Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Пичуева В.В.
и судей Толстоброва А.А.
Васильевой Т.И.
при секретаре Федоровой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 8 апреля 2015 года гражданское дело по иску Шилкинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения "Шилкинское", МУП "Благоустройство г. Шилка", МКП "Топснаб" об обязании организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов, заключении договора по приему, размещению и утилизации бытовых отходов,
по апелляционной жалобе представителя администрации городского поселения "Шилкинское" по доверенности Антипиной Н.В. на решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 13 ноября 2014 года, которым постановлено:
Требования Шилкинского межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Обязать МУП "Благоустройство г. Шилка" ( N.) заключить возмездный договор на оказание услуг по приему на размещение и утилизацию бытовых отходов.
Обязать администрацию городского поселения "Шилкинское" ( N г.) ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную по обеим сторонам дороги на протяжении со 124,4 километра по 125,1 километра трассы "адрес", путем организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов производства и потребления.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Пичуева В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шилкинский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя его тем, что по результатам проведенной проверки соблюдения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства были выявлены нарушения в деятельности городского поселения "Шилкинское" и МУП "Благоустройство". МУП "Благоустройство" осуществляет деятельность на территории городского поселения "Шилкинское" по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, всего за период с января по май 2014 года предприятием было собрано и вывезено 4508,2 м3 мусора, при этом, вывоз отходов осуществляется не на имеющийся полигон, расположенный в пади "Ворониха", а на прилегающую территорию, то есть вне специально предназначенного для этого места, чем нарушается природоохранное и санитарно-эпидемиологическое законодательство. В ходе обследования территории, прилегающей к полигону установлено, что на протяжении со 124,4 км. по 125,1 км. "адрес", по левой стороне дороги имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов производства и потребления, по правой стороне дороги имеет место загрязнение прилегающей территории мелкими бытовыми отходами. По мнению прокурора, создается реальная угроза причинения вреда жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Просил суд:
обязать МУП "Благоустройство "адрес"" ( N) заключить с МКП "Топснаб" ( N) возмездный договор на оказание услуг по приему на размещение и утилизацию твердых бытовых отходов, за каждую тонну отходов согласно утвержденных РСТ по Забайкальскому краю тарифов;
обязать МУП "Благоустройство г.Шилка" вывозить, до создания собственного полигона, собираемые в городском поселении твердые бытовые отходы для размещения на полигон, находящийся в ведении МКП "Топснаб", расположенный в пади "Ворониха", путем транспортирования до специально определенного МКП "Топснаб" места (площадки);
- обязать администрацию городского поселения "Шилкинское" ( N) и МУП "Благоустройство г.Шилка" ликвидировать стихийную несанкционированную свалку, расположенную по обеим сторонам дороги на протяжении со 124,4 километра по 125,1 километра "адрес", путем организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов производства и потребления, на полигон, расположенный в пади "Ворониха", находящийся в ведении МКП "Топснаб", а также оплатить услуги по приему на размещение и утилизацию указанных отходов;
- решение суда обратить к немедленному исполнению.
В ходе рассмотрения дела судом в качестве соответчика было привлечено МКП "Топснаб".
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней представитель администрации ГП "Шилкинское" Антипина Н.В. выражает несогласие с решением суда, ставит вопрос о его отмене, как незаконного. Полагает, что неправосудное решение постановлено в результате неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Судом не дана оценка причинно-следственной связи между наличием полигона для утилизации бытовых отходов и отходов производства, и складированием отходов населения и организаций на территории, не предназначенной для размещения полигона по утилизации отходов. Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ N 131 -ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" к вопросам местного знамения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Свои полномочия администрация городского поселения "Шилкинское" выполнила путём организации МУП "Благоустройство г.Шилка" уставной деятельностью которого является сбор и вывоз бытовых отходов и мусора. Доказательств со стороны истца и МКП "Топснаб" о том, что сторонние организации утилизируют мусор на полигоне не предоставлено. В ходе судебных заседаний также установлено, что территория полигона на местности не указана, обустройство полигона в соответствии с установленными законом требованиями не произведено. Население и организации не оповещены на какую территорию они должны вывозить мусор для утилизации. Исходя из материалов дела, можно сделать вывод, что само предприятие не знает в каких границах находится земельный участок, предназначенный для полигона, и все годы использовали территорию городского поселения "Шилкинское" под полигон, что нашло подтверждение в ходе рассмотрения дела. Считает, что причинителем вреда окружающей среде является МКП "Топснаб" и соответственно обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена на данное предприятие.
В возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор Новолодский С.Е. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения прокурора прокуратуры Забайкальского края Вециной Т.А. об оставлении жалобы без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что на территории муниципального района "Шилкинский район" и городского поселения "Шилкинское" в настоящее время действует единственный полигон для размещения и хранения твердых бытовых отходов, расположенный в пади "Ворониха", и находящийся в ведении МКП "Топснаб" (учредитель администрация муниципального района "Шилкинский район"), и имеющего лицензию на размещение и утилизацию отходов. Иные организаций, имеющие лицензию на размещение и утилизацию отходов отсутствуют.
В ходе обследования территории, прилегающей к полигону, установлено, что на протяжении со 124,4 км по 125,1 км трассы "адрес", по левой стороне дороги имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов производства и потребления, по правой стороне дороги имеет место загрязнение прилегающей территории мелкими бытовыми отходами.
Образование указанной свалки находится в причинной связи в том числе и с действиями МКП "Топснаб", которое не принимает должных мер по организации работы полигона, его обустройству в соответствии с установленными законом требованиями. Поскольку границы полигона никак не обозначены, вывоз мусора осуществляется предприятиями и физическими лицами не только на территорию полигона, но и на прилегающую к нему территорию.
МУП "Благоустройство" осуществляет деятельность на территории городского поселения "Шилкинское" по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, вывозка которых осуществляется на указанный выше полигон. Договор на размещение и утилизацию отходов между МУП "Благоустройство" и МКП "Топснаб" ввиду наличия разногласий по объему вывозимого мусора и его стоимости. МУП "Благоустройство" предпринимались меры к заключению договора, однако ввиду указанных разногласий положительного результата не достигнуто.
Разрешая спор в части требований прокурора о возложении обязанности на администрацию городского поселения "Шилкинское" и МУП "Благоустройство г.Шилка" ликвидировать стихийную несанкционированную свалку путем организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов производства и потребления, на полигон, расположенный в пади "Ворониха", находящийся в ведении МКП "Топснаб", а также оплатить услуги по приему на размещение и утилизацию указанных отходов суд пришел к выводу, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки путем организации сбора и вывоза с данной свалки бытовых отходов в силу требований действующего законодательства должна быть возложена только на администрацию городского поселения "Шилкинское".
Оснований для возложения указанной обязанности на МУП "Благоустройство г.Шилка" суд не нашел ввиду не установления того, что данное предприятие вывозит собранные бытовые отходы на несанкционированную свалку.
Также суд пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения обязанности на администрацию городского поселения организовать сбор и вывоз отходов с несанкционированной свалки путем вывоза отходов на полигон, находящийся в ведении МКП "Топснаб", и произведения оплаты за услуги по приему на размещение и утилизацию указанных отходов. При этом исходил из того, что возложение указанной обязанности будет нарушать право администрации городского поселения на свободу договора, диктовать ему условия договора, что в силу требований действующего законодательства является недопустимым.
