Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильинской Л.В.
судей
Кудасовой Т.А.и Шиловской Н.Ю.
при секретаре
П.
рассмотрела в судебном заседании 28 мая 2015 года гражданское дело N2-4549/14 по апелляционной жалобе К. на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 17 ноября 2014 года по иску военного прокурора 83 военной прокуратуры гарнизона в интересах Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военно-космическая академия им. А.Ф.Можайского" к К. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку.
Заслушав доклад судьи Ильинской Л.В., объяснения К.., представителя Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военно-космическая академия им. А.Ф.Можайского" - Н. судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Первоначально Военный прокурор Краснознаменского гарнизона в интересах Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военно-космическая академия им. А.Ф.Можайского" Министерства обороны РФ (далее - ФГК ВОУ ВПО "Военно-космическая академия им. А.Ф.Можайского") обратился в Кулебакский городской суд Нижегородской области с исковым требованиями к К. и просил взыскать с ответчика в пользу ФГК ВОУ ВПО "Военная космическая академия им. А.Ф.Можайского" средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, сумму НДП при заключении контракта и денежные средства за вещевое имущество в размере 171 138 рублей 50 копеек (л.д.2-6).
Заочным решением Кулебакского городского суда Нижегородской области от 23.04.2013 года исковые требования Военного прокурора Краснознаменского гарнизона удовлетворены (л.д.44-48).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 19.08.2014 вышеуказанное заочное решение суда отменено, гражданское дело передано по подсудности в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга (л.д.131-136); 16.09.2014 принято к производству Василеостровского районного суда (л.д. 140-141).
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 11.09.2013 года военная прокуратура Краснознаменского гарнизона переименована в 83 военную прокуратуру гарнизона (л.д.205-206).
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 17 ноября 2014 года с К. в пользу ФГК ВОУ ВПО "Военная космическая академия им. А.Ф.Можайского" взыскана сумма в размере 171 138 рублей 50 копеек.
Дополнительным решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 17 февраля 2015 года с К. в доход бюджета Санкт-Петербурга взыскана государственная пошлина в размере 4 622 рублей 77 копеек.
В апелляционной жалобе К. просит решение суда от 17 ноября 2014 года отменить, дополнительное решение суда ответчиком не оспаривается.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда от 17.11.2014 года.
При этом, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу без участия истца военного прокурора 83 военной прокуратуры гарнизона, не явившегося в судебное заседание, поскольку в материалах дела имеются данные, подтверждающие надлежащее извещение (л.д. 293), о причинах неявки в судебное заседание не сообщившего, об отложении слушания жалобы не просившего.
Судом при разрешении спора установлено и не оспаривалось ответчиком, что К. с 01.08.2007 года был зачислен на первый курс в Военно-космическую академию имени А.Ф. Можайского, назначен на воинские должности курсантов и присвоено воинское звание "рядовой" (л.д.8).
С 01.03.2009 года по 31.07.2011 года К. проходил военную службу по контракту на 5 факультете ВКА имени А.Ф. Можайского в воинском звании "рядовой" на воинской должности курсанта на основании контракта о прохождении военной службы на время обучения в военно-учебном заведении, заключенного с Министерством обороны Российской Федерации на добровольной основе, сроком на пять лет военной службы после его окончании.
Приказом начальника ВКА имени А.Ф. Можайского от 26.07.2011 года N273 (по строевой части) К. был отчислен от обучения в Академии в связи с невыполнением им условий контракта (невыполнение требований успеваемости), с ним был расторгнут контракт, с 31.07.2011 года К. исключен из списков личного состава академии.
Удовлетворяя исковые требования истца в полном объеме, суд исходил из того, что условие об отчислении курсанта из ВКА имени А.Ф. Можайского были предусмотрены контрактом о прохождении военной службы на время обучения и прямо предусмотрено Законом РФ "О воинской обязанности и военной службе".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, полагая их правильными, основанными на всестороннем и полном исследовании материалов дела, с учетом действующего законодательства.
Статья 43 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на образование; каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Важнейшей государственной гарантией бесплатного получения гражданами Российской Федерации высшего образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и (или) муниципальное финансирование обучения в высших учебных заведениях. Исходя из этого, по смыслу ст. 43 Конституции РФ во взаимосвязи с ее 71 (п. п. "е", "з"), федеральный законодатель, устанавливая гарантии прав граждан в области высшего профессионального образования с учетом имеющихся у государства финансовых ресурсов, вправе предусмотреть соответствующие условия обучения в государственных или муниципальных высших учебных заведениях.
В силу п. 5 ст. 2 Федерального закона от 22.08.1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" граждане РФ свободны в выборе формы получения высшего профессионального образования, образовательного учреждения, направления подготовки. Это предполагает возможность обучения как в гражданском, так и в военном учебном заведении. Выбор гражданином РФ военного образовательного учреждения для получения высшего профессионального образования влечет за собой его добровольное вступление в отношения военной службы.
Согласно ч. 2 ст. 59 Конституции РФ гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 16.07.2009 года N 943-О-О, положения этой статьи по своему смыслу не препятствуют добровольному вступлению в отношения военной службы несовершеннолетнего лица при зачислении в военное образовательное учреждение профессионального образования, если это предусмотрено федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", п. 1 ст. 35 которого закрепляет право граждан, не проходивших военную службу, в возрасте от 16 до 22 лет поступать в военные образовательные учреждения профессионального образования.
Статья 60 Конституции РФ, согласно которой гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, также не исключает возможность в установленном законом порядке предоставлять гражданину права и возлагать на него обязанности в той или иной сфере и до достижения указанного возраста, в том числе наделять его статусом военнослужащего при условии добровольного поступления на военную службу.
