Новосибирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Пилипенко Е.А.
при секретаре Семенниковой А.В.,
с участием:
представителя истца ОАО "Главновосибирскстрой" Баранова Д.А.,
представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области Сиденко В.С.,
представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области Пустоваловой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Открытого акционерного общества "Главновосибирскстрой" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области, Правительству Новосибирской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Главновосибирскстрой" обратилось в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской "адрес", просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером хххх, общей площадью 53012 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир здание, почтовый адрес ориентира: "адрес", в размере его рыночной стоимости, 20040000 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером: ххх, общей площадью 53012 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир здание, почтовый адрес ориентира: "адрес", что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права. Постановлением Правительства Новосибирской области от 29.11.2011 года N 535-п были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Новосибирской области, в соответствии с которыми кадастровая стоимость принадлежащего ОАО "Главновосибирскстрой" земельного участка по состоянию на 01.01.2010 г. установлена в размере 91972109,16 рублей. Однако, согласно отчету N от 29.08.2014 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2010 г., выполненному ООО "БЕЛАЗОР", рыночная стоимость земельного участка составляет 20040 000 рублей. В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Определением судьи Новосибирского областного суда от 16 октября 2014 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Новосибирской области, 14 ноября 2014 года - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области.
В судебном заседании представитель истца ОАО "Главновосибирскстрой" Баранов Д.А. заявленные требования и доводы искового заявления поддержал.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области Сиденко В.С. в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в отзыве, о наличии у истца права на установление кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной, и против удовлетворения заявленных требований не возражала.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области Пустовалова О.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области возражала, указав, что управление является ненадлежащим ответчиком, так как заказ работ по проведению государственной кадастровой оценки земель и выбор исполнителя на территории Новосибирской области осуществлялся Росреестром. Кроме того, полагала, что представленная истцом нормативно-методическая экспертиза не подтверждает действительную рыночную стоимость объекта недвижимости, в связи с чем, должна быть проведена экспертиза на подтверждение стоимости объекта оценки.
Представитель Правительства Новосибирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело в их отсутствие. В ранее представленном отзыве указал на наличие у ОАО "Главновосибирскстрой" права на установление кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной.
Выслушав представителей истца ОАО "Главновосибирскстрой", Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса РФ оценка земли может осуществляться либо по правилам государственной кадастровой оценки земель либо путем определения ее рыночной стоимости.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Специальные правила порядка определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения установлены в главе III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 24.18 данного закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее также - заявители), обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление о пересмотре кадастровой стоимости).
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права ОАО "Главновосибирскстрой" является собственником земельного участка с кадастровым номером ххх, общей площадью 53012 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - для обслуживания промплощадки, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир здание, почтовый адрес ориентира: "адрес" (л.д. 11).
Согласно справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость указанного земельного участка, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, определена по состоянию на 01.01.2010 г. и составляет 91972109,16 рублей. Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области утверждены постановлением Правительства Новосибирской области от 29.11.2011 г. N 535-п.
В соответствии с отчетом N 140829/1-ЯС от 29.08.2014 г. об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненным Обществом с ограниченной ответственностью "БЕЛАЗОР", рыночная
стоимость земельного участка, площадью 53012 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер: 54:35:052805:26, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир здание, почтовый адрес ориентира: "адрес", по состоянию на 01.01.2010 г. составляет 20040000 рубля.
Согласно экспертному заключению N 3246/2014 от 17.09.2014 г. Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" Экспертный совет, отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка ООО "БЕЛАЗОР" соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности.
Доводы представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области о необходимости предоставления не нормативно-методической экспертизы, а экспертного заключения на подтверждение стоимости объекта оценки, суд считает не основанными на законе.
Так, абзацем 16 статьи 24.18 Федерального закон от "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определено, что к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются, в том числе, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.
Ссылки представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области в рассматриваемой части на судебную практику Высшего Арбитражного Суда РФ не могут быть приняты во внимание, поскольку определения и постановления судов по конкретным делам источниками права не являются.
При этом, из отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка ООО "БЕЛАЗОР" усматривается, что при проведении рыночной стоимости участка специалистами использован метод оценки стоимости объекта оценки в рамках сравнительного подхода, в соответствии с которым была произведена достаточно большая выборка земельных участков - аналогов и с учетом их характеристик, за счет использования поправок, определена рыночная стоимость участка истца. Исследовательская часть отчета логична, последовательна и мотивирована, наличие методологических ошибок при проведении исследования суд не усматривает.
Таким образом, исходя из приведенных доказательств, суд приходит к выводу о несоответствии произведенной уполномоченными органами кадастровой оценки используемого истцом земельного участка его рыночной стоимости.
Как следует из постановления Правительства Новосибирской области от 29.11.2011 г. N 535-п, сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером хххх были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании утвержденных средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов в Новосибирской области и не являются результатом кадастровой оценки стоимости каждого участка.
Следовательно, в данном случае установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости. В пункте 11 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Возражения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области о том, что к участию в деле подлежал привлечению Росреестр, а в требовании к Управлению необходимо отказать, суд считает основанными на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О кадастровом учете" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Согласно пункту 4 данного Положения, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Как следует из пункта 1 Типового положения о территориальном органе федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 5 октября 2009 г. N 395, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки объектов недвижимости
на территории Новосибирской области.
В силу положений пунктов 7.1, 7.3 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области осуществляет: ведение государственного кадастра недвижимости; государственный кадастровый учет недвижимого имущества; представление органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации; контроль за осуществлением федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Новосибирской области полномочий по ведению государственного кадастра недвижимости, предоставлению сведений из него, по проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества; а также организует проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных ОАО "Главновосибирскстрой" требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Открытого акционерного общества "Главновосибирскстрой" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области, Правительству Новосибирской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ххх, общей площадью 53012 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - для обслуживания промплощадки, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; ориентир здание; почтовый адрес ориентира: "адрес", в размере его рыночной стоимости 20040000 (двадцать миллионов сорок тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 1 декабря 2014 года.
Решение Новосибирского областного суда от 27.11.2014 отменено, принято по делу новоек решение.
В удовлетворении заявления ОАО "Главновосибирскстрой" об установлении кадастрвоой1 стоимости
земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости в размере 20 040 000отказать
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.