Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Габидуллиной А.Г. и Калимуллина Р.Я.,
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.,
с участием прокурора Золина И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Исполнительного комитета г.Зеленодольска - Н.С.Е. на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 10 апреля 2015 года, которым отказано в удовлетворении искового заявления Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ к Ш.Д.Л., Ш.О.Ш., представляющей также интересы несовершеннолетней дочери Ш.М.Д., К.Р.С. о выселении из жилого помещения по адресу: "адрес", общей площадью 56,01 кв.м. с выплатой выкупной цены из расчета 4202 руб. 47 коп. за 1 кв.м. изымаемого жилого помещения, прекращении права собственности Ш.Д.Л., Ш.О.Ш., Ш.М.Д., К.Р.С. на трехкомнатную "адрес".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Исполнительного комитета
г.Зеленодольска - Д.В.В., поддержавшего доводы жалобы, заслушав заключение прокурора Золина И.А., полагавшего решение суда правильным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исполнительный комитет г.Зеленодольска (далее по тексту - Исполком) обратился в суд с иском к Ш.Д.Л. о выселении из жилого помещения по адресу: "адрес", общей площадью 56,10 кв.м. с выплатой выкупной цены из расчета 11022 руб. за 1 кв.м. изымаемого жилого помещения, о прекращении права собственности Ш.Д.Л. на трехкомнатную квартиру по адресу: "адрес". В обоснование иска указано, что спорное жилое помещение является аварийным и подлежит сносу. Ответчик является собственником квартиры по адресу: "адрес". В октябре 2013 года ответчику было предложено самостоятельно произвести снос или реконструкцию жилого помещения, однако никаких мер им предпринято не было. Ш.Д.Л. предложена выкупная цена квартиры, однако, ответчик от выкупной цены отказывается, выезжать из спорной квартиры намерений не имеет. Наличие аварийного дома на территории города создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Определением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 04 февраля 2015 года привлечены к участию в деле в качестве ответчиков - Ш.О.Ш., Ш.М.Д., К.Р.С.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил выселить Ш.Д.Л., Ш.О.Ш., Ш.М.Д., К.Р.С. из жилого помещения по адресу: "адрес", общей площадью 56,01 кв.м с выплатой выкупной цены из расчета 4202 руб. 47 коп. за 1 кв.м. изымаемого жилого помещения, прекратить право собственности Ш.Д.Л., Ш.О.Ш., Ш.М.Д., К.Р.С. на спорную квартиру.
В судебном заседании представитель Исполкома - Н.С.Е. исковые требования поддержаа.
Ш.Д.Л., Ш.О.Ш. исковые требования не признали.
К.Р.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель отдела опеки и попечительства исполкома Зеленодольского муниципального района РТ - Х.Р.А. с иском не согласилась.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе представитель Исполкома просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении иска. В жалобе отмечается, что судом при вынесении решения не приняты во внимание требования действующего жилищного законодательства, предусматривающие возможность обеспечения жилищных прав граждан, в чьей собственности находится аварийное жилье, исключительно в порядке ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации путем выкупа жилого помещения.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с ч.ч. 1, 2, 6, 8-10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.
Как видно из материалов дела, Ш.Д.Л. на праве собственности принадлежит "адрес" общей площадью 56,10 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06 августа 2007 года.
В квартире по адресу: "адрес", зарегистрированы: Ш.Д.Л., Ш.О.Ш., Ш.М.Д., К.Р.С.
Согласно заключению N 65 от 21 ноября 2011 года Межведомственной комиссии, назначенной постановлением руководителя исполнительного комитета от 23 сентября 2009 года N 2088, "адрес", с износом 76% отнесен к категории аварийных и подлежащих сносу.
Постановлением Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан N2425 от 31 декабря 2011 года на основании заключения межведомственной комиссии многоквартирный "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
22 октября 2013 года Ш.Д.Л. направлено уведомление, как собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, о предстоящей реализации мероприятий, направленных на переселение граждан из аварийного многоквартирного дома в соответствии с утвержденной программой, в случае, если собственники жилых помещений в таком доме самостоятельно в разумный срок не произведут его снос и реконструкцию.
