Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Саитгараевой Р.А.,
судей Гаянова А.Р., Моисеевой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Каримовой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Саитгараевой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного казенного учреждения "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан" на решение Ново-Савиновского районного суда г.Казани от 09 апреля 2015 года, которым постановлено:
иск Фасхеева М.Т. к Государственному казенному учреждению "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан" о предоставлении мер социальной поддержки удовлетворить.
Обязать Государственное казенное учреждение "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан", в порядке исполнения решения Ново-Савиновского районного суда г.Казани от 02 октября 2014 года, разработать индивидуальное задание для проведения индивидуальной закупки и осуществить индивидуальную закупку комнатной кресло-коляски с динамической спинкой для ребенка - инвалида Фасхееева З.М., "дата" рождения, в соответствии с параметрами, установленными в справке N188 от 27 мая 2014 года к акту N953/ипр.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан" Роджабова Р.Р. в поддержку апелляционной жалобы, истца Фасхеева М.Т. и его представителя Мухаметгалиева Р.З., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фасхеев М.Т., действуя в интересах несовершеннолетнего сына - инвалида Фасхеева З.М., "дата" рождения, обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о предоставлении мер социальной поддержки.
В обоснование иска указал, что вступившим в законную силу решением суда от 02 октября 2014 года удовлетворены исковые требования о возложении на ответчика обязанности предоставить ребенку-инвалиду Фасхееву З.М. комнатную кресло-коляску. Истец обратился к ответчику с заявлением и рекомендациями лечащего врача о характеристиках комнатной кресло-коляски, комиссией МСЭ также установлены индивидуальные характеристики кресло-коляски. 17 февраля 2015 года рабочей комиссией утвержден список детей-инвалидов, для которых должна быть произведена индивидуальная закупка. Однако ответчиком обязанность по разработке технического задания на индивидуальную закупку с учетом требуемых характеристик кресло-коляски не выполнена, так же как и обязанность по проведению государственной закупки. С учетом индивидуальных особенностей ребенка и характера его заболевания ему необходима комнатная кресло-коляска с динамической спинкой, все предлагаемые ответчиком кресло-коляски не обладали этой характеристикой, необходимой для ребенка-инвалида.
В связи с вышеизложенным истец просил обязать ответчика разработать техническое задание, соответствующее рекомендациям МСЭ и рекомендациям лечащего врача для проведения индивидуальной закупки комнатной кресло-коляски для ребенка - инвалида и провести индивидуальную закупку, закупить соответствующее рекомендациям МСЭ и рекомендациям лечащего врача индивидуальную комнатную кресло-коляску для ребенка - инвалида.
В ходе рассмотрения иска к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Представитель ответчика иск не признал.
Представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в суд не явился, в письменном отзыве полагал исковые требования необоснованными.
Суд заявленные требования удовлетворил и принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан" ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Указано, что на момент выдачи справки N 188 от 27.05.2014 года к акту 953/ипр. учреждения медико-социальной экспертизы не были наделены полномочиями определять марки, модели и производителей кресло-колясок. Среди предусмотренных законом разновидностей кресел-колясок и видов спинок к ним, не указана кресло- коляска с динамической спинкой для ребенка-инвалида.
В суде апелляционной инстанции представитель ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан" Роджабов Р.Р. апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Истец Фасхеев М.Т. и его представитель Мухаметгалиев Р.З. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно статьям 10, 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181- "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду, либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.
Из материалов дела следует, что Фасхеев З.М., "дата" рождения, является ребенком-инвалидом, ему разработана индивидуальная программа реабилитации N953/ипр от 23 мая 2014 года, в соответствии с которой он подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации - в том числе, в виде комнатной кресло-коляски с ручным приводом для больных ДЦП детей - инвалидов.
Вступившим в законную силу решением Ново-Савиновского районного суда г.Казани от 02 октября 2014 года на ответчика возложена обязанность предоставить ребенку-инвалиду Фасхеееву З.М. кресло-коляску с ручным приводом для больных ДЦП детей-инвалидов.
Согласно справке N188 от 27 мая 2014 года к акту 953 /ипр о нуждаемости в кресле-коляске, в качестве одной из характеристик в разделе "Вид спинки" указано - "с динамической спинкой".
Обязанность по предоставлению Фасхееву З.М. кресла-коляски ответчиком не исполнена.
Разрешая спор, суд пришел к выводу, что исковые требования Фасхеева М.Т. подлежат удовлетворению, поскольку индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения, и у ответчика возникла обязанность по обеспечению ребенка-инвалида техническим средством реабилитации в виде кресла-коляски с указанными в разработанных для Фасхеева Х.М. индивидуальной программой реабилитации рекомендациях. Предоставленные ему кресла-коляски не обладали рекомендуемой характеристикой.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Предложенные истцу комнатные кресла-коляски, от которых истец отказался, не обладали такой характеристикой как "динамическая спинка".
При таком положении исковые требования Фасхеева М.Т. удовлетворены правомерны.
Доводы апелляционной жалобы о том, что учреждения медико-социальной экспертизы не были наделены полномочиями определять марки, модели и производителя кресел-колясок; среди предусмотренных законом разновидностей кресел-колясок и видов спинок к ним, не указана кресло- коляска с динамической спинкой, несостоятельны и не могут явиться основанием для отмены решения суда.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида для Фасхеева З.М. разработана учреждением на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, и содержит комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнение определенных видов деятельности, к которой приложена справка с указанием конкретных характеристик технического средства реабилитации.
Ответчик не может быть освобожден от исполнения обязанностей по обеспечению Фасхеева З.М. техническим средством реабилитации с рекомендованными инвалиду характеристиками.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, поскольку оно не противоречит имеющимся по делу доказательствам и соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ново-Савиновского районного суда г.Казани от 09 апреля 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.