Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Александровой Ю.К.
судей
Зарочинцевой Е.В., Параевой В.С.
при секретаре
Красильникове А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы России на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 22 декабря 2014 года по гражданскому делу N 2-2094/14 по иску В. к Северо-Западному таможенному управлению Федеральной таможенной службы России об обязании включить периоды обучения в общий трудовой стаж, учитываемый для назначения пенсии, назначить пенсию по выслуге лет.
Заслушав доклад судьи Александровой Ю.К., объяснения представителей ответчика - С., действующей на основании доверенности от "дата" сроком до "дата", М., действующей на основании доверенности от "дата" сроком до "дата", истца, представителя истца- П.., действующей на основании доверенности от "дата" сроком на три года, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
В. обратилась в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга с исковыми требованиями к Северо-Западному таможенному управлению Федеральной таможенной службы России (далее - СЗТУ ФТС России) об обязании включить периоды обучения в общий трудовой стаж, учитываемый для назначения пенсии, назначить пенсию по выслуге лет.
В обоснование заявленных требований истица указала, что проходила службу в таможенных органах в должности " ... " (на правах отдела) Северо-Западной оперативной таможни СЗТУ ФТС России, откуда была уволена "дата" в соответствии с приказом Северо-Западной оперативной таможни СЗТУ ФТС России от "дата".
"дата" истица обратилась за назначением пенсии по выслуге лет, в чем ей было отказано по основаниям, предусмотренным подпунктом "б" части 1 статьи 13 Федерального закона N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, полагая вышеуказанный отказ ответчика незаконным, уточнив заявленные требования, настаивая на их удовлетворении в полном объеме, В. просила обязать СЗТУ ФТС России включить время её обучения в высшем учебном заведении в период с "дата" по "дата" - " ... " года " ... " месяцев и период с "дата" по "дата" - " ... " год " ... " месяцев и два дня до поступления на службу в таможенные органы в общий трудовой стаж при назначении пенсии по выслуге лет, назначить пенсию по выслуге лет с "дата" с учетом срока обучения в высшем учебном заведении, включенного в общий трудовой стаж.
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 22 декабря 2014 года исковые требования В ... удовлетворены.
Суд обязал СЗТУ ФТС России включить В ... срок обучения в высшем учебном заведении в общий трудовой стаж при назначении пенсии по выслуге лет, в период с "дата" по "дата" - " ... " года " ... " месяцев, период с "дата" по "дата" - " ... " год " ... " месяцев " ... " дня, а всего в размере " ... " лет " ... " месяцев " ... " дней.
Суд обязал СЗТУ ФТС России с "дата" назначить пенсию по выслуге лет В ... с учетом включения в общий трудовой стаж при назначении пенсии по выслуге лет " ... " года " ... " месяца " ... " дня.
В апелляционной жалобе СЗТУ ФТС России ставит вопрос об отмене постановленного судом решения, считая его незаконным и необоснованным, просит принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных В ... требований, указывая в жалобе на неправильное толкование судом первой инстанции норм материального права и ведомственных правовых актов ФТС России, что привело к их неправильному применению, а также на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих для дела обстоятельств, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Представители ответчика - С.., М., действующие на основании доверенностей, в заседание судебной коллегии явились, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали, настаивали на её удовлетворении.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (л.д.74 том 2), в заседание судебной коллегии не явилось, сведений об уважительности причин неявки не представило, не просили о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в связи с чем на основании статей 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) судебная коллегия считает возможным рассматривать дело в его отсутствие.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", усматривается, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты)
Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая - для некоторых категорий граждан - льготные условия назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Разрешая по существу заявленные В. требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, Федеральных законов Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "О службе в таможенных органах Российской Федерации", Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", принимая во внимание представленные истицей доказательства, пришел к выводу об их удовлетворении ввиду их законности, обоснованности и доказанности.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с указанным выводом Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют федеральные государственные гражданские служащие.
В силу статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 50 ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.
Как верно указал суд первой инстанции, пенсионное обеспечение лиц, под категорию которых подпадает истица, производится в настоящее время на основании специальных законов - ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Заявляя настоящие требования, В. просила обязать ответчика включить время её обучения в высшем учебном заведении в период с "дата" по "дата" - " ... " года " ... " месяцев и период с "дата" по "дата" - " ... " год " ... " месяцев и " ... " дня до поступления на службу в таможенные органы в общий трудовой стаж при назначении пенсии по выслуге лет, назначить пенсию по выслуге лет с "дата" с учетом срока обучения в высшем учебном заведении, включенного в общий трудовой стаж.
В обоснование заявленных требований В. указала, что проходила службу в таможенных органах в должности " ... " (на правах отдела) Северо-Западной оперативной таможни СЗТУ ФТС России, откуда была уволена "дата" в соответствии с приказом Северо-Западной оперативной таможни СЗТУ ФТС России от "дата".
