Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего - судьи Саитгараевой Р.А.,
судей Гаянова А.Р., Моисеевой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Каримовой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Саитгараевой Р.А. апелляционную жалобу истицы Каракаевой Г.М. на решение Заинского городского суда РТ от 15 апреля 2015 года, которым в удовлетворении иска Каракаевой Г.М. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда России в Заинском районе и г.Заинске о досрочном назначении трудовой пенсии по старости отказано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя УПФ России в Заинском районе и г.Заинске - Сычевой Ю.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Каракаева Г.М. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда России в Заинском районе и г.Заинске Республики Татарстан о признании права на досрочную трудовую пенсию.
В обоснование заявленных требований истица указала, что решением ответчика от 11 февраля 2015 года ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, при этом в специальный стаж не включены периоды работы с 01 октября 1993 года по 27 октября 1997 года в качестве медицинской сестры в детском саду "Березка", с 10 ноября 2000 года по 03 сентября 2001 года в качестве медицинской сестры в детском саду "Радуга", с 04 сентября 2001 года по 30 ноября 2002 года в должности медицинского регистратора в Заинской городской больнице.
Истица просила суд признать указанное решение незаконным, включить спорные периоды в специальный стаж, признать право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения и назначить пенсию с момента обращения в пенсионный орган.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе истица просит об отмене решения суда как принятого с нарушением норм материального права. Указывает об осуществлении ею в спорные периоды лечебной деятельности.
В суде апелляционной инстанции представитель УПФ России в Заинском районе и г.Заинске - Сычева Ю.А. просила решение суда оставить без изменения.
Истица Каракаева Г.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещена. Судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в ее отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Из материалов дела усматривается, что решением Управления Пенсионного фонда России в Заинском районе и г.Заинске Республики Татарстан от 11 февраля 2015 года истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ввиду отсутствия требуемого специального стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения- 30 лет.
При этом в специальный стаж истицы ответчиком не включены периоды работы в должности медицинской сестры с 01 октября 1993 года по 27 октября 1997 года в детском саду "Березка", с 10 ноября 2000 года по 03 сентября 2001 года в детском саду "Радуга", в должности медицинского регистратора с 04 сентября 2001 года по 30 ноября 2002 года в Заинской городской больнице.
Отказывая в удовлетворении иска, суд пришел к выводу о том, что спорные периоды не подлежат включению в специальный стаж истицы.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Ни действующим в настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, ни действовавшими ранее в спорный период постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 и постановлением Совета Министров Российской Федерации от 6 сентября 1991 года N 464 не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами либо старшими медицинскими сестрами в детских яслях, детских садах и детских комбинатах.
Медицинские сестры, старшие медицинские сестры таких учреждений, как детские ясли, детские сады, детские комбинаты в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены.
В Номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации N 953 от 22 сентября 1993 года, соответственно, с указанной даты на основании Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 06 сентября 1991 года, трудовая деятельность в должности медицинской сестры в дошкольных образовательных учреждениях перестала учитываться в составе стажа работы, дающего право на назначение досрочной пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Таким образом, периоды работы истицы с 01 октября 1993 года по 27 октября 1997 года и с 10 ноября 2000 года по 03 сентября 2001 год в должности медицинской сестры в детском саду обоснованно не включены судом в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Период работы с 04 сентября 2001 года по 30 ноября 2002 года в должности медицинского регистратора Заинской ЦРБ судом также обоснованно не включен в специальный стаж истицы.
В Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года, в разделе "наименование должностей" должность "медицинский регистратор" отсутствует.
В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, действовавшим до 29 октября 2002 года, правом на льготное пенсионное обеспечение обладал средний медицинский персонал.
Должность медицинского регистратора на основании номенклатуры должностей - приложения к Положению об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденному Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года N 377, отнесена к среднему медицинскому персоналу.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитывались периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Согласно утвержденному указанным Постановлением Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, должность медицинского регистратора также отсутствует.
Таким образом, с 01 ноября 1999 года работа в должности медицинского регистратора не дает права на досрочную трудовую пенсию.
Доводы апелляционной жалобы истицы о том, что решение суда принято с нарушением нормы материального права, несостоятельны и не могут повлечь отмену решения суда.
Установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного обеспечения направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете специфики выполняемой ими работы и профиля учреждения, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что соответствующая дифференциация осуществляется на основе объективной оценки характера труда в той или иной должности и его условий, вида и профиля соответствующего учреждения.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам и соответствует требованиям действующего законодательства.
Руководствуясь статьёй 199, пунктом 1 статьи 328, статьёй 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заинского городского суда Республики Татарстан от 15 апреля 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истицы Каракаевой Г.М. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий-
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.