Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Толстоброва А.А.
судей краевого суда Карабельского А.А.
Пичуева В.В.
при секретаре Гайгул И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 24 марта 2015 года гражданское дело по иску Военного прокурора Читинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ОАО "Славянка" МО РФ о понуждении к совершению действий,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства обороны РФ по доверенности Трофимовой А.А.
на решение Центрального районного суда г. Читы от 10 декабря 2014 года, которым постановлено: исковые требования военного прокурора Читинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ОАО "Славянка" Министерства Обороны РФ о понуждении к совершению действий удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации в вопросе ненадлежащего обслуживания и ремонта гауптвахты Читинского гарнизона, расположенной по адресу: "адрес".
Обязать Министерство обороны Российской Федерации устранить нарушения, допущенные при обслуживании и ремонте гауптвахты Читинского гарнизона, расположенной по адресу: "адрес", для чего в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу включить в План текущего ремонта на 2015 г. (согласовать и утвердить) указанные в дефектном акте от "Дата" ремонтные работы на общую сумму "данные изъяты" рубля, в соответствии с локальной сметой.
Обязать ОАО "Славянка" устранить нарушения, допущенные при обслуживании и ремонте гауптвахты Читинского гарнизона, расположенной по адресу: "адрес", для чего выполнить утвержденный Министерством обороны РФ План текущего ремонта на 2015 г., включающий ремонтные работы гауптвахты Читинского гарнизона в соответствии с дефектным актом от "Дата" и в соответствии с локальной сметой.
Заслушав доклад судьи Пичуева В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Читинского гарнизона обратился в суд с указанным иском в защиту неопределенного круга лиц, мотивируя следующим.
В октябре 2014 года военной прокуратурой Читинского гарнизона проведена проверка соблюдения должностными лицами филиала "Читинский" ОАО "Славянка" требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при содержании и эксплуатации гауптвахты Читинского гарнизона, расположенной по адресу: "адрес"
В ходе проверки установлено, что до настоящего времени на гауптвахте Читинского гарнизона не проведены ремонтные работы.
"Дата" Минобороны РФ и ОАО "Славянка" заключили Государственный контракт N (далее - Контракт) на оказание услуг по техническому обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков Минобороны РФ и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны РФ.
Согласно условий Государственного контракта ОАО "Славянка" обязано выполнить работы по текущему ремонту в соответствии с планами текущего ремонта, утвержденными Представителем государственного заказчика, дефектными актами, утвержденными Районными представителями государственного заказчика и локальными сметами, утвержденными Исполнителем и проверенными Техническим заказчиком, своими или привлеченными силами, материалами и средствами в полном объеме и в установленные сроки, сдать работы Техническому заказчику и Районному представителю государственного заказчика в состоянии, позволяющем осуществлять эксплуатацию отремонтированного объекта имущественного комплекса по назначению.
Согласно дефектному акту, составленному по результатам проверки комиссии филиала "Читинский" ОАО "Славянка" и утверждённому "Дата" военным комендантом Читинского гарнизона и директором Филиала, необходимо произвести ремонт помещений гауптвахты Читинского гарнизона расположенной по адресу: "адрес").
В соответствии с локальной сметой стоимость ремонтных работ гауптвахты Читинского гарнизона составляет "данные изъяты" рубля.
Также установлено, что по обращению ОАО "Славянка" в лице филиала "Читинский" ОАО "Славянка" окружным представителем государственного заказчика (Командующим 29 ОА) был утвержден "Заявочный план текущего ремонта на 2014 год по филиалу "Читинский" ОАО "Славянка" по вышеуказанному объекту на сумму "данные изъяты" рублей. Однако собственник -Министерство обороны РФ, не согласовал и не утвердил ремонтные работы по объекту гауптвахта Читинского гарнизона в Плане текущего ремонта на 2014 год, и, как следствие, не выделил финансирование на проведение ремонтных работ.
Учитывая изложенное, просил признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, ОАО "Славянка" и территориального филиала "Читинский" ОАО "Славянка" в вопросе ненадлежащего обслуживания и ремонта гауптвахты Читинского гарнизона, расположенной по адресу: "адрес". Обязать Министерство обороны Российской Федерации устранить нарушения, допущенные при обслуживании и ремонте гауптвахты Читинского гарнизона, расположенной по адресу: "адрес", для чего в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу включить в План текущего ремонта на 2015 г. (согласовать и утвердить) указанные в дефектном акте от "Дата" ремонтные работы на общую сумму "данные изъяты" рубля, в соответствии с локальной сметой. Обязать ОАО "Славянка" в лице филиала "Читинский" ОАО "Славянка" устранить нарушения, допущенные при обслуживании и ремонте гауптвахты Читинского гарнизона, расположенной по адресу: "адрес", для чего выполнить утвержденный Министерством обороны РФ План текущего ремонта на 2015 г., включающий ремонтные работы гауптвахты Читинского гарнизона в соответствии с дефектным актом от "Дата" и в соответствии с локальной сметой.
