Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Дмитриева Л.А., изучив исковое заявление Индивидуального предпринимателя Максимовой Л.Н. о признании недействующим в части постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2013 г. N 374 "О кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия)"
УСТАНОВИЛ:
ИП Максимова Л.Н. обратилась в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействующим в части постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2013 г. N 374 "О кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия)", указывая на то, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N ... , расположенного по адресу ... общей площадью ... кв.м., с разрешенным использованием под магазин.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2013 г. N 374 "О кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия)" кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости определена в сумме ... руб., при этом ошибочно применена площадь земельного участка в размере ... кв.м.
По обращению ИП Максимовой Л.Н. комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по РС (Я) принято решение от 16.04.2015 г. N ... о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка с учетом его площади, равной ... кв.м.
ИП Максимова, полагая, что постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2013 г. N ... в части установления завышенной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N ... , нарушает ее права на уплату земельного налога в размере, определенном действующим законодательством, просит оспариваемый нормативный правовой акт в данной части отменить.
Данное заявление подлежит отказу в принятии как не соответствующее п. 1 ч. 1 ст. 134 Гражданского процессуального кодекса РФ, по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 26 ГПК РФ верховный суд республики рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.
Согласно п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" следует, что заявление об оспаривании нормативного правового акта или его части должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 ГПК РФ, а также содержать данные, перечисленные в частях 5 и 6 статьи 251 ГПК РФ. В нем, в частности, должно быть указано, какие права и свободы заявителя (гражданина или организации) нарушаются этим актом или его частью, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и свобод заявителя, каким средством массовой информации и когда данный акт опубликован или обнародован в установленном порядке, а также какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует оспариваемый акт или его часть.
Между тем, из заявления ИП Максимовой Л.Н. усматривается, что оспаривание нормативного правового акта осуществляется заявителем не по основаниям противоречия нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а в связи с недостоверностью сведений о земельном участке, на основании которых определена его кадастровая стоимость. Тем самым, фактически заявитель обращается с требованием об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
При этом суд учитывает, что по смыслу положений Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены посредством заявления, в частности, требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Из содержания заявления ИП Максимовой Л.Н. и приложенных к нему документов следует, что такое право собственником объекта недвижимости реализовано путем обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по РС (Я), данным органом принято решение от 16.04.2015 г. N ... о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка с учетом его площади, равной ... кв.м.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае принятия решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, заказчик работ обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого было принято указанное решение, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно пункту 21 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 (ред. от 16.05.2013), копия решения о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости или о ее определении в размере его рыночной стоимости, принятого по результатам рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости, в течение двух рабочих дней с даты его принятия представляется секретарем комиссии в территориальный орган уполномоченного федерального органа и направляется заявителю, лицу, обладающему правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются.
По правилам статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, стоимость земельного участка, установленная на основании решения комиссии или суду, подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости и является новой кадастровой стоимостью объекта недвижимости, при этом отдельное оспаривание соответствующего нормативного правового акта, ранее утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, равно как и внесение в такой акт каких-либо изменений, не требуется.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии заявления в случаях, когда в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
Поскольку постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2013 г. N 374 "О кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия)" с учетом принятия решения комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по РС (Я) от 16.04.2015 г. N ... о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, не нарушает прав и законных интересов заявителя, у суда имеются основания для отказа в принятии данного заявления.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 134, 224, 225 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Отказать в принятии заявления Индивидуального предпринимателя Максимовой Л.Н. о признании недействующим в части постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2013 г. N 374 "О кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия)".
На определение может быть подана частная жалоба в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Саха (Якутия) в течение 15 дней со дня вынесения определения.
:
Судья Верховного суда РС (Я): Л.А.Дмитриева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.