Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Смирновой Т.В.,
судей Глуховой И.Л., Гулящих А.В.,
при секретаре Степановой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 01 июня 2015 года дело по апелляционной жалобе Администрации города Ижевска на решение Октябрьского районного суда города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ, которым
исковое заявление прокурора Индустриального района г.Ижевска к Администрации г.Ижевска о понуждении обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества удовлетворено.
На Администрацию г.Ижевска возложена обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества - "данные изъяты" часовни ( "адрес") в течение 5 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., объяснения представителя Администрации города Ижевска СОЮ, поддержавшей доводы жалобы, объяснения прокурора ТЛГ и представителя Министерства культуры и туризма Удмуртской Республики МАС, полагавших жалобу необоснованной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Индустриального района города Ижевска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Ижевска Удмуртской Республики (далее - Администрация г.Ижевска) о понуждении ответчика обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее - Управление Росреестра по УР) с заявлением о постановке на учёт объекта бесхозяйного недвижимого имущества - "данные изъяты" часовни "данные изъяты" находящейся по адресу: "адрес" Свои требования мотивировал тем, что по результатам проведенной прокурорской проверки исполнения законодательства о муниципальной собственности при учете и содержании объектов культурного наследия установлено, что на территории МО "Город Ижевск" расположен объект истории и культуры - "данные изъяты" часовня ( "данные изъяты" ( "адрес"). Право собственности на указанный объект культурного наследия не оформлено. Мер, направленных на установление собственника памятники или на постановку его на учет регистрирующим органом, Администрацией г.Ижевска не принято. В связи с отсутствием собственника памятника контроль за его состоянием никем не осуществляется, меры по обеспечению его безопасности не принимаются, что влечет невозможность обеспечения сохранности данного объекта. Принятие на учёт бесхозяйного объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого данный объект находится.
В последующем прокурор ранее заявленные требования уточнил, просил обязать Администрацию г.Ижевска обратиться в Управление Росреестра по УР с заявлением о постановке на учёт объекта бесхозяйного недвижимого имущества - "данные изъяты" часовни "данные изъяты"), находящейся по адресу: "адрес" в течение 5 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора ПМА данные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей Администрации г.Ижевска, Министерства культуры и туризма Удмуртской Республики, Религиозного объединения Ижевская и Удмуртская Епархия, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Администрация г.Ижевска просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске. Полагает, что "данные изъяты" часовня не является бесхозным объектом, поскольку по договору N от ДД.ММ.ГГГГ. Министерством культуры УР передана в пользование Ижевскому Епархиальному управлению. Указывает, что отсутствие сведений в Управлении Росреестра по УР не может являться основанием для признания объекта бесхозяйным. Приводит доводы о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора.
Изучив материалы дела, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, оснований его отмены не находит.
Как следует из материалов дела, на территории Ижевска ( "адрес") находится объект истории и культуры регионального значения "данные изъяты" часовня "данные изъяты"
Указанная часовня построена ДД.ММ.ГГГГ и Дополнительным списком памятников истории и культуры, подлежащих охране, как памятники местного значения (к Постановлению Совета Министров Удмуртской АССР от ДД.ММ.ГГГГ. N) была отнесена к памятникам истории и культуры, подлежащим государственной охране, как памятники местного значения.
Из письма Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N, а также из письма ТУ имущества в Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ. N следует, что в Реестре государственного имущества Удмуртской Республики и в реестре федерального имущества (соответственно) сведения о данном объекте недвижимости отсутствуют.
По сообщениям Управления Росреестра по УР от ДД.ММ.ГГГГ. N ГУП УР "Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации иучета недвижимого имущества" от ДД.ММ.ГГГГ. N, данные о зарегистрированных правах на вышеуказанную часовню также отсутствуют.
Решением Исполнительного комитета Ижевского городского Совета народных депутатов Удмуртской АССР N от ДД.ММ.ГГГГ здание "данные изъяты" часовни ( "адрес") было передано Удмуртской Епархии.
Постановлением вице-мэра г.Ижевска N от ДД.ММ.ГГГГ Православному приходу Александро-Невского собора Ижевской и Удмуртской епархии для "данные изъяты" прихода г.Ижевска уточнены границы земельного участка для обслуживания "данные изъяты" часовни по "адрес", установлена площадь "данные изъяты" кв.м согласно акту установления границ от ДД.ММ.ГГГГ., подтвержденным ДД.ММ.ГГГГ., и выкопировке ГУАиГ. Земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование.
