Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Пуховой Е.В., судей Дьяконовой Н.Д., Осиповой А.А., при секретаре Марковой Д.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Алданского районного суда от 02 апреля 2015 года, которым
по делу по иску Богус И.А. к Обществу с ограниченной ответственностью "ЖилКомСервис" о взыскании оплаты за неоказанные жилищно-коммунальные услуги, штрафа, компенсации морального вреда, судом
ПОСТАНОВЛЕНО:
Исковые требования Богус И.А. к Обществу с ограниченной ответственностью "ЖилКомСервис", - удовлетворить частично.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "ЖилКомСервис" за ненадлежащую поставку услуг ... рублей, штраф в размере ... рублей, компенсацию морального вреда ... рублей, судебные расходы по оплате услуг представителя в размере ... рублей, судебные расходы с оплатой услуги Центра гигиены в размере ... руб., всего взыскать ... рублей.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "ЖилКомСервис" произвести перерасчет за неоказанные услуги по техническому обслуживанию в размере ... рублей.
В удовлетворении исковых требований о взыскании оплаты в сумме ... рублей за неоказанные услуги по отоплению - отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "ЖилКомСервис" в доход бюджета государственную пошлину в размере ... рублей.
Заслушав доклад судьи Дьяконовой Н.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Богус И.А. обратилась в суд с указанным иском к ответчику, мотивируя тем, что является собственником квартиры N ... двухквартирного дома N ... по улице ... в г. ... С 01 сентября 2012 г. по 31 октября 2014 г. обслуживанием общего имущества дома занималась управляющая компания ООО "ЖилКомСервис". В 2012 г. конкурсом по отбору управляющей компании был определен перечень работ по содержанию мест общего пользования дома, которые должны были выполняться исполнителем услуг с определенной периодичностью за плату, установленную конкурсной документацией. За весь период работы с 05.03.2012 по 30.09.2014 ответчик не предоставлял услуги по содержанию мест общего пользования дома, в котором Богус И.А. проживает. В доме истца отсутствует общее имущество как подъезд, подвал, чердак, водосточные трубы, дом благоустроенный, поэтому нет водоразборных колонок. Однако за прошедший период Богус И.А. в полном объеме оплачивала услугу по содержанию мест общего пользования. Ответчиком не проводились осмотры дома (периодичные, ежегодные, сезонные), не выполнялись работы по ремонту системы отопления, несмотря на постоянные заявки устные и письменные. На протяжении нескольких лет коммунальные услуги поставляются ненадлежащего качества. В 2012, 2013, 2014 годах постоянно зимой перемерзала холодная вода, т.к. трубы в колодце не утеплены. В связи с плохим оказанием услуг она постоянно обращается к ответчику с претензиями и заявлениями. Однако действий по устранению нарушений ответчик не предпринимает, перерасчет за ненадлежащие услуги делает частично. Просила взыскать с ответчика оплату за непредоставленные услуги в размере ... руб., произвести перерасчет за неоказанные услуги по техническому обслуживанию в сумме ... руб., неоказанные услуги по отоплению ... руб., штраф в размере ... руб., за оплату услуг Центра гигиены ... руб., компенсацию морального вреда ... руб.
В судебном заседании представитель ответчика ООО "ЖилКомСервис" исковые требования не признал, пояснил, что расчеты производились в соответствие с утвержденными тарифами. Перерасчет должен производиться в связи с конкретным нарушением качества и за конкретный период и на основании конкретного заявления, направленного не позднее 6 месяцев после выявления нарушения. Одним из видов услуг предусмотренных договором управления, входящим в состав технического обслуживания является аварийное обслуживание. Основанием может являться некачественное устранение аварийных ситуаций в конкретный период и только на основании заявления о перерасчете.
Судом поставлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с данным решением суда, представитель ответчика обратился в суд с апелляционной жалобой. В жалобе просит решение суда изменить, отказать в удовлетворении требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что истица в управляющую организацию не обращалась с заявлением о ненадлежащем качестве услуги "аварийное обслуживание". В отношении других видов услуг истица за перерасчетом обращалась только дважды, при этом требуя перерасчет с 05.09.2012, что является нарушением п.8 Правил.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги. Размер платы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме определяется в порядке, предусмотренном ст. 156 ЖК РФ.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Богус И. А. является собственником квартиры, расположенной по адресу: PC (Я), ... В период с 01 сентября 2012 года по 31 октября 2014 года управление указанным домом осуществляло ООО "ЖилКомСервис". С 31 октября 2014 года жильцы указанного дома отказались от услуг управляющей компании.