Разрешая спор в части требований прокурора о возложении обязанностей на МУП "Благоустройство г.Шилка" заключить с МКП "Топснаб" возмездный договор на оказание услуг по приему на размещение и утилизацию твердых бытовых отходов, за каждую тонну отходов согласно утвержденных РСТ по Забайкальскому краю тарифов, вывозить, до создания собственного полигона, собираемые в городском поселении твердые бытовые отходы для размещения на полигон, находящийся в ведении МКП "Топснаб", расположенный в пади "Ворониха", путем транспортирования до специально определенного МКП "Топснаб" места (площадки) суд пришел к выводу, что в силу требований действующего законодательства МУП "Благоустройство г.Шилка", при осуществлении своей деятельности, обязано заключить возмездный договор на размещение и утилизацию отходов, осуществлять плату за их размещение, а также вывозить собираемые ими отходы на санкционированный полигон. В тоже время обязанность по заключению данного договора именно с МКП "Топснаб", вывозке собираемых в городском поселении твердых бытовых отходов для размещения на полигон, находящийся в ведении МКП "Топснаб", на МУП "Благоустройство г.Шилка" возложена быть не может, так как МУП "Благоустройство г. Шилка" вправе самостоятельно решить, с какой именно организацией будет заключен данный договор, при этом, исходить из приемлемых для себя условий данного договора. Возложение указанной обязанности, с учетом того, что МУП "Благоустройство г.Шилка" и МКП "Топснаб" на протяжении длительного времени не могут договориться об условиях заключения договора в части объемов и стоимости утилизированного мусора, будет являться вмешательством в свободу заключения договора.
В связи с чем суд пришел к выводу о том, что требования прокурора в указанной части подлежат частичному удовлетворению путем возложения обязанности на МУП "Благоустройство г. Шилка" заключить возмездный договор на оказание услуг по приему на размещение и утилизацию бытовых отходов без указания лица, с которым должен быть заключен данный договор.
Оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению суд не нашел ввиду отсутствия обстоятельств, дающих основания обратить решение суда к немедленному исполнению.
С указанными выводами суда, за исключением вывода о том, что на МУП "Благоустройство г. Шилка" подлежит возложению обязанность по заключению договора без указания лица, с которым должен быть заключен данный договор, судебная коллегия соглашается и считает их правильными, основанными на материалах дела и законе. Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, при рассмотрении дела тщательно и всесторонне исследованы. Добытым по делу доказательствам судом дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, оснований для их иной оценки судебная коллегия не находит.
Доводы апелляционной жалобы отмену или изменение решения суда повлечь не могут.
В соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.
Во исполнении возложенных приведенными выше нормами закона полномочий администрация городского поселения обязана ликвидировать свалку, образовавшуюся на территории поселения в связи с несанкционированным свалом мусора, независимо от обстоятельств, приведенных в апелляционной жалобе.
Образование свалки, в том числе и по причине не принятия МКП "Топснаб" должных мер по организации работы полигона, может явится основанием для принятия мер к данной организации, но не является основанием для освобождения администрация городского поселения от исполнения возложенной на нее законом обязанности.
Вместе с тем решением суда в части, которой на МУП "Благоустройство г. Шилка" возложена обязанность заключить возмездный договор на оказание услуг по приему на размещение и утилизацию бытовых отходов, судебная коллегия согласиться не может.
Решение в указанной части ввиду не указания лица, с которым подлежит заключению данный договор, условий на которых он подлежит заключению, носит неисполнимый характер.
При таком положении оснований для возложения обязанности на МУП "Благоустройство г. Шилка" заключить возмездный договор на оказание услуг по приему на размещение и утилизацию бытовых отходов у суда не имелось.
В связи с изложенным, на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 ПК РФ, судебная коллегия считает необходимым выйти за пределы апелляционной жалобы, и в интересах законности, отменить решение суда в указанной части.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 13 ноября 2014 года в части возложения обязанности на МУП "Благоустройство г. Шилка" заключить возмездный договор на оказание услуг по приему на размещение и утилизацию бытовых отходов отменить, принять в указанной части новое решение об оставлении требований в указанной части без удовлетворения.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий
"данные изъяты"
"данные изъяты" Пичуев В.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.