Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Пуховой Е.В.,
судей Дьяконовой Н.Д., Осиповой А.А.,
при секретаре Марковой Д.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 апреля 2015 г., которым по делу по иску Панкратова Ю.А. к Министерству архитектуры и строительного комплекса РС(Я), Министерству финансов РС(Я) о взыскании денежных средств, судебных расходов,
п о с т а н о в л е н о:
Взыскать с Министерства финансов Республики Саха (Якутия) за счет Казны Республики Саха (Якутия) в пользу Панкратова Ю.А. доплату по социальной выплате в размере ... руб., судебные расходы в размере ... руб., всего ... руб.
Заслушав доклад судьи Осиповой А.А., объяснения представителей истца Моисеевой Ю.С., Цымбаловой Е.Н., представителей ответчиков Сивцева Г.Л., Дранаевой Е.А., представителей третьих лиц Савельева Е.В., Корнилова А.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Панкратов Ю.А. обратился в суд с указанным иском к ответчикам, ссылаясь на то, что 14 июля 2005 г. между ним, действующим от своего лица и семьи из 4 человек, и ГУ "Служба государственного заказчика при Правительстве РС(Я)" был заключен договор N ... на участие в долевом строительстве. Предметом договора является трехкомнатная квартира N ... в жилом доме по адресу: ... Он и его семья признаны обманутыми дольщиками, в связи с чем ему в соответствии с постановлением Правительства PC(Я) от 21 мая 2012 г. N 214 "О механизме реализации подпрограммы "Государственная поддержка граждан, пострадавших от недобросовестных застройщиков жилья" Государственной программы PC (Я) "Обеспечение качественным жильем на 2012-2016 годы" была произведена социальная выплата. В соответствии с п. 18 Порядка предоставления мер государственной поддержки пострадавшим участникам строительства, осуществляющегося на территории иных субъектов Российской Федерации размер социальной выплаты из государственного бюджета РС(Я) рассчитывается исходя из социального норматива общей площади жилья по составу семьи на момент заключения договора на участие в долевом строительстве средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья в субъектах РФ. Расчет по выплате ему произведен на состав семьи из 1 человека, тогда как его семья состоит из 5 человек, что подтверждается Протоколом N 8 Комиссии Правительства РС(Я) по контролю за строительством и распределением жилья, получаемого за счет средств жилищных субсидий РФ от 28 февраля 2005 г. Соответственно расчет суммы задолженности по социальной выплате должен составить: ... руб. (стоимость 1 кв.м. в ... области на IV квартал 2014 г.) х ... кв.м. (норматив на состав семьи из 5 человек) - ... руб. (первоначальная выплата) = ... руб. Просил взыскать с Министерства финансов РС(Я) за счет Казны РС(Я) в его пользу социальную выплату в размере ... руб., расходы по уплате госпошлины в размере ... руб. В последующем исковые требования были уточнены, в связи с тем, что в договоре изменялся регион застройки. Договор на участие в долевом строительстве N ... от 14 июля 2005 г. в последней редакции, подписанный сторонами, содержал условие о предоставлении дольщику трехкомнатной квартиры в жилом доме по адресу: ... Соответственно расчет суммы задолженности по социальной выплате составляет ... руб.: ... руб. (стоимость 1 кв.м. в ... области на IV квартал 2014 г.) х ... кв.м. (норматив на состав семьи из 5 человек) - ... руб. (первоначальная выплата). В связи с чем просил взыскать с Министерства финансов РС(Я) за счет казны РС(Я) ... руб. и расходы по уплате государственной пошлины в размере ... руб.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с данным решением, представитель ответчика Министерства финансов РС(Я) подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, в связи с неправильным применением норм материального права. Указывает, что бюджетные ассигнования на государственную поддержку граждан, пострадавших от недобросовестных застройщиков жилья предусмотрены Министерству архитектуры и строительного комплекса РС(Я), главным распорядителем средств государственного бюджета РС(Я) в сложившихся правоотношениях является Министерство архитектуры и строительного комплекса РС(Я). Кроме того, истцу была осуществлена социальная выплата, которая была произведена на основании документов, предоставленных истцом в соответствии с п.10 Порядка предоставления мер государственной поддержки пострадавшим участникам строительства, осуществляющегося на территории иных субъектов РФ, в том числе на основании договора на участие в долевом строительстве, на состав семьи из 1 человека. Также выражает несогласие с произведенным истцом расчетом требуемой доплаты.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства финансов РС(Я) Дранаева Е.А. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представители истца Моисеева Ю.С., Цымбалова Е.Н. в судебном заседании с жалобой не согласились, поддержав доводы возражения относительно нее.
Представители ответчика Министерства архитектуры и строительного комплекса РС(Я) Сивцев Г.Л., третьего лица Правительства РС(Я) Савельев Е.В. в судебном заседании с жалобой не согласились.
Представитель третьего лица ГУ "Служба государственного заказчика при Правительстве РС(Я)" Корнилов А.С. в судебном заседании согласился с доводами апелляционной жалобы.
Истец Панкратов Ю.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, возражения относительно нее, заслушав объяснения явившихся сторон, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Панкратову Ю.А. и членам его семьи Е., О., В., М. постановлением Администрации ... улуса РС(Я) N ... от 28 марта 2005 г. предоставлена квартира, расположенная по адресу: ... , за счет жилищной субсидии.
Основанием для предоставления заявителю квартиры в соответствии с Временным положением о предоставлении жилья гражданам, выезжающим за пределы РС(Я) на постоянное место жительства, явилось закрытие населенного пункта по Постановлению Правительства РС(Я) N 1170 от 15 сентября 1997 г. и решение Правительства РС(Я) N 181 от 8 мая 1997 г.
