Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Шиловской Н.Ю.
судей
Сухаревой С.И., Подгорной Е.П.
при секретаре
Сухих А.С.
рассмотрела в судебном заседании 02 июня 2015 года гражданское дело N 2-1613/15 по апелляционной жалобе Исакова В. В. на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 22 января 2015 года по иску Исакова В. В. к Банку ВТБ (закрытое акционерное общество) о расторжении кредитного договора.
Заслушав доклад судьи Шиловской Н.Ю., судебная коллегия городского суда
УСТАНОВИЛА:
Исаков В.В. обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчику о расторжении кредитного договора N ... от 05.09.2013 года, об отмене начислений процентов, неустойки и других начислений по кредитным картам с 18.06.2014 года, т.е. даты направления Исакова В.В. в Городской тубдиспансер.
В обоснование своих требований указал, что 05.09.2013 года заключил с ответчиком кредитный договор N ... , условиями которого предусмотрено, что банк предоставил ему кредит в размере " ... ". сроком на 5 лет. Размер ежемесячного платежа по кредиту составляет " ... ". До декабря 2013 он исправно вносил платежи, однако в декабре заболел, что привело к госпитализации и длительному курсу лечения. В результате заболевания, выполнение функций, связанных с профессиональной деятельностью, стало невозможным. Банк был неоднократно уведомлен о состоянии его здоровья, однако, банк выставил
письменное требование к оплате задолженности. Поскольку при получении кредита он не мог предвидеть наступление обстоятельств, которые препятствовали бы ему своевременно и в полном объеме вносить платежи по кредиту, считает, что в его случае наступило существенное изменение обстоятельств.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 22 января 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Исаков В.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, доказательств наличия уважительных причин неявки в суд не представили.
Согласно п. 1 ст. 327, ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены законно постановленного судом первой инстанции решения.
Как усматривается из материалов дела, 05.09.2013 года между истцом и ответчиком заключен кредитный договор N ... путем подписания Уведомления о полной стоимости кредита и Согласия на кредит (л.д.4-5).
Банк перечислил сумму кредита в размере " ... " на банковую карту, оформленную на имя Исакова В.В., которую он получил (л.д.6,7).
Согласно справки СПб ГБУЗ " " ... "" и листку нетрудоспособности, Исаков В.В. находился в стационаре " ... " с 18.06.2014 года по 17.07.2014 года (л.д.16,17), с 17.07.2014 по 05.08.2014 года истец находился на лечении в " ... " (л.д.18), с 11.08.2014 года на день выдачи справки, т.е. на 23.09.2014г., находился в стационаре " ... " (л.д.20).
07.08.2014 года истец обратился в банк с заявлением о расторжении кредитного договора (л.д.13), в чем ему было отказано и выставлено требование о погашении образовавшейся задолженности.
Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая, что ответчиком обязанность по предоставлению истцу кредита исполнена, истец воспользовался денежными средствами ответчика, при этом доказательств, свидетельствующих о существенном изменении обстоятельств не представлено, принимая во внимание, что при заключении кредитного договора истец не мог не знать о бремени несения им риска ухудшения своего финансового положения, которое возможно было предвидеть при достаточной степени заботливости и осмотрительности, и пришел к выводу о том, что основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
С данным выводом судебная коллегия полагает возможным согласиться.
В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.В пункте 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что основанием для расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
При этом, согласно пункту 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Исходя из содержания данной нормы права следует, что лицо, требующее расторжения действующего договора, должно доказать наличие существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 451 Гражданского кодекса РФ, изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Таким образом, одним из условий реализации данного способа расторжения договора является то, что наступившие обстоятельства должны являться на момент заключения сделки заведомо непредвиденными, что прямо следует из абз. 2 п. 1 ст. 451 Гражданского кодекса РФ, подп. 1 п. 2 ст. 451 Гражданского кодекса РФ.
При отсутствии добровольного соглашения сторон, расторжение договора по требованию заинтересованной стороны в порядке ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации возможно лишь в судебном порядке лишь при наличии исключительных обстоятельств.
В обоснование требований о расторжении договора истец ссылается на свою болезнь, в связи с которой е может исполнять принятые на себя обязательства.
Учитывая, что заключение кредитного договора совершалось по волеизъявлению обеих сторон, его условия устанавливались сторонами по согласованию, при этом банк взял на себя обязательства по предоставлению денежных средств, а ответчик по их возврату, в связи с чем, каждая сторона приняла на себя риск по исполнению кредитного договора. Исполнение обязанностей по кредитному договору не поставлено в зависимость от состояния здоровья ответчика, его доходов, получения им каких-либо выплат, действий третьих лиц. Следовательно, независимо от того, изменилось ли состояние здоровья истца, изменилось ли его финансовое положение, он обязан выполнять принятые на себя по кредитному договору обязательства. Изменение состояния здоровья и как возможное вследствие этого изменение материального положения, наличие или отсутствие дохода относятся к риску, который истец, как заемщик, несет при заключении кредитного договора, поскольку эти обстоятельства возможно предвидеть при достаточной заботливости и осмотрительности, и такие изменения не являются существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении кредитного договора.
На момент рассмотрения спора обязательства по кредитному договору в части уплаты суммы основного долга и процентов за пользование кредитом ответчиками не были исполнены в полном объеме.
Доводы жалобы, не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, решение суда отвечает требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о законности и обоснованности и оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 22 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Исакова В. В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.