Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Шиловской Н.Ю.
судей
Кудасовой Т.А., Ильинской Л.В.
при секретаре
Прокофьевой Е.В.
рассмотрела в судебном заседании 14 мая 2015 года гражданское дело N 2-3632/14 по апелляционной жалобе Государственного учреждения Санкт-Петербургского Регионального отделения Фонда Социального страхования РФ на решение Петроградского районного суда г. Санкт-Петербурга от 16 декабря 2014 года по иску прокурора Калининского района Г.С.Петербурга в защиту Лемешко В. И. к Государственному учреждению Санкт-Петербургского Регионального отделения Фонда Социального страхования РФ об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 год.
Заслушав доклад судьи Шиловской Н.Ю., объяснения представителя Государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - С., прокурора Тимуш А.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
"адрес" Санкт-Петербурга обратился в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга с иском в защиту Лемешко В.И. и, уточнив исковые требования, просил обязать ответчика предоставить Лемешко В.И. в 2014 году путевку на санаторно-курортное лечение, не предоставленную ему в 2013 году.
В обоснование своих требований указал, что Лемешко В.И. обратился в прокуратуру о нарушении его прав на получение санаторно-курортного лечения в 2013 года.
Прокуратурой проведена проверка, установлено, истец имеет льготы на получение государственной социальной помощи по категории 030 (льготы, установленные п.1 ст. 16 ФЗ "О ветеранах").
Согласно уведомлению N 09/314 от 22.10.2012 г. филиала N 9 регионального отделения ФСС РФ Лемешко В.И. поставлен на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение на 2013 год.
Однако до настоящего времени путевкой не обеспечен из-за значительного числа граждан обратившихся за представлением подобных путёвок и недостаточностью выделяемого бюджетного финансирования на данную категорию расходов.
Решением Петроградского районного суда г. Санкт-Петербурга от 16 декабря 2014 года исковые требования удовлетворены.
Данным решением суд обязал ГУ Санкт-Петербургское Региональное отделение Фонда Социального страхования РФ предоставить Лемешко В. И. путевку на санаторно-курортное лечение в 2014 году за 2013 год при наличии медицинских показаний, подтвержденных справкой формы 070/у-04.
Также с ГУ Санкт-Петербургского Регионального отделения Фонда Социального страхования РФ взыскана в доход государства госпошлина в размере " ... ".
В апелляционной жалобе ГУ Санкт-Петербургское Региональное отделение Фонда Социального страхования РФ просит решение суда первой инстанции отменить, полагая его незаконным и необоснованным.
Лемешко В.И. в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки в суд не представил /л.д. 68/..
Согласно части 1 статьи 327, статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 22.10.2012 г. филиалом N 9 ГУ СПб РО ФСС РФ принято заявление истца и справка формы 070у-04 от 19.10.2012 года для получения путевки на санаторно-курортное лечение в 2013 году (л.д.10,11).
22.10.2012 года истец уведомлен филиалом ответчика о регистрации заявления о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение на 2013 год (л.д.12).
25.04.2014 года истец обратился в прокуратуру Калининского района, в котором указывает, ему не предоставлена путевка в 2012 году, 2013 году, просит обратиться в суд в защиту его прав (л.д.6).
14.04.2014 года ГУ СПб РО ФСС РФ в адрес прокуратуры направлено письмо, в котором ответчик, ссылаясь на действующие нормативные акты о порядке предоставления путевок, указывает, в рамках, выделенных в 2013 г. средств финансирования филиал не имел возможности обеспечить его путевкой, что выделенные средства в 2013 году позволили обеспечить санаторном лечением в текущем году 27,1% граждан, обратившихся с заявками. Лемешко В.И. не отказано в представлении путевки, он состоит на учете по обеспечению санаторно-курортным лечением в текущем календарном году. В рамках действующих федеральных законов, нормативных документов и выделенных средств региональное отделение полностью осуществляет свои функции по обеспечению санаторным лечением граждан (л.д.7-9).
Возражая против заявленных требований, ответчик ссылается на действующее законодательство о предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение, что все категории граждан, указанные в ст.6.1 ФЗ N178-ФЗ имеют равные права на получение путевок, первоочерёдность или преимущественное право среди данных категорий граждан в получении путевок на санаторно-курортное лечение законодательством не установлены. Ссылается на порядок финансирования, что обязательства Фонда по финансированию санаторно-курортного лечения граждан ограничены объемом средств, выделенных из федерального бюджета на оплату путевок. Затраты, связанные с предоставлением гражданам набора социальных услуг, являются расходными обязательствами Российской Федерации, а обязательства Фонда по финансированию санаторно-курортного лечения ограничены объемом средств, выделенных из федерального бюджета на оплату путевок.
