Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
Председательствующего Чайкиной Е.В.
и судей краевого суда Погореловой Е.А.
Ануфриевой Н.В.
при секретаре Фофоновой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 19 мая 2015 года гражданское дело по искам Григорьевой О. С. и Костенко И. В. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Нижне-Станской основной общеобразовательной школе Тунгокоченского района Забайкальского края и Администрации муниципального района "Тунгокоченский район" о взыскании недоначисленной заработной платы,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края
на решение Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 24 февраля 2015 года, которым постановлено исковые требования Григорьевой О. С. и Костенко И. В. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Нижне-Станской основной общеобразовательной школе Тунгокоченского района Забайкальского края удовлетворить.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Нижне-Станской основной общеобразовательной школы Тунгокоченского района Забайкальского края в пользу:
- Григорьевой О. С. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с "Дата" по "Дата" в
сумме "данные изъяты") рублей "данные изъяты" копейки, а также денежную компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты") рублей;
- Костенко И. В. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с "Дата" по "Дата" в сумме "данные изъяты") рублей "данные изъяты" копеек, а также денежную компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты") рублей.
Обязать Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края профинансировать денежными средствами для выплаты Григорьевой О.С. и Костенко И.В. МБОУ "Нижне-Станская ООШ", в случае их недостаточности у последнего.
Обязать МБОУ "Нижне-Станская ООШ"" в дальнейшем производить начисление и выплату заработной платы Григорьевой О.С. и Костенко И.В. при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в размере не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, с 1-го числа месяца, следующего за днем вступления решения суда в законную силу.
В исковых требованиях к Администрации муниципального района "Тунгокоченский район" отказать.
Взыскать с МБОУ "Нижне-Станская ООШ" государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме "данные изъяты") рублей.
Заслушав доклад судьи краевого суда Чайкиной Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Григорьева О.С. и Костенко И.В. обратились в суд с названными исковыми заявлениями, мотивировали их следующим. Они работают в МБОУ Нижне-Станской ООШ в должностях "данные изъяты". Считают, что работодатель недоначисляет им заработную плату, поскольку районный коэффициент и надбавка за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в МБОУ Нижне-Станской ООШ неправомерно рассчитывается от фактически начисленной заработной платы, размер которой ниже минимального размера оплаты труда. Просили суд взыскать с МБОУ Нижне-Станской ООШ недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с "Дата" по "Дата": Григорьева О.С. - "данные изъяты" рублей, Костенко И.В. - "данные изъяты" рублей, а также денежную компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей каждой, обязать работодателя начислять заработную плату без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в размере не ниже установленного минимального размера оплаты труда. В случае недостаточности денежных средств у МБОУ Нижне-Станской ООШ просили возложить обязанность по финансированию указанной выплаты на администрацию муниципального района "Тунгокоченский район".
Определением Тунгокоченского районного суда от "Дата" дела по указанным искам объединены в одно производство, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (л.д. "данные изъяты").
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Короткова Н.И. не согласна с решением суда в части возложения на них обязанности профинансировать задолженность по зарплате истцам, в данной части просит решение отменить. Ссылается на то, что в соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 30.12.2014 N 738 "Об утверждении Порядка расходования субвенций, выделяемых в 2015 году из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях" (далее - Постановление N 738) Министерство образования перечисляет деньги бюджету муниципального района, а администрация муниципального района распределяет и перечисляет данные средства между конкретными получателями в лице муниципальных образовательных учреждений. С учетом п. 6 ст. 140 Бюджетного кодекса РФ, порядка, утвержденного Постановлением N 738, Министерство не имеет возможности профинансировать выплату конкретным физическим лицам, либо конкретному муниципальному учреждению.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело без участия сторон, извещенных о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом.
В силу ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истцы Григорьева О.С. и Костенко И.В. работают в МБОУ "Нижне-Станская ООШ" "данные изъяты", их заработная плата состоит из должностного оклада, им начисляются и выплачиваются надбавки в виде доплат и иных выплат, в том числе районный коэффициент - 50% и северная надбавка-50%. При этом размер их заработной платы за "Дата" года не достигал минимального размера оплаты труда, установленного для лиц, полностью отработавших норму труда, с начислением сумм надбавок за особые условия труда.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил подлежащие применению к правоотношениям сторон нормы материального права (ст.ст.129, 133, 133.1, главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 19 июня 2000 года N82 "О минимальном размере оплаты труда"), исследованным доказательствам дал оценку, соответствующую требованиям ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ, не допустил нарушений процессуальных прав сторон, и пришел к обоснованному выводу о том, что заработная плата начислялась истцам в размере, не соответствующем нормам трудового законодательства.