В назначении пенсии по выслуге лет истице было отказано по основаниям, предусмотренным подпунктом "б" части 1 статьи 13 Федерального закона N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со статьей 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Бремя доказывания права на назначение пенсии по выслуге лет возложено законодателем на истца.
Из материалов настоящего гражданского дела усматривается, что В.., капитан таможенной службы, проходила службу в таможенных органах в " ... " (на правах отдела) Северо-Западной оперативной таможни СЗТУ ФТС России.
В соответствии с приказом Северо-Западной оперативной таможни СЗТУ ФТС России от "дата" N ... "дата" В ... уволена со службы в таможенных органах по основанию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 2 статьи 48 ФЗ Российской Федерации "О службе в таможенных органах Российской Федерации" - по достижению предельного возраста.
Право на назначение пенсии по выслуге лет закреплено законодателем в пункте 1 части 1 статьи 5 ФЗ Российской Федерации "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
"дата" истица обратилась за назначением пенсии по выслуге лет.
Отказывая В. в удовлетворении заявления о назначении пенсии по выслуге лет, ответчик указал, что на момент согласования "дата" расчета выслуги лет истицы для назначении пенсии, в общий трудовой стаж был включен период её обучения в высшем учебном заведении, в соответствии с действующими на тот момент нормами законодательства Российской Федерации, а именно в соответствии со статьями 91 и 92 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Однако ФЗ от 17 декабря 2011 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" я 01 января 2002 года отменено действие Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Ответчик указал также, что в соответствии со статьей 30 ФЗ N 173-ФЗ оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на "дата" производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, не позднее "дата", а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с данным Федеральным законом.
Ссылаясь на изложенное, ответчик указал, что для назначения пенсии на день увольнения истицы из таможенных органов Российской Федерации ( "дата"), в трудовой стаж В. не подлежали включению периоды обучения в средних специальных и высших учебных заведениях, в связи с чем общий трудовой стаж истицы не составил 25 календарных лет, право на назначение пении по выслуге лет в соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 не возникло.
Вместе с тем, судебная коллегия считает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции о законности и обоснованности требований В..
Так, в соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;
б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
При определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" части первой настоящей статьи в общий трудовой стаж включаются:
а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно подпункту "а" пункта 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации (далее - Положения), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 февраля 1998 года N 103, в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитываются исчисленное в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" время службы (работы) в таможенных органах на должностях сотрудников, в том числе в качестве стажеров, или должностях федеральной государственной гражданской службы.
Между тем, в соответствии с подпунктом "ж" пункта 2 названного Положения в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитывается также время обучения до поступления на службу в таможенные органы в высших и средних специальных образовательных учреждениях на очных отделениях (до пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев.
В силу статьи 91 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, учеба, включаемая в общий трудовой стаж подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
Из материалов дела усматривается, что В. проходила обучение в высшем учебном заведении - " ... " в период с "дата" по "дата" - " ... " года " ... " месяцев, и в период с "дата" по "дата" - " ... " год " ... " месяцев " ... " дня.
Сторонами не оспаривается, что стаж работы истицы в таможенных органах составляет " ... " год " ... " месяцев " ... " дней, что с учетом периода обучения В ... в высшем учебном заведении ( " ... " года " ... " месяца " ... " дня), наделяет ответчика обязанностью по назначению пенсии истице по выслуге лет, поскольку общий трудовой стаж, в данном случае, составляет более 25 лет.
В соответствии с частью 12 статьи 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, в следующие сроки: застрахованным лицам, занятым на соответствующих видах работ, предусмотренных пунктом 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, - не позднее 1 января 2011 года, а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты - одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом; остальным застрахованным лицам - не позднее 1 января 2013 года, а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П, Определение от 05 ноября 2002 года N 320-О, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Анализ приведенных норм позволяет судебной коллегии сделать вывод о том, что то обстоятельство, что В. была уволена со службы в таможенных органах лишь "дата", не является основанием для лишения истицы права на назначение пенсии по выслуге лет с включением с трудовой стаж периодов обучения в высшем учебном заведении, поскольку данное право у последней возникло до введения нового правового регулирования.
Следовательно, отсутствуют основания для освобождения ответчика от обязанности включить вышеуказанные период обучения истицы в высшем учебном заведении в общий трудовой стаж, и обязанности по назначении истице пенсии по выслуге лет с "дата".
При таких обстоятельствах, судебная коллегия с учетом правовой позиции Конституционного Суда, выраженной в Постановлении N 2-П от 29 января 2004 года, считает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных В. требований.
Оснований для отмены обжалуемого решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы СЗТУ ФТС России о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, не нашли своего подтверждения и опровергаются вышеизложенным.
Таким образом, разрешая по существу заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга, поскольку повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, основаны на неправильном толковании норм законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба СЗТУ ФТС России, которая не содержит предусмотренных статьей 330 ГПК Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 22 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы России - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.