Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре Д.В. Залялтдиновой,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Л.И. Сабирзановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества " "данные изъяты"" об оспаривании отдельных положений постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 12 декабря 2014 года N 5-41/тэ "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО " "данные изъяты"" потребителям, другим теплоснабжающим организациям, на 2015 год",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 12 декабря 2014 года N 5-41/тэ "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО " "данные изъяты"" потребителям, другим теплоснабжающим организациям, на 2015 год" установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую указанной теплоснабжающей организацией потребителям, с календарной разбивкой согласно приложению к этому постановлению.
Данное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 17 декабря 2014 года за N 2566, опубликовано на официальном сайте правовой информации Министерства юстиции Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 18 декабря 2014 года, а также в печатном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 3 апреля 2015 года, N 25, ст. 0879.
В приложении к постановлению Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 12 декабря 2014 года N 5-41/тэ в городе "данные изъяты" Республики Татарстан для потребителей открытого акционерного общества (далее - ОАО) " "данные изъяты"", подключенных к сетям общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) " "данные изъяты"", в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения приведены:
показатели одноставочного тарифа на тепловую энергию (вода) без налога на добавленную стоимость в период с "дата" по "дата" в размере "данные изъяты" рублей за Гкал, в период с "дата" по "дата" - в размере "данные изъяты" рублей за Гкал;
показатели одноставочного тарифа на тепловую энергию (отборный пар давлением от 7,0 до 13,0 кг/см?) без налога на добавленную стоимость в период с "дата" по "дата" в размере "данные изъяты" рублей за Гкал, в период с "дата" по "дата" - в размере "данные изъяты" рублей за Гкал (пункт 1.3.1).
ОАО " "данные изъяты"" обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействующим приведенного нормативного правового акта в части установления для ОАО "данные изъяты"" тарифов на тепловую энергию, поставляемую указанной теплоснабжающей организацией потребителям, подключенным к сетям ООО " "данные изъяты"".
По мнению заявителя, оспариваемое постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам противоречит Федеральному закону от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановлению Правительства Российской Федерации N 1075 от 22 октября 2012 года "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", Приказу Федеральной службы по тарифам N 227-э/3 от 11 октября 2014 года "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год". Полагает, что при определении для потребителей ОАО " "данные изъяты"" на 2015 год размера тарифа на тепловую энергию, поставляемую указанной теплоснабжающей организацией потребителям, подключенным к сетям ООО " "данные изъяты"", Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам превышена установленная Федеральной службой по тарифам величина роста тарифов на теплоноситель в 2015 году 13,6%. Увеличение установленного тарифа во втором полугодии 2015 года произошло по разным подсчетам от 31% до 56% на воду и на 35% на пар.
Кроме того, заявитель полагает, что данный тариф не является экономически обоснованным, поскольку установленный для источника - филиал ОАО " "данные изъяты"" - "данные изъяты" ТЭЦ тариф на выработку тепловой энергии (вода) составляет в первом полугодии - "данные изъяты" рублей, во втором полугодии - "данные изъяты" рублей. Тариф на передачу тепловой энергии для теплосетевой организации ООО " "данные изъяты"" был установлен на первое полугодие в размере "данные изъяты" рублей, на второе полугодие - "данные изъяты" рублей. Поэтому размер тарифа на тепловую энергию на второе полугодие должен составлять "данные изъяты" рублей ( "данные изъяты").
В судебном заседании представители ОАО " "данные изъяты"" - Е.Н. "данные изъяты", Е.А. "данные изъяты", А.В. "данные изъяты" заявленные требования поддержали.
Представители Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам - А.Л. "данные изъяты", Э.Д. "данные изъяты", Т.Н. "данные изъяты", А.И. "данные изъяты", ОАО " "данные изъяты"" - Р.Ф. "данные изъяты", Исполнительного комитета муниципального образования "адрес" Республики Татарстан - А.Р. "данные изъяты" заявленным требованиям возражали.
ООО " "данные изъяты"" надлежащим образом и своевременно уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заедание его представитель не явился. Сведений об уважительности причин неявки не имеется. Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителей заявителя, представителей органа, принявшего оспариваемый нормативный акт, представителей заинтересованных лиц, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает, что заявленные ОАО " "данные изъяты"" требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций устанавливает Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
На основании пункта 4 части 1 статьи 8 Федерального закона "О теплоснабжении" государственному регулированию подлежат в сфере теплоснабжения тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.
Пунктом 1 части 3 статьи 7 Федерального закона "О теплоснабжении" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения отнесено установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.
Полномочия по установлению тарифов в сфере теплоснабжения органом исполнительной власти Республики Татарстан - Кабинетом Министров Республики Татарстан предоставлены Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам - органу исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченному в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, что закреплено в пункте 4.1.7 Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 468 от 15 июня 2010 г.
