Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Кордюковой Г.Л.
Судей
Подгорной Е.П., Ильинской Л.В.
при секретаре
Прокофьевой Е.В.
рассмотрев в судебном заседании 21 января 2015 года дело N 2-2988/14 по апелляционной жалобе Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 29 сентября 2014 года по иску Прокурора Красногвардейского района Санкт-Петербурга в интересах В.М.В. к Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга об отмене распоряжения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, обязании издать распоряжение о постановке на учет нуждающихся в жилых помещения, обеспечить жилым помещением в первоочередном порядке,
Заслушав доклад судьи Кордюковой Г.Л., выслушав В.С.М., В.С.А. , В.М.В., представителя Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга - Г.А.С., прокурора Тимуш А.В., изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Красногвардейского района Санкт-Петербурга обратился в суд в интересах В.М.В. с иском к Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга об отмене распоряжения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях и об обязании издать распоряжение о постановке на учет нуждающихся в жилых помещения, обеспечить семью В. жилым помещением в первоочередном порядке по договору социального найма.
В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой Красногвардейского района Санкт-Петербурга проверки по заявлению В.М.В. о нарушении жилищных прав его семьи в связи со снятием администрацией Красногвардейского района Санкт-Петербурга с учета нуждающихся в жилых помещениях установлено, что семья В.М.В. в составе из трех человек ( В.М.В., жена - В.С.А. , сын - В.С.М.), зарегистрированная и проживающая по адресу: "адрес", на основании решения жилищной комиссии администрации Красногвардейского района от 08.11.2000 года принята на учет нуждающихся в жилых помещениях. В.М.В. учтена льгота "ветеран боевых действий на территории Демократической Республики Афганистан". В нарушение требований законодательства семья В.М.В. до настоящего времени не была обеспечена жилым помещением государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договору социального найма. 04.03.2014 года и 01.04.2014 года жилищной комиссией администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга приняты решения о снятии В.М.В., В.С.А. , В.С.М. с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, распоряжениями NN 471-p, 494-p В.М.В., В.С.А. и В.С.М. сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях. Полагая указанные распоряжения незаконными, истец указывал на то, что действиями ответчика нарушены жилищные права В.М.В. и его семьи.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 29.09.2014 года признаны незаконными и отменены распоряжения администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга от 14.04.2014 года N 471-р и N 494-р о снятии В.М.В., В.С.А. и В.С.М. с учета нуждающихся в жилых помещениях, администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга обязана поставить В.М.В., В.С.А. , В.С.М. на учет нуждающихся в жилых помещениях в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу и обеспечить В.М.В., В.С.А. , В.С.М. жилым помещением по договору социального найма по нормам предоставления в Санкт-Петербурге в первоочередном порядке.
В апелляционной жалобе администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исходя из того, что у ответчика не имелось законных оснований для снятия семьи В. с учета нуждающихся в жилых помещениях, их жилищные права подлежат восстановлению, в нарушение требований законодательства семья В.М.В., несмотря на первоочередное право обеспечения жилым помещением по договору социального найма, с 2000 года не была обеспечена таковым, пришел к выводу о том, что исковые требования Прокурора Красногвардейского района Санкт-Петербурга являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Судебная коллегия считает указанные выводы суда неправильными по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, семья В.М.В. в составе из трех человек ( В.М.В., жена - В.С.А. , сын - В.С.М.), зарегистрирована и проживает в одной комнате жилой площадью 14 кв.м в 18-ти комнатной коммунальной квартире по адресу: "адрес".
На основании решения жилищной комиссии администрации Красногвардейского района от 08.11.2000 года семья В. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях с 24.11.2000 года.
21.08.2006 года В.М.В. на основании договора купли-продажи приобретена трехкомнатная квартира - жилой площадью 43,5 кв.м, расположенная по адресу: "адрес".
Распоряжениями администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга от 14.04.2014 года N 471-р и N 494-р В.М.В., В.С.А. и В.С.М. были сняты с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма в связи с превышением уровня обеспеченности жилой площадью, установленной Законом Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01.03.2005 года, установлены ч. 2 ст. 6 Вводного закона.
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 01.03.2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений закона, В.М.В., В.С.А. и В.С.М., поставленные на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 года, могли быть сняты с этого учета либо по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 01.03.2005 года, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до 01.03.2005 года давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены в статье 29 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Из материалов дела следует, что 21.08.2006 года В.М.В. в период брака с В.С.А. на основании договора купли-продажи с продавцом О.С.В. приобретена в общую совместную собственность трехкомнатная квартира - жилой площадью 43,5 кв.м, общей площадью 60,4 кв.м., расположенная по адресу: "адрес" (л.д.33-34), в которой зарегистрировано место жительства С.И.А., в договоре отражено, что ее проживание не является обременением, то есть, покупатель не лишен возможности ее выселить.
Семья В.М.В. в составе из трех человек ( В.М.В., жена - В.С.А. , сын - В.С.М.), зарегистрирована и проживает в одной комнате жилой площадью 14,2 кв.м в 18-ти комнатной коммунальной квартире по адресу: "адрес", общей площадью 478,7 кв.м., в которой на них приходится общая площадь 23,67 кв.м. (487,706 : 287,2 х 14,2).
Общая площадь жилых помещений с учетом трехкомнатной квартиры составляет 84,27 кв.м. (60,4 + 23,67), обеспеченность общей площадью составляет 28,09 кв.м. на одного человека, с учетом С.И.А. - 21.07 кв.м.
Исходя из положений "Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде", утвержденных Решением Исполнительного Комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 07.09.1987 года N ... обеспеченность семьи В. только жилой площадью после приобретения трехкомнатной квартиры составила на одного человека 19,23 кв.м. (14,2 +43,5 : 3), а с учетом С.И.А. - 14,43 кв.м (14,2 +43,5 : 4), что более уровня обеспеченности 9 кв.м. на одного человека, установленного пунктом 12 вышеназванного нормативного акта.
Из пункта 12 Правил следует, что в соответствии со средней обеспеченностью жилой площадью в домах государственного и общественного жилищного фонда Ленинграда устанавливается минимальный размер предоставляемой жилой площади - 9 кв. м на человека.
В силу п. 29.1 Правил учета граждан от 7 сентября 1987 года N 712/6, снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий производится решением исполнительного комитета районного Совета народных депутатов по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи, включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (п. 12 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что после приобретения трехкомнатной квартиры семья В. имеет обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи выше уровня, установленного ст. 5 Закон Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" в размере 18 квадратных метров на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек, а В.М.В. утратил основание, которое до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давало ему право на получение жилого помещения по договору социального найма, и семья В. была обоснованно снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Распоряжениями администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга от 14.04.2014 года N 471-р и N 494-р.
Довод истца о том, что став юридическим собственником жилого помещения - трехкомнатной квартиры жилой площадью 43,5 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", данной квартирой не пользуется, собственность на указанную квартиру была оформлена на него для того, чтобы обезопасить троюродную сестру С.И.А., не может служить основанием для отмены распоряжений Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, поскольку основан на неправильном толковании норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга подлежит удовлетворению, а решение суда подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 29 сентября 2014 года отменить, апелляционную жалобу -удовлетворить.
В иске Прокурору Красногвардейского района Санкт-Петербурга в интересах В.М.В. к Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга об отмене распоряжений о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, обязании издать распоряжение о постановке на учет нуждающихся в жилых помещения и обеспечить семью В.М.В. в составе трех человек ( В.М.В., жена - В.С.А. , сын - В.С.М.) в первоочередном порядке жилым помещением по договору социального найма - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.