Разрешая данный спор, суд удовлетворил требования истца о взыскании оплаты за непредоставленные услуги по техническому обслуживанию за период с 05 сентября 2012 г. по 30 июня 2014 г. в размере ... руб., обязал управляющую компанию произвести перерасчет за неоказанные услуги по техническому обслуживанию за период с 01 июля 2014 г. по 30 сентября 2014 г. в сумме ... руб.
В соответствии с ч. 4 ст. 157 ЖК РФ при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - услуги ненадлежащего качества), изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок предоставления коммунальных услуг в рамках рассматриваемых правоотношений урегулирован вступившими в действие с 01 сентября 2012 г. Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пп. "в" п. 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
В силу пункта 98 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Порядок установления факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества регламентирован разделом X Правил N 354.
Согласно пунктам 105 - 106 раздела X Правил N 354, при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем.
Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой.
Согласно п. 107, 108 Правил N 354, в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги.
Пунктом 109 Правил предусматривается, что по окончании проверки, проведенной по факту оказания услуги ненадлежащего качества, составляется акт проверки.
Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги.
Из вышеуказанных нормативных актов следует, что основанием для уменьшения платы за предоставленную коммунальную услугу ненадлежащего качества являются акты, подтверждающие факт оказания услуги ненадлежащего качества.
Однако в материалы дела актов подтверждающих предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества суду не представлено.
Кроме того Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 в соответствии с частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ установлен минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения.
В частности в указанный перечень включены работы, необходимые для надлежащего содержания несущих конструкций (фундаментов, стен, колонн и столбов, перекрытий и покрытий, балок, ригелей, лестниц, несущих элементов крыш) и ненесущих конструкций (перегородок, внутренней отделки, полов) многоквартирных домов; работы, необходимые для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; работы по содержанию придомовой территории (подметание, очистка от снега, мусора, очистка мусорных баков, уборка крыльца, площадки, вывоз бытовых отходов, работы по обеспечению требований пожарной безопасности и др.); обеспечение устранения аварий, выполнения заявок населения.
Таким образом утверждение истца о том, что услуги по техническому обслуживанию общего имущества многоквартирного жилого дома управляющей компанией не производились несостоятельны, поскольку под понятие техническое обслуживание включаются все вышеперечисленные работы и услуги, в том числе аварийное обслуживание, которое носит накопительный характер. Управляющая компания несет ежедневные текущие расходы по содержанию аварийно-диспетчерской службы (персонал, транспорт, материалы, арендные и коммунальные платежи, услуги связи и др.) для того, чтобы при возникновении аварийных ситуаций устранить конкретную аварию. И как указывает представитель ответчика, если аварии в какой-то период не происходит это не является основанием для перерасчета за весь прошедший период.
Основанием для перерасчета либо освобождения от оплаты услуги коммунальных услуг является только некачественное оказание услуг за конкретный период и только на основании подтверждающих документов, в том числе заявок потребителя и составленных на их основании актов.
Таким образом согласно требованиям вышеприведенных нормативных актов к порядку установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, обязанность доказать наличие законных оснований для освобождения от оплаты лежит на потребителе.
По данному делу истец Богус И.А. в нарушение ст.56 ГПК РФ факт неоказания услуг по техническому обслуживанию суду не представила. Выводы суда первой инстанции о том, что услуга "техническое обслуживание" управляющей компанией не оказывалась, материалами дела не подтверждены.
Таким образом, не имеется оснований для 100% перерасчета услуг по техническому обслуживанию за весь период с 05 сентября 2012 г. по 30 сентября 2014 г.
При таком положении, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене на основании п.1,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алданского районного суда от 02 апреля 2015 года отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме.
Председательствующий: Е.В. Пухова
Судьи: А.А. Осипова
Н.Д. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.