Судебная коллегия по гражданским делам "адрес"вого суда в составе:
председательствующего Литвинцевой И.В.
судей Михеева С.Н., Ревенко Т.М.,
при секретаре Сабадашевой А.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите "Дата" гражданское дело по иску Боязитова С. М. к Федеральному государственному казённому учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, администрации городского округа ЗАТО "адрес" о признании нуждающимся в жилом помещении и понуждении к предоставлению жилого помещения
по апелляционной жалобе представителя ответчика ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ Будановой В.С.
на решение Улетовского районного суда "адрес" от "Дата", которым постановлено:
Исковые требования Боязитова С. М. к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, администрации городского округа ЗАТО "адрес" удовлетворить.
Признать Боязитова С. М., нуждающимся в жилом помещении.
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обеспечить Боязитова С. М. и членов его семьи жилым помещением в городе Читы, исходя из количества членов семьи и установленных законодательством норм.
Заслушав доклад судьи "адрес"вого суда Литвинцевой И.В., выслушав объяснения представителя ФГКУ"Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ Кудрявцева А.А., поддержавшего жалобу и просившего об отмене решения суда, истца Боязитова С.М., его представителя Травкина В.И., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с вышеназванными исковыми требованиями, ссылаясь на следующее.
Он был призван на военную службу "Дата", уволен с зачислением в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе и исключен из списков личного состава части "Дата". Выслуга лет у него составляет 20 календарных лет. Он является ветераном военной службы. В состав его семьи входит жена Боязитова Г.В ... На основании ордера ему и его семье была предоставлена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес", являющаяся служебным жилым помещением Министерства обороны Российской Федерации. После увольнения с военной службы с 1998 года жилые помещения по линии МО РФ ему не предоставлялись. Он встал на учет в администрацию ЗАТО "адрес", как желающий отселиться из ЗАТО. Согласно постановлению администрации городского округа ЗАТО "адрес" от "Дата" N он был исключен из списка указанных граждан. На его заявление в 4 отдел ФГКУ "Востокрегионжилье" в "адрес" с просьбой переоформить договор найма служебного жилого помещения на договор социального найма он получил отказ. Он обратился с консультацией в 4 отдел ФГКУ "Востокрегионжилье" в "адрес", где ему сообщили, что жилье не положено. Считает, что указанными действиями нарушены его конституционные и жилищные права. Просил признать его нуждающимся в жилом помещении и поставить на соответствующий учёт; обязать Федеральное государственное казённое учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обеспечить Боязитова С.М. и его жену жилым помещением в городе Чите по договору социального найма, исходя из количества членов семьи и установленных законодательством норм предоставления жилья.
В судебном заседании истец Боязитов С.М. исковые требования уточнил, просил признать его нуждающимся в жилом помещении, обязать Федеральное государственное казённое учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обеспечить Боязитова СМ. и его жену жилым помещением в городе Чита по договору социального найма, от требования поставить на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении отказался.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ Буданова В.С. просит решение суда отменить. Как установлено судом, истец не заявлял свои права на жилищное обеспечение по линии Министерства обороны Российской Федерации и не состоял на учёте с момента увольнения. Он состоял на учёте для получения социальной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании". Указывает на то, что истец не лишён права на получение социальной выплаты и может быть восстановлен в едином списке граждан на получение социальной выплаты, что не отрицалось ответчиком администрацией городского округа ЗАТО "адрес". Учитывая особый статус муниципального образования, у суда отсутствовали правовые основания для признания Боязитова С.М. нуждающимся в жилом помещении, а при соблюдении установленного порядка истец обеспечивался социальной выплатой в форме государственной жилищного сертификата через органы местного самоуправления. Кроме того, с момента увольнения с 1998 года, истец не принимал мер по решению жилищного вопроса и жилищному обеспечению, что указывает на пропуск срока исковой давности. На основании изложенного считает, что решение суда является незаконным, необоснованным и противоречащим нормам материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Боязитов С.М. просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представитель администрации ЗАТО "Горный" не явился, о времени рассмотрения дела извещен (л.д.111), просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации ЗАТО.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции было установлено, что Боязитов С.М. с "Дата" по "Дата" проходил военную службу, исключен из списков личного состава войсковой части N, выслуга лет у истца составляет более 20 лет, что не оспаривалось ответчиками.
В настоящее время истец Боязитов С.М. проживает в "адрес" в "адрес", которая, по пояснениям истца, является служебной.
В исковом заявлении Боязитова С.М. указано, что он об обеспечении его жилым помещением за счет средств федерального бюджета при увольнении не заявил, встал на учет в 2001 г. граждан, желающих отселиться из ЗАТО в администрации "адрес".