Таким образом, оспариваемое постановление принято Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1075 от 22 октября 2012 года утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которыми определены основные принципы и методы определения тарифов на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении", а также порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
В силу абзаца третьего подпункта "б" пункта 4 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения к регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям теплоснабжающими организациями в соответствии с установленными предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями указанных тарифов.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона "О теплоснабжении" предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в среднем по субъекту Российской Федерации. Указанные предельные уровни устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации, и могут быть установлены с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.
Предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются и применяются до 1 января 2016 года.
На основании пункта 8 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Указанные предельные уровни сроком действия один финансовый год устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям и могут быть установлены с разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.
В пункте 15 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения определено, что срок действия регулируемых цен (тарифов) не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Тарифы на тепловую энергию (мощность), устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов в первом полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.
Приказом Федеральной службы по тарифам N 227-э/3 от 11 октября 2014 года "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год" установлены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям по Республике Татарстан, с 1 января 2015 года по 30 июня 2015 года в размере 100 %, с 1 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года - 113,6%.
Средний по Республике Татарстан тариф рассчитывается органом регулирования следующим образом.
Сначала определяется необходимая валовая выручка первого полугодия каждой регулируемой организации исходя из произведения тарифа первого полугодия соответствующей организации и объема отпуска тепловой энергии первого полугодия соответствующей организации. Затем исходя из суммы необходимых валовых выручек первого полугодия всех организаций республики определяется совокупная необходимая валовая выручка первого полугодия по Республике Татарстан. После этого необходимая валовая выручка второго полугодия каждой регулируемой организации определяется исходя из годовой необходимой валовой выручки соответствующей организации, определенной Госкомитетом Республики Татарстан по тарифам с учетом оптимизации затрат организации, за вычетом необходимой валовой выручки первого полугодия соответствующей организации. Исходя из суммы необходимых валовых выручек второго полугодия всех организаций республики определяется совокупная необходимая валовая выручка второго полугодия по Республике Татарстан. Средний тариф по Республике Татарстан на второе полугодие определяется исходя из совокупной необходимой валовой выручки второго полугодия по республике поделенной на совокупный объем отпуска тепловой энергии второго полугодия по всем регулируемым организациям.
По расчетам, проведенным по указанной методике, средний тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям по Республике Татарстан на второе полугодие 2014 года, составил "данные изъяты" рублей за Гкал, на первое полугодие 2015 года - "данные изъяты" рублей за Гкал, на второе полугодие 2015 года - "данные изъяты" рублей за Гкал, то есть с ростом по отношению ко второму полугодию 2014 года на 107,7%, а по отношению к первому полугодию 2015 года на 108%.
Следовательно, тарифы на тепловую энергию, поставляемую ОАО " "данные изъяты"" потребителям, подключенным к сетям ООО " "данные изъяты"", установленные Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам, не превышают установленных предельных индексов максимально возможного изменения действующих тарифов.
Обращаясь к доводам ОАО " "данные изъяты"" об экономической необоснованности установленного тарифа ввиду превышения размера тарифа сумме тарифа на выработку тепловой энергии и тарифа на передачу тепловой энергии, а также незаконной разнице тарифов на тепловую энергию, установленных для двух систем теплоснабжения ОАО " "данные изъяты"" в "адрес" Республики Татарстан, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона "О теплоснабжении" одним из принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
В соответствии с пунктом 93 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, рассчитываются как сумма следующих составляющих:
а) средневзвешенная стоимость производимой и (или) приобретаемой единицы тепловой энергии (мощности);
б) средневзвешенная стоимость оказываемых и (или) приобретаемых услуг по передаче единицы тепловой энергии.
Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам определена необходимая валовая выручка на производство тепловой энергии, поставляемой потребителям, подключенным к сетям ООО " "данные изъяты"", на 2015 год, как произведение установленных тарифов на производство тепловой энергии "данные изъяты" ТЭЦ и объемов отпуска тепловой энергии в сети ООО " "данные изъяты"", в размере "данные изъяты" рублей.
Постановлением Госкомитета Республики Татарстан по тарифам от 10 декабря 2014 года N 5-34/тэ установлены тарифы на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии ОАО " "данные изъяты"" с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии "данные изъяты" мегаватт и более, на коллекторах источников тепловой энергиии на 2015 год, в том числе источником - филиалом ОАО " "данные изъяты"" - "данные изъяты" ТЭЦ. При этом в первом полугодии 2015 года тарифы были определены исходя из условий непревышения их размера действующим тарифам на "дата", во втором полугодии - со снижением на 20,2% (вода), 25,7% (отборный пар давлением от 7,0 до 13,0 кг/см?).
