Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Гаязова Р.Г., Сайдашевой Э.Р.,
при секретаре судебного заседания Гиниатуллине Э.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Сайдашевой Э.Р. дело по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний России на решение Советского районного суда города Казани от 6 апреля 2015 года, которым постановлено:
заявление удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Федеральной службы исполнения наказаний России по несвоевременному рассмотрению документов Фадеева А.Б. для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России устранить допущенные нарушения.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний России Вишневской И.А. в поддержку апелляционной жалобы, пояснения заявителя Фадеева А.Б., с апелляционной жалобой не согласившегося, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фадеев А.Б. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Федеральной службы исполнения наказаний России.
В обоснование заявления указано, что Фадеев А.Б. является сотрудником уголовно-исполнительной системы.
24 января 2014 года с целью постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты Фадеев А.Б. обратился в территориальную комиссию Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан с соответствующим заявлением.
29 января 2014 года территориальной комиссией по итогам рассмотрения поданных документов принято решение о направлении документов в комиссию Федеральной службы исполнения наказаний России.
Со дня отправки Фадеевым А.Б. документов прошло более года, однако до настоящего времени заявитель о принятом решении не уведомлен.
Просит признать незаконным бездействие Федеральной службы исполнения наказаний России в части непринятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязать принять решение о постановке на учет для получения соответствующей выплаты.
В судебном заседании заявитель Фадеев А.Б. заявление поддержал.
Представитель Федеральной службы исполнения наказаний России Вишневская И.А. с заявлением не согласилась.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Федеральная служба исполнения наказаний России выражает несогласие с решением суда и просит его отменить, ссылается на то, что увеличение срока рассмотрения документов связано со значительным объемом поданных гражданами документов, а также на то, что суд не должен был предрешать существа решения, которое должно быть принято.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Федеральной службы исполнения наказаний России Вишневская И.А. апелляционную жалобу поддержала.
Заявитель Фадеев А.Б. с апелляционной жалобой не согласился.
Иные лица, участвующие в деле при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела не явились, представителей не направили, ходатайств об отложении дела не представили, в связи с этим, учитывая положения статьи 167, части первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
На основании части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Из материалов дела установлено, что Фадеев А.Б. проходит службу в уголовно-исполнительной системе в должности начальника организационно-аналитического отдела Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан. Общая продолжительность службы Фадеева А.Б. по состоянию на 24 января 2014 года составляла 20 лет 1 месяц 2 дня.
Согласно частям 1, 5 и 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
24 января 2014 года Фадеев А.Б. обратился в территориальную подкомиссию по рассмотрению вопросов о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан с рапортом о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на семью в составе 3 человек.
29 января 2014 года подкомиссией принято решение о направлении документов заявителя в Федеральную службу исполнения наказаний России для принятия решения о постановке его на соответствующий учет.
В силу пункта 7 Правил предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
5 февраля 2015 года Фадеев А.Б. обратился в Интернет-приемную Федеральной службой исполнения наказаний России по вопросу получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В ответе от 3 марта 2015 году Фадееву А.Б. сообщено о том, что поданные им документы поступили в комиссию Федеральной службой исполнения наказаний России в установленном законом порядке, а увеличение сроков рассмотрения документа вызвано значительным объемом поданных гражданами документов.
Доказательства, подтверждающие принятие Федеральной службой исполнения наказаний России решения по заявлению Фадеева А.Б., в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах, поскольку заинтересованным лицом в установленный законом трехмесячный срок решение по заявлению Фадеева А.Б. о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не принято, судом первой инстанции правомерно удовлетворено заявление в части признания незаконным бездействия Федеральной службы исполнения наказаний России.
Довод апелляционной жалобы о том, что увеличение срока рассмотрения документов связано со значительным объемом поданных гражданами документов, правового значения не имеет, поскольку данное обстоятельство в соответствии с действующим законодательством не является основанием для продления сроков рассмотрения заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не должен был предрешать существа решения, которое должно быть принято, судебной коллегией отклоняется, поскольку в резолютивной части решения суда указано лишь на обязание устранить допущенные нарушения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 199, 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда города Казани от 6 апреля 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.