Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Шиловской Н.Ю.
судей
Кудасовой Т.А., Ильинской Л.В.
при секретаре
Прокофьевой Е.В.
рассмотрела в судебном заседании 21 мая 2015 года гражданское дело N 2-572/15 по апелляционной жалобе Галанцева Я. И. на решение Красногвардейского районного суда г. Санкт-Петербурга от 13 января 2015 года по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 21 по Санкт-Петербургу к Галанцеву Я. И. о взыскании недоимки по транспортному могу и пени.
Заслушав доклад судьи Шиловской Н.Ю., объяснения представителя МИФНС России N 21 по Санкт-Петербургу - Д., Галанцева Я.И., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N ... по Санкт-Петербургу обратилась в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчику о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2012г. в размере " ... ", пени за несвоевременную уплату налога в размере " ... ".
В обоснование своих требований указала, что ответчик является собственником автомобиля марки " ... " г.р.н. N ... в связи с чем ему был начислен транспортный налог, однако налог на основании направленного уведомления не был уплачен, требование налоговой инспекции о погашении недоимки ответчиком исполнено не было.
Решением Красногвардейского районного суда г. Санкт-Петербурга от 13 января 2015 года исковые требования удовлетворены частично.
Данным решением с Галанцева Я. И. в доход бюджета г. Санкт-Петербурга взыскана недоимка по транспортному налогу за 2012 год в размере " ... ", пени в размере " ... ", а всего " ... ".
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С Галанцева Я. И. взыскана государственная пошлина в доход государства в размере " ... ".
В апелляционной жалобе Галанцев Я.И. просит решение суда первой инстанции отменить, полагая его незаконным и необоснованным.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд исходил из того, что согласно ст. 2 ст. Закона Санкт-Петербурга N 487-53 от 04.11.2002г. "О транспортном налоге" (ред. от 08.12.2010г. и от 12.11.2012г.) налоговые ставки на территории Санкт-Петербурга устанавливаются с 01.01.2010г. в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 24,00 руб.; свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 35 руб. Поскольку из представленных сведений из ГИБДД мощность двигателя автомобиля истца указан 100 л/с 74 кВт, в связи с чем сумма налога должна составлять " ... ". (100 х 35).
С данным выводом судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
П. 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
При этом следует учитывать предусмотренные законом сроки предъявления соответствующих уведомлений и требований об уплате недоимки.
В соответствии с п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Статьей 52 НК РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона N 137-ФЗ, действовавшей на момент возникновения обязанности по уплате налога за 2012 год) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи.
Законом Санкт-Петербурга "О транспортном налоге" установлены сроки уплаты транспортного налога. Применительно к налоговому периоду 2012 года срок уплаты транспортного налога физическими лицами на основании налогового уведомления был установлен не позднее 01 июня года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В связи с неуплатой ответчиком транспортного налога в установленный срок 28.11.2013 года в его адрес было направлено требование N 27849 об уплате недоимки по налогу и пени за несвоевременную уплату налога в срок до 25.12.2013 года (л.д. 6, 17).
Таким образом, указанные выше налоговое уведомление и требование были направлены ответчику с соблюдением сроков и порядка, установленных положениями ст. ст. 52, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, и в соответствии с п. 4 ст. 52, п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации считаются полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Однако, направляя ответчику налоговое уведомление и обращаясь в суд с иском, истец произвел расчет транспортного налога исходя из налоговой ставки в размере " ... " руб. за 1 л.с.
Судебная коллегия считает представленный расчет ошибочным исходя из следующего.
В соответствии со ст. 359 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная во внесистемных единицах мощности - лошадиных силах.
Согласно ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Согласно ст. 2 ст. Закона Санкт-Петербурга N 487-53 от 04.11.2002г. "О транспортном налоге" (ред. от 08.12.2010г. и от 12.11.2012г.) налоговые ставки на территории Санкт-Петербурга устанавливаются с 01.01.2010г. в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 24,00 руб.; свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 35 руб.
Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (ГИБДД МВД России), утвержденными Приказом МВД России от 24.11.2008 года N 1001, изменение регистрационных данных в паспортах транспортных средств отнесено к компетенции полиции (п. 19 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции"). Данную функцию осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России (Госавтоинспекция) (пп. "в" п. 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711).
В соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным приказом МВД России, Минпромэнерго России и Минэкономразвития России от 23.06.2005 года N 496/192/134, в паспорте транспортного средства указывается мощность двигателя в лошадиных силах (киловаттах). Эти сведения заполняются на основании ОТТС, Свидетельства, а при их отсутствии соответствующие строки могут заполняться на основании официально изданных технических характеристик, справочников, таблиц и иных документов.
В соответствии с п. 18 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса РФ, утвержденных Приказом МНС РФ от 09 апреля 2003 года N БГ-3-21/177, в соответствии со ст. 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная во внесистемных единицах мощности - лошадиных силах. Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.
В соответствии с п. 22 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 09.04.2003 года N БГ-3-21/177 в случае расхождения сведений, предоставленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство. При отсутствии данных о мощности двигателя (валовой вместимости) в технической документации на транспортное средство для определения мощности двигателя (валовой вместимости) к рассмотрению может быть принято экспертное заключение, предоставленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы, проведенной в соответствии со ст. 95 части первой Кодекса.
В соответствии с приложением "В" к ГОСТу 8.417-2002 "Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин" одна лошадиная сила приравнивается к 735,499 кВт.
Принимая во внимание, что согласно паспорту транспортного средства мощность двигателя автомобиля ответчика указана как 100 л.с., с учетом положений п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), судебная коллегия полагает, что произведенный истцом расчет налога с применением ставки равной 35 руб. за 1 л.с. является ошибочным.
В данном случае сведения о мощности двигателя присутствуют в паспорте транспортного средства - 100 л.с., в связи с этим, суд должен был исходить из того, что налоговая база берется из технической документации на транспортное средство (паспорт транспортного средства), и определяется как мощность двигателя, выраженная в лошадиных силах; и в данном случае налогоплательщик вправе ставить вопрос о возврате излишне взысканного налога
Таким образом, решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга подлежат отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 21 по Санкт-Петербургу отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от января 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 21 по Санкт-Петербургу к Галанцеву Я. И. о взыскании недоимки по транспортному могу и пени отказать
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.