Требования прокурора по настоящему делу сводятся к понуждению Администрации г.Ижевска обратиться в Управление Росреестра по УР с заявлением о постановке на учет вышеуказанного объекта культурного наследия как бесхозяйного недвижимого имущества.
Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Порядок принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей регламентирован Приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013г. N 701 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", вступившим в силу с 01.01.2015г.
Согласно ст.2 названного Порядка, на учёт принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет в том числе органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (ст.4).
Пунктом 7 названного Порядка предусмотрено, что документами, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника (или его собственник неизвестен), в том числе, являются: документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества; документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Закона и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 13 ч. 1 ст. 14, п. 9 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится в том числе сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения. В собственности поселения могут находиться объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения.
Из материалов дела следует, что "данные изъяты" часовня "данные изъяты" расположена по адресу: "адрес".
Соответственно, Администрация г.Ижевска является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Федеральным законом от 25.06.2002г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации отнесены объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (ст.3).
В соответствии с указанной нормой права памятники относятся к одному из видов объектов культурного наследия и представляют собой отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2010г. N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.
Согласно ст.2 Федерального закона от 30.11.2010г. N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" к имуществу религиозного назначения относится недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей).
Таким образом, памятники являются объектами недвижимого имущества. Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относится все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
В соответствии с п.1 ст. 48 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Согласно п. 14 постановления Совета Министров СССР от 16.09.1982 N 865 (ред. от 29.12.1989, с изм. от 25.06.2002) "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры" недвижимые памятники истории и культуры подразделялись на памятники общесоюзного, республиканского и местного значения в соответствии с их исторической, научной, художественной или иной культурной ценностью. Отнесение недвижимых памятников истории и культуры к одной из указанных категорий должно было производиться при принятии памятников на государственный учет.
Согласно приложению 1 к постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности отнесены объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.
Сведений об отнесении "данные изъяты" часовни "данные изъяты" ( "адрес") к памятникам общероссийского значения не имеется, доказательств тому не представлено.
В силу п.6 ст.2 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты недвижимого имущества, отнесенные к недвижимым памятникам истории и культуры республиканского значения, недвижимым памятникам истории и культуры федерального (общероссийского) значения либо к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения после 27.12.1991, осуществляется по основаниям, не связанным с отнесением указанных объектов недвижимого имущества к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Поскольку, вышеуказанная часовня не находится в чьей-либо собственности, суд правомерно обязал Администрацию г.Ижевска обратиться с заявлением о постановке данного памятника на учёт как бесхозяйного объекта культурного наследия.
Доводы апелляционной жалобы о том, что выводы суда о бесхозности "данные изъяты" часовни не соответствуют обстоятельствам дела и противоречат письменным доказательствам, в частности договору N от "данные изъяты". Министерством культуры УР о передаче этого объекта недвижимости в пользование Ижевскому Епархиальному управлению, судебная коллегия считает не состоятельными. Указанный договор, а также иные представленные в деле материалы, подтверждают лишь то, что "данные изъяты" часовни передана религиозному объединению Ижевская и Удмуртская Епархия в пользование, и не свидетельствуют о наличии собственника.
Судебная коллегия учитывает, что данный довод был изложен ответчиком в письменных пояснениях в качестве возражений на иск, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, и направлен на переоценку доказательств, добытых в судебном заседании, которым в решении суда дана соответствующая оценка.
Проанализировав обстоятельства дела во взаимосвязи с вышеприведенными нормами закона, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы жалобы ответчика о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора судебной коллегией отклоняются, как основанные на неверном толковании норм действующего процессуального законодательства.
Так, в соответствии с п.7 ч.2 ст.131 ГПК РФ несоблюдение досудебного порядка обращения к ответчику является препятствием для рассмотрения соответствующего иска судом лишь в случае, когда соблюдение такого порядка необходимо в силу федерального закона или предусмотрено договором сторон. Каким-либо федеральным законом для разрешения спора о понуждении ответчика (возложении на него обязанности) обратиться с заявлением о постановке на учёт объекта бесхозяйного имущества досудебный порядок урегулирования спора не установлен.
Таким образом, нарушений в применении норм материального и процессуального права при разрешении дела судом не допущено. Выводы суда основаны на правильность установлении юридически значимых обстоятельств и соотносятся с исследованными доказательствами. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы коллегия не находит.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда города Ижевска от 02 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Ижевска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.