Нормы трудового законодательства, такие как ст.ст.129, 133, 133.1, 135, 148 Трудового кодекса Российской Федерации допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться на размер заработной платы, составляющий не менее установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
Устанавливая систему оплаты труда, каждый работодатель должен в равной мере соблюдать как положения ч.3 ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации, гарантирующей работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 315-317 данного Кодекса, в том числе положения об оплате труда, осуществляемого в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Установлено, что работодателем не выполнены обязательства по выплате заработной платы истцам в полном объеме, поэтому имелись основания для удовлетворения требований работника.
Суждения суда в этой части подробно мотивированы и судебной коллегии не представляются ошибочными. Довод апелляционной жалобы о том, что решение подлежит отмене в части возложения обязанности на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, судебной коллегией не может быть принят, исходя из следующего.
Возлагая обязанность по финансированию расходов муниципального образовательного учреждения на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, суд первой инстанции обоснованно исходил из норм ст. 8 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в соответствии с которыми обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Суд также правильно сослался на нормы Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в силу пункта 2 статьи 26.3 которого к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопросов, в частности, обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда,, в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из приведенных норм следует, что федеральный законодатель предоставил субъектам Российской Федерации полномочия по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях.
В Забайкальском крае исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, а также распорядителем бюджета края в этой части является Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (Постановление Правительства Забайкальского края от 26.03.2014 N 123 "Об утверждении Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края").
При этом ссылка представителя ответчика на Постановление Правительства Забайкальского края от 30.12.2014 N 738 "Об утверждении Порядка расходования субвенций, выделяемых в 2015 году из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях", (фактически на Постановление Правительства Забайкальского края от 26.12.2014 N 718 "Об утверждении Порядка расходования субвенций, выделяемых в 2015 году из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях"), не может быть принята, поскольку названный нормативный акт не освобождает Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от обязанности в пределах предоставленных ему полномочий осуществлять финансирование расходов на оплату труда работников образовательных муниципальных учреждений.
Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающим внимания довод жалобы о том, что Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края не имеет возможности профинансировать выплату заработной платы конкретному муниципальному учреждению, исходя из следующего.
Действительно, в соответствии с нормами Постановления Правительства Забайкальского края от 26.12.2014 N 718 "Об утверждении Порядка расходования субвенций, выделяемых в 2015 году из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях", субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов, а не конкретным учреждениям образования (п.3) указанного постановления.
При этом контроль за целевым использованием субвенций осуществляется Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (п.12 Постановления).
С учетом названных положений законодательства, на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края должна быть возложена обязанность по финансированию денежными средствами не МБОУ "Нижне-Станская ООШ", а администрации муниципального района "Тунгокоченский район" Забайкальского края.
Таким образом, решение суда в части возложения обязанности на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края обязанности по финансированию МБОУ "Нижне-Станская ООШ" денежными средствами для выплаты Григорьевой О.С., Костенко И.В. подлежит изменению, на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края должна быть возложена обязанность профинансировать администрацию муниципального района "Тунгокоченский район" Забайкальского края денежными средствами для выплаты ответчиком МБОУ "Нижне-Станская ООШ" истцам Григорьевой О. С. - "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейки, Костенко И. В. - "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, в случае их недостаточности у МБОУ "Нижне-Станская ООШ".
Учитывая то обстоятельство, что Администрация муниципального района "Тунгокоченский район" является участником бюджетных отношений, и выделяемые из бюджета средства на содержание учебных заведений направляются в Администрацию, решение суда в части отказа в удовлетворении требований к Администрации муниципального района "Тунгокоченский район" Забайкальского края подлежит отмене.
Оснований для отмены либо изменения решения суда в остальной части по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает, в связи с чем в остальной части решение должно быть оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 24 февраля 2015 года в части отказа в исковых требованиях к администрации муниципального района "Тунгокоченский район" Забайкальского края отменить.
В части возложения обязанности на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края обязанности по финансированию МБОУ "Нижне-Станская ООШ" денежными средствами для выплаты Григорьевой О.С., Костенко И.В. изменить.
Возложить на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края обязанность профинансировать администрацию муниципального района "Тунгокоченский район" Забайкальского края денежными средствами для выплаты ответчиком МБОУ "Нижне-Станская ООШ" истцам Григорьевой О. С. - "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейки, Костенко И. В. - "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, в случае их недостаточности у МБОУ "Нижне-Станская ООШ".
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Чайкина Е.В.
Судьи: Погорелова Е.А.
Ануфриева Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.