Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Л.И. Сибгатуллиной,
судей Р.Р. Хасаншина, И.З. Рашитова,
при секретаре Д.Б. Галеевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Хасаншина гражданское дело по апелляционной жалобе Ф.Т. Фазылова на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 31 марта 2015 года, которым постановлено:
в иске Ф.Т. Фазылова к ООО "Газпром Трансгаз Казань" о возмещении ущерба отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда, заслушав возражения представителя ООО "Газпром трансгаз Казань" А.Ш. Хусаинова против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ф.Т. Фазылов обратился в суд с иском к ООО "Газпром трансгаз Казань" о возмещении ущерба.
В обоснование указал, что истец является собственником гаража, расположенного по адресу: "адрес", который, согласно письму ООО "Газпром Трансгаз Казань" N 251-13/793 от 20 мая 2013 года, построен на подземном газопроводе-вводе низкого давления, что является нарушением "Правил охраны газораспределительных сетей". Собственнику гаража в срок до 25 июня 2013 года было предписано обеспечить охранную зону подземного газопровода - 2 п.м между газопроводом и фундаментом пристроя. В этой связи истец произвел демонтаж и на другом участке построил новый гараж. Согласно независимой оценке, проведенной ООО "Эксперт-Сервис" рыночная стоимость демонтированного гаража по состоянию на 3 февраля 2015 года составила 52 000 рублей.
В связи с чем, истец Ф.Т. Фазылов просил суд взыскать с ответчика в счет возмещения ущерба 52 000 рублей, расходы по оплате услуг оценщика 500 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей, в возврат госпошлину в размере 1 760 рублей.
Представитель ответчика А.Ш. Хусаинов иск не признал и пояснил, что обязанности по сносу гаража на истца не были возложены, охранная зона могла быть обеспечена иным путем. Кроме того, фундамент гаража истца был расположен в охранной зоне на расстоянии 0,15 м, т.е. не выдержано расстояние 2 м от оси подземного газопровода.
Суд вынес решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Ф.Т. Фазыловым ставится вопрос об отмене состоявшегося судебного акта, и вынесении по делу нового решения об удовлетворении иска. В обоснование поставленного вопроса указывается, что демонтированный им гараж был построен в 1970 году, тогда как газопровод проведен в 1976 году. Вместе с тем отмечает, что доводы ответчика о нахождении фундамента гаража, принадлежащего истцу, в охранной зоне, а также выводы суда об отсутствии возложения на истца обязанности по сносу спорного объекта и возможности обеспечения охранной зоны иным путем голословны. Фактическое расположение гаража не нарушало Правила охраны газораспределительных сетей.
Ф.Т. Фазылов и его представитель в суд апелляционной инстанции не явились, в письменном извещении просили рассмотреть дело в их отсутствие, апелляционную жалобу поддержали.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Газпром трансгаз Казань" А.Ш. Хусаинов просил апелляционную жалобу отклонить, решение суда - оставить без изменения.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав представителя ООО "Газпром трансгаз Казань", суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
В силу абзацев 3 и 4 ст. 32 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" органы исполнительной власти и должностные лица, граждане, виновные в нарушении правил охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, строительстве зданий, строений и сооружений без соблюдения безопасных расстояний до объектов систем газоснабжения или в их умышленном блокировании либо повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действиях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
Согласно пунктам 5, 7 и 14 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878, в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Для газораспределительных сетей устанавливаются следующие охранные зоны:а) вдоль трасс наружных газопроводов - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода;
б) вдоль трасс подземных газопроводов из полиэтиленовых труб при использовании медного провода для обозначения трассы газопровода - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 3 метров от газопровода со стороны провода и 2 метров - с противоположной стороны.
На земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в пункте 2 настоящих Правил:
а) строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Как видно из материалов дела, истец является собственником гаража по адресу "адрес".
Согласно уведомлению ООО "Газпром Трансгаз Казань" N 251-13/793 от 20 мая 2013 года, гараж истца построен на подземном газопроводе-вводе низкого давления, что является нарушением "Правил охраны газораспределительных сетей", истцу рекомендовано в срок до 25 июня 2013 года обеспечить охранную зону подземного газопровода - 2 п.м между газопроводом и фундаментом пристроя.
Из акта технического обследования подземного газопровода от 13 августа 2014 года следует, что при обследовании газопровода низкого давления ф-57 к жилому дому N 23 по ул. Энтузиастов г. Альметьевска было выявлено, что газопровод низкого давления ф-57 проходит от фундамента старого гаража на расстоянии 0,15 м.
Согласно письму ООО "Газпром Трансгаз Казань" N 251-13/1006 от 20 августа 2014 года, в результате произведенного комиссионного выезда на место было выявлено нахождение фундамента гаража истца в охранной зоне подземного газопровода низкого давления ф 57 на расстоянии 0,15 м, что является нарушением пунктов 6, 7, 14 "Правил охраны газораспределительных сетей". При строительстве гаража были нарушены "Правила охраны газораспределительных сетей" и требования СП 42-101-2003 приложение В таблица В1, а именно не выдержано расстояние 2 м от оси подземного газопровода низкого давления ф-57 до фундамента гаража.
Заявляя требования по настоящему делу истец указал, что ущерб в связи с демонтажом и возведением нового гаража причинен вследствие незаконных действий ЭПУ "Альметьевскгаз".
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств, подтверждающих причинение ущерба истцу действиями ответчика.
Принятое судом первой инстанции решение судебная коллегия считает законным и обоснованным, поскольку в силу положений действующего гражданского законодательства, возложение на ответчика обязанности по возмещению вреда предполагает наличие его вины в причинении этого вреда. Однако доказательств, подтверждающих наличие вины ответчика в сносе истцом гаража или возложении им такой обязанности на собственника гаража, материалы дела не содержат и суду апелляционной инстанции не представлено.
Вместе с тем и в подтверждение доводов апелляционной жалобы о строительстве газопровода более поздним периодом, чем возведение гаража, документальных доказательств истцом не представлено. Показания свидетелей, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, надлежащим доказательством, с учетом требований относимости и допустимости, в рассматриваемом случае не являются и отмену обжалуемого решения не влекут.
Материалами дела выявлено нахождение фундамента гаража истца в охранной зоне подземного газопровода низкого давления ф 57 на расстоянии 0,15 м, соответственно оснований полагать о наличии вины со стороны ответчика не имеется. Данные обстоятельства истцом надлежащим образом не опровергнуты.
При таких данных, решение следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены правильно и в необходимом объёме, к возникшим правоотношениям правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено.
Выводы судом сделаны с учетом всех обстоятельств дела, на основании представленных сторонами доказательств, которым по делу дана надлежащая оценка.
Оснований для отмены решения, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 199, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 31 марта 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Ф.Т. Фазылова - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.