкция), Гарькавенко утверждает, что заявителю правомерно отказано в принятии на данный учет, так как им в установленном порядке не были представлены справки о необеспеченности жилым помещением в период его обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования и о сдаче жилья по предыдущему месту службы.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Вопреки мнению авторов жалобы, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции всесторонне и объективно, а оспариваемое решение базируется на правильном применении норм материального и процессуального права.
По делу усматривается, что в 2003 году Комышану и членам его семьи (супруга, сын) было предоставлено жилое помещение - двухкомнатная квартира _ общей площадью 47,3 м2 по адресу: _. В 2005 году указанное жилое помещение было приватизировано его супругой и сыном, при этом заявитель от участия в приватизации отказался. 4 апреле 2013 года брак между супругами был расторгнут.
На основании вступившего в законную силу решения Мирнинского городского суда _ области от 21 марта 2014 года Комышан признан утратившим право пользования данным жилым помещением, в связи с чем он снялся с регистрационного учета по указанному адресу.
Оспариваемым решением должностного лица в постановке заявителя на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях по месту прохождения военной службы и удовлетворении соответствующего заявления Комышана отказано на основании ст. 53 и п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, в связи с неистечением предусмотренного пятилетнего срока со дня совершения им намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий.
Оценивая правомерность оспариваемого судебного решения, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены действующим законодательством. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Согласно ч. 2 ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации, специализированные жилые помещения предоставляются по установленным этим же кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. В соответствии со ст. 104 этого же кодекса, служебные жилые помещения предоставляются гражданам на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности.
При этом положения ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей последствия намеренного ухудшения гражданами жилищных условий, распространяются на правоотношения, связанные с принятием на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, и не могут учитываться при предоставлении гражданину-военнослужащему служебного жилья.
Исходя из анализа указанных правовых норм, суд первой инстанции, вопреки доводам авторов жалобы, пришел к правильному выводу о том, что единственным условием предоставления служебных жилых помещений гражданам, имеющим право на их получение, является отсутствие у них в собственности, пользовании и владении других жилых помещений в соответствующем населенным пункте, и удовлетворил требования заявителя.
В связи с изложенным утверждения о неприменении к спорному правоотношению ст. 53 ЖК РФ, п. 4 приказа Министра обороны РФ N 1280 от 30 сентября 2009 года, а также утрате заявителем права пользования жилым помещением по судебному решению, под сомнение законность и обоснованность судебного решения не ставят, поскольку основаны на ошибочном понимании норм действующего законодательства.
Довод Гарькавенко о том, что заявитель в установленном порядке не представил справки о необеспеченности его жильем в период обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования и о сдаче им жилья по предыдущему месту службы, не могут быть приняты во внимание, поскольку данное обстоятельство основанием для отказа Комышану в принятии на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях не являлось.
При таких обстоятельствах иные доводы апелляционных жалоб законность и обоснованность оспариваемого судебного постановления под сомнение не ставят.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мирненского гарнизонного военного суда от 24 февраля 2015 года, которым удовлетворено заявление военнослужащего Комышана А. А. об оспаривании решения начальника территориального отделения в _ области - _ ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России об отказе в принятии его на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях, оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителей должностных лиц - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.