В ходе рассмотрения дела старший помощник прокурора Читинского гарнизона Радыгин В.Н. от исковых требований в части признания незаконным бездействия ОАО "Славянка" и территориального филиала "Читинский" ОАО "Славянка" в вопросе ненадлежащего обслуживания и ремонта гауптвахты Читинского гарнизона, расположенной по адресу: "адрес", отказался. Определением суда производство по делу в этой части прекращено.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика МО РФ Трофимова А.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об оставлении требований прокурора без удовлетворения. Указывает на нарушение норм процессуального и материального права в связи с тем, что в соответствии с п. 16.19 контракта, ст. ст. 702, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, услуги согласно установленному перечню и периодичностью работы оказывает исполнитель. Исполнителем в рамках государственного контракта N N от "Дата", является ОАО "Славянка", которое в нарушение указанных норм своевременно не проводит техническое обслуживание и ремонт здания гаупвахты Читинского гарнизона. При указанных обстоятельствах Министерство обороны является ненадлежащим ответчиком по данному спору.
В возражениях на апелляционную жалобу Военный прокурор Читинского гарнизона Рахубин В.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения помощника военного прокурора Читинского гарнизона Казейкина М.А., об оставлении жалобы без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
"Дата" между Минобороны РФ и ОАО "Славянка" заключен Государственный контракт N (далее - Контракт) на оказание услуг по техническому обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков Минобороны РФ и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны РФ.
В соответствии с условиями Государственного контракта ОАО "Славянка" обязано выполнить работы по текущему ремонту в соответствии с планами текущего ремонта, утвержденными Представителем государственного заказчика, дефектными актами, утвержденными Районными представителями государственного заказчика и локальными сметами, утвержденными Исполнителем и проверенными Техническим заказчиком, своими или привлеченными силами, материалами и средствами в полном объеме и в установленные сроки, сдать работы Техническому заказчику и Районному представителю государственного заказчика в состоянии, позволяющем осуществлять эксплуатацию отремонтированного объекта имущественного комплекса по назначению. Планирование работ по текущему ремонту производится на основании плановых и внеплановых осмотров, на основании которых выявленные неисправности вносятся в дефектные акты и направляются для утверждения Районному представителю Государственного заказчика, после чего, на основании утвержденного им дефектного акта составляется локальный сметный расчет для включения объектов в план текущего ремонта. После составления и согласования плана текущего ремонта с командующим военного округа, он направляется Представителю Государственного заказчика. Представитель Государственного заказчика формирует, подписывает и утверждает сводный план текущего ремонта на текущий год, который в последующем доводится до Исполнителя (ОАО "Славянка").
Таким образом, исполнение отраженных в плане текущего ремонта работ исполнителем (ОАО"Славянка") в соответствии с условиями и в порядке, установленном Государственным контрактом N зависит от утверждения (получении задания, финансирования) плана текущего ремонта Государственным заказчиком (Министерство обороны РФ).
В ходе рассмотрения дела было установлено, что согласно дефектному акту, составленному по результатам проверки комиссии филиала "Читинский" ОАО "Славянка" и утверждённому "Дата" военным комендантом Читинского гарнизона подполковником Ворожбит Р.Ю. и директором Филиала Гвоздевским Ю.Н. необходимо произвести ремонт помещений гауптвахты Читинского гарнизона расположенной по адресу: "адрес". В соответствии с локальной сметой стоимость ремонтных работ гауптвахты Читинского гарнизона составляет "данные изъяты" рубля. До настоящего времени ремонтные работы на гауптвахте Читинского гарнизона не проведены.
Также установлено, что по обращению ОАО "Славянка" в лице филиала Читинский" ОАО "Славянка" окружным представителем государственного заказчика ( "данные изъяты") был утверждён "Заявочный план текущего ремонта на 2014 г. по филиалу "Читинский" ОАО Славянка"" по вышеуказанному объекту на сумму "данные изъяты" рублей. Однако собственник - Министерство обороны РФ не согласовал и не утвердил ремонтные работы по объекту гауптвахта Читинского гарнизона в Плане текущего ремонта на 2014 г., и, как следствие, не выделил финансирование на проведение ремонтных работ.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о бездействии Министерства обороны РФ при содержании собственного имущества, которое создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, причинения вреда здоровью военнослужащих военной комендатуры Читинского гарнизона, а также временно задержанных военнослужащих.
Установив данные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований. Признал незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации в вопросе ненадлежащего обслуживания и ремонта гауптвахты Читинского гарнизона. Обязал данного ответчика устранить допущенные нарушения путем возложения обязанности включить в План текущего ремонта на 2015 г. (согласовать и утвердить) указанные в дефектном акте от "Дата" ремонтные работы на общую сумму "данные изъяты" рубля, в соответствии с локальной сметой. Обязал ОАО "Славянка" выполнить утвержденный Министерством обороны РФ План текущего ремонта на 2015 г., включающий ремонтные работы гауптвахты Читинского гарнизона в соответствии с дефектным актом от "Дата" и в соответствии с локальной сметой.
При таком положении решение суда об удовлетворении требований прокурора является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
В силу установленных при рассмотрения дела обстоятельств, условий Контракта, Министерство обороны Российской Федерации обязано исполнить возложенную на него судом обязанность. Неисполнение данной обязанности свидетельствует незаконном бездействии.
Таким образом, основания для отмены решения по доводам жалобы у судебной коллегии отсутствуют.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда "данные изъяты" 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.