Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Ивановой М.Н., Оконешниковой М.М.,
при секретаре Романовой Е.П.,
с участием Якутского транспортного прокурора Бурнашевой А.А., представителя ФКУ "ГИМС МЧС РФ по РС(Я)" Комарова В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Якутского городского суда от 03 апреля 2015 года по делу по иску заместителя Якутского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по РС(Я)" о возложении обязанности оборудовать в зоне оперативной ответственности Усть-Алданского инспекторского участка пункт освидетельствования маломерных судов и обеспечить данный пункт приборами, которым
постановлено:
Обязать ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по РС(Я)" оборудовать в зоне оперативной ответственности Усть-Алданского инспекторского участка с дислокацией в п. ... пункт освидетельствования маломерных судов в соответствии с п.2.30 Административного регламента от 18.10.2012г. N ... за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу.
Обязать ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по РС(Я)" обеспечить Усть-Алданский инспекторский участок с дислокацией в п. ... приборами (инструментами): 1 кренометром, 1 дифферентометром, 2 динамометрами, 1 тахометром, 1газоанализатором за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Ноевой В.В., заключение транспортного прокурора, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, пояснения представителя ответчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель Якутского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУ "Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по РС(Я)" о возложении обязанности оборудовать пункт освидетельствования маломерных судов соответствующими приборами. Требования обосновал тем, что по итогам проведенной проверки соблюдения ответчиком требований законодательства о проведении освидетельствований маломерных судов выявлены нарушения законодательства. Усть-Алданский инспекторский участок с дислокацией в п. ... не оснащен необходимым оборудованием и мерительными приборами. Выявленные нарушения создают угрозу безопасности плавания на внутренних водных путях, могут повлечь за собой тяжкие последствия. Просил суд обязать ответчика оборудовать в зоне оперативной ответственности Усть-Алданского инспекторского участка с дислокацией в п. ... пункт освидетельствования маломерных судов, за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу и обязать обеспечить участок соответствующими приборами.
Судом постановлено вышеприведенное решение, с которым не согласен ответчик. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что нормативные акты не содержат указания на то, что пункт технического освидетельствования маломерных судов должен быть оборудован перечисленными в исковом заявлении приборами. Утверждает, что применение газоанализатора при освидетельствовании маломерных судов в настоящее время не представляется возможным из-за отсутствия ГОСТа. Полагает, что не сможет самостоятельно укомплектовать инспекторские подразделения необходимым оборудованием, поскольку имеет статус федерального казенного учреждения и обусловленную им финансовую зависимость от главного распорядителя бюджетных средств.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статья 22 Кодекса торгового мореплавания РФ предусматривает обязательную классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации. Порядок оказания данных государственных услуг в отношении маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, устанавливается Правительством РФ.
Как следует из Устава ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по РС(Я)", данное учреждение входит в систему Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России и осуществляет деятельность по классификации, государственной регистрации, учету, техническому освидетельствованию маломерных судов, присвоению им государственных (бортовых) номеров; в установленном порядке проводит регулярные проверки маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ.
Согласно п.2.30 Административного регламента МЧС России предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденного приказом МЧС России от 18 октября 2012г. N 608, пункт освидетельствования маломерного судна, в том числе, передвижной, должен иметь оборудование и мерительные инструменты, необходимые для проведения освидетельствования маломерного судна.
В силу Типовых норм обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденных приказом МЧС России от 09 августа 2005г. N 618, отделение или группа технического надзора подведомственных инспекции учреждений в целях оказания государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов подлежит оснащению 1 кренометром, 1 дифферентометром, 1 динамометром (ПДУ 0,1-2), 1 динамометром (ПДУ 2-20), 1 тахометром, 1 газоанализатором.
Установлено, что пункт технического освидетельствования маломерных судов и необходимое оборудование в зоне оперативной ответственности Усть-Алданского инспекторского участка отсутствуют, что подтверждается проведенной прокуратурой проверкой.
Разрешая спор, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность по оборудованию в зоне оперативной ответственности инспекторского отделения пункт освидетельствования маломерных судов, и обеспечить его необходимым оборудованием.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены верно, оценка исследованных доказательств произведена в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены вынесенного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы не имеется.
Довод жалобы о том, что нормативные акты не содержат указания на то, что пункт технического освидетельствования маломерных судов должен быть оборудован перечисленными выше приборами, нельзя признать обоснованным в силу вышеуказанных обстоятельств.
Не может послужить основанием для отмены решения довод апелляционной жалобы о невозможности исполнения решения суда ввиду отсутствия денежных средств для приобретения указанного судом в решении оборудования.
Как следует из содержания приказов МЧС России N 618 от 09.08.2005г. и N 501 от 29.06.2005г., исполнение ответчиком обязанности по техническому надзору за маломерными судами с использованием необходимого оборудования и, как следствие, реализация гражданами права на благоприятную окружающую среду и личную безопасность не ставится в зависимость от наличия или отсутствия финансирования на эти цели.
При таких обстоятельствах отсутствие финансирования Учреждения на приобретение оборудования и мерительных инструментов, необходимых для проведения освидетельствования маломерного судна, не может служить основанием для отказа прокурору в удовлетворении иска.
Довод о нецелесообразности приобретения газоанализатора за отсутствием ГОСТа, устанавливающего нормативы по уровню выбросов в атмосферный воздух вредных веществ из двигателей маломерных судов, является несостоятельным. Действующим законодательством предусмотрена необходимость наличия данного прибора на пунктах технического освидетельствования, а потому ответчик не вправе ссылаться на ненужность того или иного прибора.
Приводимые ответчиком доводы, в том числе изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом судебного разбирательства, суд первой инстанции дал им правильную оценку и обоснованно признал эти доводы несостоятельными по мотивам, изложенным в решении суда.
ФКУ "Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по РС(Я)" является некоммерческой организацией в форме федерального казенного учреждения, входит в систему Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, наделена полномочиями по освидетельствованию маломерных судов на внутренних водах субъекта РФ, в связи с чем доводы о том, что является ненадлежащим ответчиком по делу, отклоняются, как необоснованные.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда от 03 апреля 2015 года по делу по иску заместителя Якутского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по РС(Я)" о возложении обязанности оборудовать в зоне оперативной ответственности Усть-Алданского инспекторского участка пункт освидетельствования маломерных судов и обеспечить данный пункт приборами оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи Иванова М.Н.
Оконешникова М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.