Решением комиссии по отселению администрации городского округа ЗАТО "адрес" от "Дата" Боязитов С.М. исключен из списка, так как отсутствуют документы, подтверждающие право на получение компенсации (л.д. 57,58).
С письменным заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении в уполномоченный Министерством обороны РФ орган в лице ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" (далее - ФГКУ "Востокрегионжилье"), истец не обращался, сослался на то, что получил устный отказ в признании нуждающимся в целях предоставления жилого помещения по избранному месту жительства.
Полагая, что при наличии стажа военной службы более 20 лет, отсутствии жилого помещения по договору социального найма, истец вправе требовать предоставления жилого помещения за счет средств федерального бюджета по избранному месту жительства после увольнения со службы, так как приобрел данное право одним фактом прохождения службы.
Удовлетворяя исковые требования Боязитова С.М. о признании за ним права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета и предоставлении жилого помещения за счет средств федерального бюджета по избранному месту жительств на состав семьи из двух человек, суд первой инстанции исходил из того, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением в одной из форм, предусмотренных положениями Федерального закона от "Дата" N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", по своему выбору. Это право военнослужащим гарантировано статьей 40 Конституции Российской Федерации.
С этими выводами суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается, поскольку они противоречат положениям норм материального права, подлежащим применению при разрешении данного спора.
Согласно части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 15 названного Федерального закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 настоящего Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом), жилыми помещениями:
1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;
2) предоставление жилого помещения по договору социального найма;
3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления гражданам, уволенным с военной службы, и приравненным к ним лицам жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения субсидии на территории "адрес" разработан и утвержден Постановлением Правительства Забайкальского края N301 от 18 августа 2011 года.
Согласно подпункту 1 п.2 названного выше Порядка к гражданам, уволенным с военной службы, и приравненным к ним лицам (далее - граждане) относятся следующие категории лиц - установленные пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих").
Пунктом 2.1. Закона N76-ФЗ право на получение жилого помещения, как указывалось выше, напрямую связано с постановкой на учет нуждающихся в жилом помещении в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года.
При этом в силу п.3 Порядка уполномоченным органом по предоставлению гражданам жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма либо предоставлению им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории "адрес" является Министерство территориального развития "адрес".
Из материалов дела следует, что на момент увольнения со службы в 1998 году Боязитов С.М. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял, к уполномоченному органу с заявлением с приложением всех доказательств, обосновывающих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма по избранному месту жительства не обращался, однако, в нарушение приведенных норм закона и нормативных актов, изданных в его исполнение, суд первой инстанции признал за истцом право на получение жилого помещения и возложил обязанность по его предоставлению на орган, не обладающий такими полномочиями в отношении уволенных военнослужащих.
Ввиду того, что положениями действующего законодательства, регулирующего порядок предоставления гражданам, уволенным с военной службы, в том числе на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, предусмотрено такое обязательное условие как необходимость постановки этих граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, как постановленное в связи с неправильным применением норм материального права.
Доводы истца о том, что постановкой на учет в закрытом административно-территориальном образовании в 2001 году подтверждается факт нахождения на учете в органах местного самоуправления, являются несостоятельными.
Боязитов С.М. встал на учет лиц, переезжающих из ЗАТО на новое место жительства, что не тождественно понятию постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N23 от 11 января 2001 г. "Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсации" им регулируются вопросы переселения граждан из закрытого административно-территориального образования на новое место жительства и обеспечение их жильем, которые осуществляются органом местного самоуправления этого административно-территориального образования за счет предусматриваемых на эти цели средств федерального бюджета, бюджета указанного административно-территориального образования, средств организации (объекта) и федерального органа исполнительной власти.
Решения о постановке на учет граждан, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования, и обеспечении их жильем принимаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и оформляются соответствующим актом комиссии, состав которой утверждается руководителем органа местного самоуправления закрытого административно-территориального образования.
До 1 марта 2005 года действовал Жилищный кодекс РСФСР, положениями статей 29, 30 и 31 которого установлены основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также органы, ведающие вопросами постановки на учет, и порядок принятия граждан на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Действия истца по оформлению документов для включения в список желающих получить компенсацию за отселение из ЗАТО, не могут быть отнесены к действиям по принятию на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Кроме того, в 2009 году Боязитов С.М. был исключен из указанного списка.
С учетом приведенных выше доводов судебная коллегия находит, что решение суда постановлено в нарушение норм материального права, подлежащих применению к указанным правоотношениям, поэтому подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ в полном объеме.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Улетовского районного суда "адрес" от "Дата" в части удовлетворения иска отменить. В удовлетворении иска Боязитову С. М. к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ об обеспечении жилым помещением отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.