Заместитель председателя Новосибирского областного суда Рытикова Т.А., рассмотрев жалобу ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района" на постановление судьи Ленинского районного суда г. Новосибирска от 03.10.2014г. и решение судьи Новосибирского областного суда от 11.11.2014г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Новосибирска от 03.10.2014г., оставленным без изменения решением судьи Новосибирского областного суда от 11.11.2014г., ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.18 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
Согласно указанным судебным актам административное правонарушение, вмененное ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района", выразилось в неисполнении им в установленный срок пункта 2 законного предписания начальника Управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области, выданного в отношении объекта культурного наследия "Жилой дом", расположенного по адресу "адрес", согласно которому оно было обязано в срок до 01.08.2014г. провести техническое обследование всех выступающих на фасадах объекта культурного наследия конструкция (балконов, карнизов и пр.) с предоставлением соответствующей документации в управление.
Заявитель с указанными выводами не согласен, просит отменить принятые судебные акты как незаконные и необоснованные, прекратить производство по делу в связи недоказанностью обстоятельств, на основе которых были приняты указанные акты, в обоснование жалобы приводя доводы, аналогичные изложенным в жалобе на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, а именно, что предписание, за невыполнение которого организация была привлечена к ответственности, было оспорено путем подачи жалобы в Арбитражный суд Новосибирской области. По данному вопросу вынесен не вступивший в законную силу на момент подачи жалобы судебный акт.
Кроме того, заявитель считает, что в силу п. 3 ст. 48 Федерального закона N73 от 25.06.2002г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" бремя содержания объекта культурного наследия, входящего в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, несут его собственники, создавшие товарищество собственников жилья, в управлении которого находится многоквартирный дом.
Договор управления МКД, заключенный между ТСЖ "Станиславского, 3" и ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района", является по своему смыслу договором технического обслуживания имущества, договором подряда, который ничтожен, поскольку противоречит ч. 9 ст. 161 ЖК РФ, согласно требованиям которой многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией. Ответственность за содержание общего имущества в доме, в силу п. 2.2 ч.2 ст. 161 ЖК РФ, несет товарищество собственников жилья. При заключении договора управления МКД с управляющей организацией товарищество осуществляет контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.18 ст. 19.5 КоАП РФ административным правонарушением признаётся невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
По делам данной категории, в силу ст. 26.1 КоАП РФ, обязательному выяснению, подлежат не только вопросы о лице, совершившем административное правонарушение, и факте неисполнения им предписания должностного лица в установленный срок, но и о законности предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор.
Согласно положениям ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002г N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
На основании пункта 3 статьи 48 Закона N73-ФЗ собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований указанного закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
Согласно пункту 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В рамках предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации постановлением от 13.08.2006 N491 утвердило Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 16 Правил N491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией- в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ.
Согласно ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
Указанная норма предоставляет товариществу собственников жилья право заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией. Товарищество осуществляет контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
В пункте 2 статьи 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (пункт 10 Правил N491).
Постановлением администрации Новосибирской области от 15.02.2010 N 46-па "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Новосибирска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон охраны" жилой "адрес" в "адрес" отнесен к объектам культурного наследия.
Как следует из материалов дела, и установили суды 01.01.2011г. между ТСЖ "Станиславского, 3" и ООО "Служба заказчика по ЖКХ Ленинского района" был заключен договор, согласно которому управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Согласно п. 3.1.4 договора управляющая организация обязана производить техническую эксплуатацию общего имущества многоквартирного дома в соответствии с действующими правилами и нормами. Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома включает в себя, в том числе, осмотры (пп. "б")
Указанный договор является действующим, в установленном законом порядке не соответствующим закону не признан.
Установлено, что 25.04.2014г. Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области, действующим на основании Постановления Правительства Новосибирской области от 25.12.2012 N 609-п "Об утверждении Положения об управлении по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области", была проведена внеплановая выездная проверка ООО "Служба заказчика по ЖКХ Ленинского района", в ходе которой установлено, что в "адрес" произошло обрушение ограждения балкона 6-го этажа, расположенного в центральной части здания над арочным проездом на главном фасаде. (л.д. 9-12)
По результатам проведенной проверки Управлением 06.05.2014г. в адрес ООО "Служба заказчика по ЖКХ Ленинского района" было выдано предписание незамедлительно ограничить доступ людей на аварийный балкон здания и в срок до 01.08.2014г. провести техническое обследование всех выступающих на фасадах объекта культурного наследия конструкций (балконов, карнизов и т.д. ), документацию представить в Управление. (л.д. 13)
Согласно ч. 1 ст. 45 Закона N73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
В силу изложенных обстоятельств, прихожу к убеждению об обоснованности сделанного судами вывода в законности выданного ООО "Служба заказчика по ЖКХ Ленинского района" предписания, поскольку общество, приняв на себя обязательства оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме, включенном в перечень объектов культурного наследия федерального значения, приняло обязанности по сохранению данного объекта (многоквартирного дома) и в силу ч. 1 ст. 45 Закона N73-ФЗ и возложенных на нее по договору обязательств обязано было по указанию контролирующего органа осуществить технический осмотр с последующим предоставлением документации в Управление.
Судебный акт о признании предписания незаконным заявителем суду не представлен. Сам по себе факт обжалования предписания не может свидетельствовать о его незаконности. Кроме того, из приложенной заявителем копии жалобы не представляется возможным установить, что она действительно была подана в суд и принята к рассмотрению в соответствии с требованиями АПК РФ.
Указанное предписание не было выполнено ООО "Служба заказчика по ЖКХ Ленинского района" в установленный срок - до 01.08.2014г., следовательно, привлечение его к административной ответственности по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ является обоснованным.
Правильность сделанных судьей выводов подтверждается совокупностью исследованных и оцененных им, в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ, доказательств.
Оснований для сомнения в правильности указанных выводов в ходе рассмотрения настоящей жалобы не установлено.
Судья областного суда, рассмотрев жалобу, пришел к правомерному заключению о законности и обоснованности постановления судьи районного суда. Данные выводы подтверждаются материалами дела.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления судьи Ленинского районного суда г. Новосибирска от 03.10.2014г. и решения судьи Новосибирского областного суда от 11.11.2014г. не усматривается, а жалоба ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района" подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление судьи Ленинского районного суда г. Новосибирска от 03.10.2014г. и решение судьи Новосибирского областного суда от 11.11.2014г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района", оставить без изменения, а жалобу ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района" - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Новосибирского областного суда Т.А. Рытикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.