Панкратов Ю.А. и члены его семьи включены в Список граждан, получивших жилищные субсидии согласно Протоколу N 8 Комиссии Правительства РС(Я) по контролю за строительством и распределением жилья, получаемого за счет средств жилищных субсидий РФ от 28 февраля 2005 г.
Из договора N ... на участие в долевом строительстве от 14 июля 2005 г., заключенного между Панкратовым Ю.А. и ГУ "Служба государственного заказчика при Правительстве РС(Я)" следует, что договор был заключен на состав семьи Панкратова Ю.А. из 5 человек для предоставления трехкомнатной квартиры по адресу: ...
Судом установлено, что вышеуказанный договор на участие в долевом строительстве N ... от 14 июля 2005 г. в последней редакции, подписанной между сторонами, содержал условие о предоставлении дольщику ... квартиры в жилом доме по адресу: ...
Истцу Панкратову Ю.А. были выплачены денежные средства в размере ... руб., из расчета на состав семьи из 1 человека.
В соответствии с п.10 Порядка предоставления мер государственной поддержки пострадавшим участникам строительства, осуществляющегося на территории иных субъектов РФ для получения социальной выплаты пострадавшие участники строительства лично или через законного представителя с нотариально выданной доверенностью на представление их интересов и получение мер государственной поддержки обращаются в ГКУ "Служба государственного заказчика при Правительстве РС(Я)" со следующими документами: заявление на имя министра архитектуры и строительного комплекса РС(Я); документ, удостоверяющий личность; заключенный договор долевого участия в строительстве или договор инвестирования на участие в долевом строительстве; банковские реквизиты лицевого счета пострадавшего участника строительства. Документы предоставляются в виде копий всех страниц документа с предъявлением подлинника для сверки или нотариально заверенных.
Согласно п.13 данного Порядка включению в список подлежит гражданин РФ: выезжающий (выехавший) из РС(Я), заключивший договор участия в строительстве многоквартирного жилого дома на территории иного субъекта РФ, по которому обязательства не исполнены; подпадающий под действие ФЗ "О жилищных субсидиях граждан, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" или постановления Правительства РФ от 10 июля 1995 г. N 700 "О федеральной целевой программе "Строительство на территории РФ жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В соответствии с п. 18 Порядка размер социальной выплаты из государственного бюджета РС(Я) рассчитывается исходя из социального норматива общей площади жилья по составу семьи на момент заключения договора на участие в долевом строительстве и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъектам РФ, ранее избранным гражданами для постоянного проживания.
Таким образом, исходя из системного толкования указанного Порядка предоставления мер государственной поддержки пострадавшим участникам строительства, осуществляющегося на территории иных субъектов РФ, социальная выплата предоставляется с учетом состава семьи на момент заключения договора на участие в долевом строительстве.
Состав семьи истца на момент заключения данного договора составлял 5 человек: Панкратов Ю.А., Е., О., В., М., что подтверждается постановлением Главы администрации ... улуса N ... от 28 марта 2005 г. и списком граждан п. ... улуса, получивших жилищные субсидии.
Согласно указанному постановлению принято решение о предоставлении Панкратову Ю.А. на состав семьи из 5 человек квартиры, а впоследствии 14 июля 2005 г. заключен указанный выше договор долевого участия в строительстве.
Указанные документы опровергают доводы жалобы о том, что Панкратовым Ю.А. были предоставлены документы лишь на 1 человека. В связи с чем доводы жалобы в указанной части подлежат отклонению.
На момент рассмотрения дела социальная выплата на состав семьи из 5 человек в полном размере не произведена. Учитывая стоимость одного кв.м. общей площади общей площади в ... области в 4 квартале 2014 г. в размере ... руб., социальная выплата истца за минусом ранее полученной им суммы составляет ... руб. ( ... руб. * ... кв.м. - ... руб. = ... руб.).
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу о взыскании в пользу истца доплаты по социальной выплате в размере ... руб.
В соответствии с п.4 Порядка предоставления мер государственной поддержки пострадавшим участникам строительства, осуществляющегося на территории иных субъектов РФ, предоставление социальных выплат пострадавшим участниками строительства осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Как следует из положения п. 3 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации судебные акты по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации подлежат исполнению финансовым органом субъекта Российской Федерации. При этом в суде интересы субъекта Российской Федерации представляет главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Указанное означает, что обжалуемое решение суда подлежит исполнению за счет бюджетных средств Республики Саха (Якутия), то есть за счет казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия).
В соответствии со ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны выступают соответствующие финансовые органы в лице министерства финансов.
Казну Республики Саха (Якутия) представляет Министерство финансов Республики Саха (Якутия).
Согласно ст.242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнителем по судебным актам по искам непосредственно к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации является министерство финансов.
Таким образом, обязательство Казны Республики Саха (Якутия) в отношении истца в итоге подлежит исполнению Министерством финансов РС(Я).
В данном случае сумма, подлежащая взысканию, определена судом в установленном порядке, а ее взыскание с Казны РС(Я) в лице Министерства финансов РС(Я) соответствует структуре бюджетных правоотношений и не меняет сути судебного решения, а также не влияет на права и обязанности лиц, участвующих в деле, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о несогласии с расчетом социальной выплаты и о том, что данная выплата подлежит взысканию с Министерства архитектуры и строительного комплекса РС(Я), подлежат отклонению за необоснованностью.
Приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела подтверждены доказательствами, мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты.
Иных доводов, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права при принятии решения по делу, в жалобе не указано. В связи с этим судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 апреля 2015 г. по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: Е.В.Пухова
Судьи: Н.Д.Дьяконова
А.А.Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.