В связи с обращением жительницы "адрес" спорного дома Ц.Л.Ф. об обрушении потолка в "адрес" 02 июля 2014 года был организован выезд Межведомственной комиссии.
Согласно заключению N25 от 07 июля 2014 года Межведомственной комиссии "адрес" признан предоставляющим особую опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния. Принято решение о том, что собственникам помещения в указанном доме необходимо произвести реконструкцию или, в случае невозможности проведения реконструкции, произвести снос дома собственными силами в срок до 01 августа 2014 года.
На основании постановления Исполнительного комитета г. Зеленодольска от 15 июля 2014 года "адрес", принадлежащая на праве собственности Ш.Д.Л. подлежит изъятию путем выкупа, собственнику предложен выкуп изымаемого помещения по цене 11022 руб. за 1 кв. м.
16 июля 2014 года вышеуказанное постановление об изъятии путем выкупа было получено Ш.Д.Л., что подтверждается его подписью.
Из письменного ответа главы Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан на обращение Ц.Л.Ф. следует, что жилой "адрес" включен в программу ликвидации аварийного жилья в г.Зеленодольске. В соответствии с протокольным решением Кабинета Министров Республики Татарстан
NИХ-12-378 от 25 декабря 2013 года рекомендовано приступить к переселению граждан, проживающих в аварийных домах, в которых 100% жилых помещений находятся в собственности граждан.
Определением суда от 28 октября 2014 года по делу назначена оценочная экспертиза для определения действительной (рыночной) стоимости жилого помещения по адресу: "адрес". Проведение экспертизы поручено РГУП "Бюро технической инвентаризации" МСАиЖКХ Республики Татарстан.
Согласно заключению эксперта N49-14 стоимость жилого помещения общей площадью 56,1 кв.м. по адресу: "адрес",
"адрес", по состоянию на октябрь 2014 года составляет 235759руб., стоимость 1 кв.м. составляет 4202 руб. 47 коп.
Таким образом, жилой "адрес", признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в Муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы по Зеленодольскому муниципальному району, утвержденную постановлением Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района от 30 апреля 2014 года N857.
Принимая оспариваемое решение об отказе в удовлетворении заявленных Исполнительным комитетом г.Зеленодольска исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в силу приведенных выше норм жилищного законодательства орган местного самоуправления в порядке обеспечения жилищных прав ответчиков полномочен выкупить принадлежащее Ш.Д.Л. на праве собственности жилое помещение либо по соглашению с ним предоставить другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. При этом Ш.Д.Л., как собственник жилого помещения, имеет право выбора любого из названных способов обеспечения ее жилищных прав.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции.
Статья 16 Федерального закона ФЗ-185 от 21.07.2007г. "О фонде развития жилищно-коммунального хозяйства" гласит, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до 1 сентября 2017 года.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:
1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Из материалов дела видно, что ответчики не имеют другого жилья пригодного для проживания, возражают против выкупа принадлежащей им квартиры. При этом ответчики согласны на предоставление им другого жилого помещения.
Судом также обоснованно отмечено, что основной целью и задачей адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, создание условий для переселения граждан, а не их выселение.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что ответчикам, как собственниками аварийного жилого помещения, выбран способ обеспечения их жилищных прав не в виде получения выкупной цены, а в виде предоставления другого жилого помещения, решение суда об отказе в удовлетворении иска Исполнительного комитета г. Зеленодольска о выселении ответчиков из квартиры с выплатой выкупной цены и прекращении права собственности Ш.Д.Л. на это жилое помещение является правильным.
Доводы апелляционной жалобы Исполнительного комитета
г.Зеленодольска о том, что положенные в основу решения суда выводы противоречат установленному законом порядку переселения граждан, являющихся собственниками аварийного жилья, в силу изложенного выше не могут служить основанием для отмены принятого судом решения, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм жилищного законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения жилищных прав собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы истца судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 10 апреля 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Исполнительного комитета г.Зеленодольска - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.