В соответствии с п. 4 и 5 Методики расчета объема средств по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно объем финансирования определяется исходя из норматива финансовых затрат в месяц, утверждаемого ежегодно Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и численности граждан из числа включённых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Приказом Минздравсоцразвития России от 23.09.2011г. N 107н, Минтруда от 13.12.2012 г. N 593н и от 11.09.2013 г. N 459н "О нормативных финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, а также по предоставлению проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в 2012,2013,2014г.г" установлены нормативы финансовых затрат на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению в месяц - 94 руб., 99,25 руб. и 103,75 руб., соответственно, и по предоставлению проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 12,75 руб. 13,75 руб., и 14,75 руб. При этом стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях в 2013 г. была установлена Приказами Минтруда России от 28.12.2012 г. N 637н, от 19.12.2013 г. N 750н в размере 928,70 руб., 976,30 руб. Региональным отделением в счет отведенных лимитов на основании заключенных контрактов производит приобретение путевок на санаторно-курортное лечение и выдачу их гражданам.
Ответчик также ссылается на то, что согласно позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 11.05.2012 г. N817-0, положения ч.2 ст.6.3 Закона N 178-ФЗ не регулируют порядок предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.
Ответчик ссылается, что из указанного определения усматривается мнение КС РФ о том, что Закон N178-ФЗ допускает возможность предоставления путевки на санаторно-курортное лечение за пределами срока, предусмотренного ч.2 ст.6.3 Закона N178-ФЗ, а значит, не содержит гарантий предоставления путевки в год обращения в исполнительный орган Фонда, а устанавливает лишь период предоставления гражданам социальной помощи в виде набора социальных услуг - календарный год. Указанная позиция подтверждается и постановлением КС от 03.04.2014 г. N686-0.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, среди которых поименованы инвалиды (п. 8 ст. 6.1).
Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Санаторно-курортное лечение относится к числу основных направлений реабилитации инвалидов (преамбула, статьи 1 и 9).
В соответствии с положениями статьи 6.2 пунктом 1.1 ФЗ N 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются, в том числе, социальные услуги: предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; бесплатный проезд на
пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно статье 6.3 пунктам 1 - 2 ФЗ N 178-ФЗ учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты. Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения (п. 3.9 Порядка).
Разрешая спор, суд на основании объяснений сторон, анализа представленных документов, признал установленным, что Лемешко В.И. обратился к ответчику с соответствующим заявлением 22.10.2012 года, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости его в санаторно-курортном лечении, право на получение санаторно-курортной путевки, которое возникло в 2013 году, пришел к выводу, что Лемешко В.И. не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования Российской Федерации, поскольку установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
В этой связи суд исходил из того, что Фонд социального страхования Российской Федерации не может быть освобожден от исполнения указанных обязанностей, в том числе и при исчислении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг частью 2 ст. 6.3 ФЗ N178-ФЗ, так как указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его права. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что требование прокурора, действующего в защиту интересов Лемешко В.И., о предоставлении последнему путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 год, подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика доход государства взыскана государственная пошлина в размере " ... ".
Довод апелляционной жалобы о том, что обеспечение граждан путевками происходит в порядке очередности, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку учет права граждан на получение указанной услуги введен законодателем не с целью организации очередности на получение социальной государственной услуги, а для обеспечения реализации права граждан на получение социальных услуг в сроки, предусмотренные законом, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на предоставление социальных услуг.
Доводы жалобы о том, что требование истца не может быть удовлетворено ввиду недостаточного финансирования расходов на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение, а также ввиду истечения периода, за который ему должна быть предоставлена путевка, нельзя признать состоятельными, т.к. указанные обстоятельства при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не могут быть основанием для признания законным отказа в предоставлении гражданину социальной гарантии, установленной федеральным законом и для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права.
Довод апелляционной жалобы о том, что в случае обязания выдать санаторно-курортную путевку истцу вне очереди, выдача путевки будет осуществляться в ущерб другим гражданам, ожидающим получения путевки согласно своей очереди, является несостоятельным в связи с тем, что очередность предоставления данной меры социальной поддержки действующим законодательством не предусмотрена, срок, в течение которого такая путевка должна быть предоставлена обратившемуся за ней лицу, законом установлен, истица обратилась с соответствующим заявлением своевременно, однако данная обязанность ответчиком исполнена не была.
Судебная коллегия полагает, что право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации не ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении, в законе также нет положения о реализации гражданином такого права в порядке очередности. По смыслу вышеназванных норм материального права санаторно-курортное лечение как средство реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний должно предоставляться в календарном году и без каких-либо условий.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
В целом доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене обжалуемого решения суда, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной ответчиком в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 16 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Санкт-Петербургского Регионального отделения Фонда Социального страхования РФ - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.