При расчете тарифа на производство тепловой энергии органом регулирования учтен установленный для "данные изъяты" ТЭЦ годовой отпуск тепловой энергии на 2015 год в объеме "данные изъяты" Гкал. Годовой же отпуск тепловой энергии "данные изъяты" ТЭЦ на 2015 год утвержден Федеральной службой по тарифам со снижением по отношению к 2014 году на 8,5%.
Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам прогнозные объемы отпуска тепловой энергии от "данные изъяты" ТЭЦ в сети ОАО " "данные изъяты"" (в воде и паре) на 2015 года определены на основании прогнозного баланса на 2015 год предоставленного ОАО " "данные изъяты"", который в свою очередь основан на прогнозном балансе ООО " "данные изъяты"". Размеры полезного отпуска тепловой энергии снижены по сравнению с 2014 годом на 23,5%. При этом указанные объемы приняты органом регулирования после анализа в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.
Затраты на содержание тепловых сетей ООО " "данные изъяты"" определены Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам исходя из затрат на содержание тепловых сетей, учтенных в составе необходимой валовой выручки ООО " "данные изъяты"" при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии для указанной организации постановлением от 12 декабря 2014 года N 5-44/тэ. Размер этого тарифа был установлен для ООО " "данные изъяты"" на 2015 год с незначительным ростом во втором полугодии на 100,2%.
Расходы на сбыт ОАО " "данные изъяты"" в рамках предложения об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям, подключенным к сетям ООО " "данные изъяты"", на 2015 год не заявлены. В связи с этим, затраты на сбыт при установлении тарифов для указанных потребителей не учтены.
Тарифы на тепловую энергию, поставляемую ОАО " "данные изъяты"" потребителям, подключенным к сетям ООО " "данные изъяты"", определены путем деления суммы стоимости производства тепловой энергии "данные изъяты" ТЭЦ в доле тепловой энергии, отпускаемой в сети ООО " "данные изъяты"", и стоимости услуг по передаче тепловой энергии, оказываемых ООО " "данные изъяты"", на величину планового полезного отпуска тепловой энергии потребителям, подключенным к сетям ООО " "данные изъяты"".
Таким образом, расчет тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО " "данные изъяты"" потребителям, подключенным к сетям ООО " "данные изъяты"", на 2015 год произведен на основании тарифов, установленных постановлениями Госкомитета Республики Татарстан по тарифам от 10 декабря 2014 года N 5-34/тэ "Об установлении тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии ОАО " "данные изъяты"" с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии "данные изъяты" мегаватт и более, на коллекторах источников тепловой энергии на 2015 год", от 12 декабря 2014 года N 5-44/тэ "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые теплосетевыми организациями, на 2015 год".
Использованный же заявителем способ расчета данных тарифов путем простого арифметического сложения размера тарифа на выработку с тарифом на транспортировку не соответствует положениям вышеприведенных нормативных актов в области тарифного регулирования.
На основании части 3 статьи 11 Федерального закона "О теплоснабжении" тарифы на тепловую энергию (мощность), тариф на теплоноситель, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут быть дифференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 94 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения единая теплоснабжающая организация поставляет тепловую энергию (мощность) по единому тарифу всем потребителям, находящимся в зоне ее деятельности и относящимся к одной категории (группе) потребителей.
Пунктом 23 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения установлено, что тарифы в сфере теплоснабжения, устанавливаемые органами регулирования (на тепловую энергию, реализуемую с коллекторов источника тепловой энергии, - по каждому источнику тепловой энергии), могут быть дифференцированы в соответствии с методическими указаниями, в том числе, по системам теплоснабжения.
ОАО " "данные изъяты"" является теплоснабжающей организацией г. "данные изъяты" Республики Татарстан, а также теплосетевой организацией для большей части населения данного города. В его промышленной части теплосетевой организацией является ООО " "данные изъяты"".
К системе теплоснабжения ООО " "данные изъяты"" подключены исключительно промышленные предприятия, в том числе, предприятия ОАО " "данные изъяты"". Данная сеть существенно отличается от сети ОАО " "данные изъяты"" по температурным графикам, значениям пиковой и тепловой нагрузки, показателям давления. Данные обстоятельства не отрицаются заявителем.
Поэтому, поскольку потребители тепловой энергии г. "данные изъяты" Республики Татарстан в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации подключены к разным системам теплоснабжения: "промышленной" - сети ООО " "данные изъяты"" и "городской" - сети ОАО " "данные изъяты"", оспариваемым постановлением тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ОАО " "данные изъяты"", были обоснованно дифференцированы органом регулирования по названным системам теплоснабжения. Следовательно, доводы заявителя о незаконности решения органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, являются несостоятельными.
Согласно части первой статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-196, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества " "данные изъяты"" об оспаривании отдельных положений постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 12 декабря 2014 года N 5-41/тэ "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО " "данные изъяты"" потребителям, другим теплоснабжающим организациям, на 2015 год" отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.