Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Толстоброва А.А.
и судей краевого суда Ходюкова Д.С., Карабельского А.А.
при секретаре Гайгул И.А.
с участием военного прокурора Казейкина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чита "Дата" гражданское дело по иску военного прокурора Кяхтинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" понуждении к действиям,
по апелляционной жалобе представителя ответчика
на решение Центрального районного суда г. Читы от "Дата", которым постановлено:
Требования военного прокурора Кяхтинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Филиалу "Забайкальский" ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" о понуждении к действиям удовлетворить.
Обязать ОАО "РЭУ" в лице филиала "Забайкальский" обеспечить эксплуатацию приборов учета тепловой энергии в соответсвии с технической документацией, в том числе обеспечить эксплуатацию прибора учета тепловой энергии ТЭМ 104 N 1543097, установленного на тепловых сетях "адрес", в соответствии с "Теплосчетчиком ТЭМ 104, Руководство по эксплуатации АРВС 746967.039.000 РЭ" производить обслуживание и проверку.
Взыскать с ОАО "РЭУ" государственную пошлину в размере "данные изъяты" рублей в доход городского округа "Город Чита".
Заслушав доклад судьи краевого суда Ходюкова Д.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Кяхтинского гарнизона обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на следующие обстоятельства. Военной прокуратурой Кяхтинского гарнизона на основании обращений Батомункуевой С.В. и Шиверской А.Г. была проведена проверка филиала "Забайкальский" ОАО "Ремонтно-эксплуатационного управления" по соблюдению жилищного законодательства РФ. По результатам проверки были выявлены следующие нарушения.
Согласно государственному контракту от "Дата" года, заключенному между Министерством обороны РФ и ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" на оказание услуг, последний осуществляет услуги по поставке тепловой энергии для нужд Министерства обороны РФ и подведомственных организаций. Однако в нарушение ст. 309 ГК РФ, а также указанному выше Государственному контракту эксплуатация коллективных приборов учета тепловой энергии, в частности, установленного на тепловых сетях, присоединенных к многоквартирному дому, расположенному по адресу "адрес", не осуществляется.
Таким образом, ненадлежащее исполнение ОАО "РЭО" своих договорных обязанностей по эксплуатации общедомовых приборов учета тепловой энергии, установленных на тепловых сетях, присоединенных к жилым домам, расположенным в г. Кяхте, влечет нарушение жилищных прав неопределенного круга лиц, проживающих в жилых домах фонда Министерства обороны РФ.
На основании изложенного прокурор с учетом уточнения исковых требований просил суд обязать филиал "Забайкальский" ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" обеспечить эксплуатацию приборов учета тепловой энергии в соответствии с технической документацией, в том числе обеспечить эксплуатацию прибора учета тепловой энергии ТЭМ 104 N 1543097, установленного на тепловых сетях "адрес", в соответствии с "Теплосчетчиком ТЭМ 104, Руководство по эксплуатации АРВС 746967.039.000 РЭ", и в соответствии с п. п. 9, 12 "Теплосчетчик ТЭМ 104, Руководство по эксплуатации АРВС 746967.039.000 РЭ" производить обслуживание и проверку.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" Степанов В.С. просит решение суда отменить, ссылается, что общедомовой прибор учёта тепловой энергии должен устанавливать ТСЖ "Звездочка", такими образом возложения данных обязанностей на ответчика - ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" незаконно. В настоящее время требования прокурора исполнены.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав, представителя ОАО "РЭУ" "Забайкальский" Копп К.Г. поддержавшую доводы жалобы, прокурора Казейкина М.А., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что военный прокурор Кяхтинского гарнизона обратился в суд с исковым заявлением о возложении обязанности на ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" как на ресурсоснабжающую организацию обеспечить эксплуатацию приборов учета тепловой энергии в соответствии с технической документацией, том числе обеспечить эксплуатацию прибора учета тепловой энергии ТЭМ 104 N 1543097, установленного на тепловых сетях "адрес", в соответствии с "Теплосчетчиком ТЭМ 104, Руководство по эксплуатации АРВС 746967.039.000 РЭ" и в соответствии с п.п. 9,12 "Теплосчетчик ТЭМ 104, Руководство по эксплуатации АРВС 746967.039.000 РЭ" производить обслуживание и проверку.
Согласно государственному контракту N 3-ТХ от "Дата" исполнитель ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" обязано обеспечивать надежность теплоснабжения и безопасную эксплуатацию находящихся в его ведении установок, сетей и оборудования системы теплоснабжения в соответствии с требованиями Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации (пункт 3.1.1).
Из пояснений представителя ОАО "РЭО" установлено, что по адресу "адрес" принадлежит Министерству обороны РФ.
Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 197-ФЗ).
Согласно п. 81 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
В соответствии с пунктом 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
Согласно п. 3 "Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов", утвержденного Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов", договор, регулирующий условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии) является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - исполнитель), и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственником (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) (далее - заказчик) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, в том числе временного объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и имеющего непосредственное присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения исполнителя (далее - объект заказчика), в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Порядком.
Таким образом, с учетом вышеуказанных положений законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, возложена на энергоснабжающую организацию, которая осуществляет снабжение и передачу используемых энергетических ресурсов.
Мотивы, по которым суд пришел к изложенным в решении выводам, подробно изложены в мотивировочной части судебного постановления, оснований считать их неправильными, судебная коллегия не находит.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность эксплуатации прибора учета законом возложена на управляющую компанию - ТСЖ "Звездочка" основаны на неправильном толковании норм материального права, были предметом исследования в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, с которой судебная коллегия согласна, в связи с чем, указанные доводы являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Более того, выводы суда о том, что обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, возложена на энергоснабжающую организацию, не противоречат доводам апелляционной жалобы о том, что в силу ст. 210, ч. 1 ст. 543 ГК РФ собственники жилых помещений обеспечивают надлежащее техническое состояние оборудования энергетических сетей. Как следует из пояснений представителя ОАО "РЭО" собственником дома является Министерство обороны РФ, в свою очередь Министерство поручили именно ответчику в соответствии с государственным контрактом поставлять ресурсы и содержать имущество обеспечивающее поставку теплоресурсов.
Доводы жалобы о добровольном исполнении решения суда не могут являться основанием для отмены судебного акта, а могут быть учтены при его исполнении.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы значимые по делу обстоятельства, установленные на основании оценки представленных сторонами доказательств, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Читы от "Дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" Степанова В.С. - без удовлетворения.
Председательствующий: А.А. Толстобров
Судьи: А.А. Карабельский
Д.С. Ходюков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.