Военная служба, по смыслу ст. 59 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 37 (ч. 1). 71 (п. "м"), 72 (п. "б" ч. 1) и 114 (п. п. "д", "е" ч. 1) представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обуславливается их особый правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству (Определение Конституционного Суда РФ от 30.09.2004 года N 322-О).
Следовательно, законодательное регулирование общественных отношений, связанных с прохождением военной службы должно осуществляться с соблюдением надлежащего баланса между такими конституционно защищаемыми ценностями, как права и свободы лиц, несущих военную службу, и правомерные публичные интересы общества и государства.
В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" граждане РФ, не проходившие военную службу и поступившие в военные образовательные учреждения профессионального образования, с момента зачисления в указанные учреждении приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях, такие граждане не ранее окончания первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях, такие граждане заключают контракт о прохождении военной службы (п. 3 ст. 2, ст. ст. 32, 34, 35, п. 10 ст. 38).
В силу статьи 8 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237) контракт с военнослужащим, поступающим в военно-учебное заведение или обучающимся в нем, заключается на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания, что направлено на обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации квалифицированными кадрами.
При заключении указанного контракта граждане, поступившие в военное образовательное учреждение профессионального образования, добровольно принимают на себя предусмотренные этим контрактом обязанности, обусловленные особым статусом военнослужащего, а также спецификой обучения в таком образовательном учреждении, а государство гарантирует им прохождение оплачиваемой военной службы с предоставлением гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно федеральной программе "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года" (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 года N 352) система военного образования в Российской Федерации предназначена для обеспечения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в офицерах, уровень подготовки которых соответствует государственным и (или) специальным требованиям федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 года N 82) к числу главных задач высшего военно-учебного заведения относит, прежде всего, подготовку офицеров с высшим профессиональным образованием, научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации для федеральных органов, профессиональную переподготовку и повышение квалификации военнослужащих и гражданского персонала, военную (специальную) подготовку должностных лиц федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, деятельность которых связана с решением мобилизационных и оборонных вопросов, а также задач по обеспечению безопасности Российской Федерации (п. 3). Аналогичные задачи ставились перед высшим военно-учебным заведением и ранее действовавшим Типовым положением о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, которое было утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 года N 650.
Таким образом, деятельность военных образовательных учреждений профессионального образования направлена на обеспечение кадрового потенциала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, необходимого для исполнения государством на основании п. "м" ст. 71 Конституции Российской Федерации его функций в области обороны и безопасности. Следовательно, в данных образовательных учреждениях осуществляется подготовка специалистов исключительно для государственных нужд и за счет средств федерального бюджета, выделенных на осуществление расходов по обеспечению обороны и безопасности государства.
Предусмотренная же п. 7 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной служб" обязанность граждан, отчисленных из названных образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную (или специальную) подготовку, предполагает лишь возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение.
При этом, следует отметить, что данный пункт предусматривает возмещение всех затраченных средств федерального бюджета, в том числе и за время обучения до заключения контракта.
Кроме того, положения вышеприведенной нормы предусматривают также обязанность граждан возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку и в случаях отказа заключить контракт о прохождении военной службы (что также влечет отчисление), из чего следует, что течение расчетного периода начинается с момента фактического зачисления в военное образовательное учреждение (издания приказа о зачислении), независимо от того, в какой момент был заключен контракт или контракт заключен не был.
Такое правовое регулирование, как направленное на покрытие расходов государства по обеспечению потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в квалифицированных военных кадрах для осуществления его функций в области обороны и безопасности, которые оказались неоправданными по вине граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования, не нарушает баланс между правами и свободами указанных лиц и правомерными публичными интересами общества и государства, а потому не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, указанные в жалобе.
Как усматривается из материалов дела, размер единовременного пособия при заключении контракта, выплаченного К. составил 4 624 рубля 71 копейку, размер специальной подготовки оценивается в сумме 160 800 рублей, что подтверждается расчетом истца, представленным в материалы дела, и не оспоренным ответчиком (л.д. 12-13).
Кроме того, К. при заключении контракта о прохождении военной службы был в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.06.2006 года N390 "О вещевом обеспечении в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в мирное время" обеспечен вещевым содержанием, составившем в рублевом эквиваленте 5 713 рублей 79 копеек.
При таком положении, истцом были затрачены за весь период обучения средства федерального бюджета в размере 171 138 рублей 50 копеек, при этом, расчет истца судом проверен, порядок исчисления указанных расходов соответствует Постановлению Правительства РФ от 01.10.2007 года N 629 "Об исчислении размера подлежащих возмещению средств Федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан Российской Федерации в учебных военных центрах при Федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования", в соответствии с п. 2 которого размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан, определяется, исходя из расходов, произведенных высшим учебным заведением для выполнения квалификационных требований, а также расходов на выплату студенту дополнительных стипендий и иных выплат.
Необходимость удержания соответствующих сумм включена в приказ начальника академии об отчислении К. от 26.07.2011 года N273, который не был обжалован в установленном порядке К. доказательств обратного суду не представлено.
При этом доводы жалобы относительно наличия у ответчика на момент заключения контракта статуса военнослужащего, никак не опровергают то обстоятельство, что помимо исполнения своих обязанностей военной службы он в период ее прохождения также проходил военную и специальную подготовку.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств, не опровергают изложенных выводов, а следовательно, не могут быть положены в основу отмены законного и обоснованного судебного постановления.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора, не подрывают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 17 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.