Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего - судьи Саитгараевой Р.А.,
судей Гаянова А.Р., Моисеевой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Хузиной Э.Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Саитгараевой Р.А. апелляционную жалобу истицы Мингазовой В.С. на решение Бугульминского городского суда РТ от 10 апреля 2015 года, которым в удовлетворении иска Мингазовой В.С. к Управлению Пенсионного фонда России в Бугульминском районе и г.Бугульма РТ о признании права и понуждении к действию отказано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мингазова В.С. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда России в Бугульминском районе и г.Бугульма РТ о признании права на досрочную трудовую пенсию.
В обоснование заявленных требований истица указала, что решением ответчика от 02 октября 2014 года ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, при этом в специальный стаж не включен период работы с 01 октября 1993 года по 23 мая 2000 года в должности старшей медицинской сестры ясли-сада N 40. Истица просила суд отменить указанное решение, признать право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения и назначить пенсию с момента обращения в пенсионный орган -с 25 сентября 2014 года.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе истица просит об отмене решения суда как принятого с нарушением норм материального права. Указано, что право на получение льготной пенсии не должно ставиться в зависимость от наименования учреждения, поскольку основным критерием для назначения льготной пенсии является занятие лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Наименование должности медицинской сестры и учреждения ясли-сад предусмотрены Перечнем учреждений, организацией и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства". Судом не приняты во внимание положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие правовую определенность и сохранение ранее приобретенных прав на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действующего на момент приобретения права. В спорный период функциональные обязанности истицы не изменились.
В возражении на апелляционную жалобу УПФ России в Бугульминском районе и г.Бугульма просит решение суда оставить без изменения.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.
Судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие сторон.
Проверив законность и обоснованность решения суда с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Из материалов дела усматривается, что решением Управления Пенсионного фонда России в Бугульминском районе и г.Бугульма Республики Татарстан от 02 октября 2014 года истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ввиду отсутствия требуемого специального стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения- 30 лет.
При этом в специальный стаж истицы ответчиком не включен период работы с 01 октября 1993 года по 23 мая 2000 года в должности старшей медицинской сестры ясли-сада N 40.
Отказывая в удовлетворении иска, суд пришел к выводу о том, что спорный период не подлежит включению в специальный стаж истицы.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Ни действующим в настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, ни действовавшими ранее в спорный период постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 и постановлением Совета Министров Российской Федерации от 6 сентября 1991 года N 464 не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами либо старшими медицинскими сестрами в детских яслях, детских садах и детских комбинатах.
Медицинские сестры, старшие медицинские сестры таких учреждений, как детские ясли, детские сады, детские комбинаты в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены.
В Номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены.
Таким образом, период работы истицы с 01 октября 1993 года по 23 мая 2000 года в должности старшей медицинской сестры ясли-сада N 40 обоснованно не включен судом в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Доводы апелляционной жалобы о том, что данный период подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, в соответствии с Перечнем учреждений, организацией и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", не могут повлечь отмену решения суда, поскольку указанный акт утратил силу с 01 октября 1993 года и к спорному периоду с 01 октября 1993 года по 23 мая 2000 года не подлежит применению.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации N 953 от 22 сентября 1993 года, соответственно, с указанной даты на основании Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 06 сентября 1991 года, трудовая деятельность в должности медицинской сестры в дошкольных образовательных учреждениях перестала учитываться в составе стажа работы, дающего право на назначение досрочной пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
При таких обстоятельствах судом данный период работы истицы в специальный стаж не включен правомерно.
Доводы апелляционной жалобы истицы о том, что судом не приняты во внимание положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие правовую определенность и сохранение ранее приобретенных прав на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права; в спорный период функциональные обязанности истицы не изменились, несостоятельны и не могут явиться основанием для отмены состоявшегося судебного постановления.
Установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного обеспечения направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете специфики выполняемой ими работы и профиля учреждения, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что соответствующая дифференциация осуществляется на основе объективной оценки характера труда в той или иной должности и его условий, вида и профиля соответствующего учреждения.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам и соответствует требованиям действующего законодательства.
Руководствуясь статьёй 199, пунктом 1 статьи 328, статьёй 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 10 апреля 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истицы Мингазовой В.С. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий-
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.