Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Губаевой Н.А.,
судей Багаутдинова И.И. и Насретдиновой Д.М.,
при секретаре судебного заседания Каримовой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Хадеевой Р.К. на решение Арского районного суда Республики Татарстан от 13 апреля 2015 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Хадеевой Р.К. к Управлению Пенсионного фонда РФ по Арскому и Атнинскому районам РТ о признании права на досрочную трудовую пенсию и назначении пенсии отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истицы Хадеевой Р.К., поддержавшей жалобу, объяснения представителя ответчика Мухаметшина Э.Р., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хадеева Р.К. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Арскому и Атнинскому районам Республики Татарстан о признании права на досрочную трудовую пенсию.
В обоснование своих требований истица указала, что "дата" она подала в территориальный пенсионный орган заявление о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Однако решением ответчика в назначении пенсии ей было отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности специального трудового стажа.
С данным отказом истица не согласна, полагает, что из указанного стажа ответчиком необоснованно исключены периоды ее работы в должности медицинской сестры в ... специальной (коррекционной) школе-интернат 8 вида для детей-сирот и детей с отклонением в развитии с 1 октября 1993 года по 18 марта 1997 года, с 3 марта 1998 года по 13 февраля 2000 года, с 16 марта 2000 года по 18 февраля 2005 года, с 16 марта 2005 года по 8 февраля 2010 года, с 12 марта 2010 года по 19 апреля 2011 года, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 14 февраля 2000 года по 15 марта 2000 года, с 19 февраля 2005 года по 15 марта 2005 года, с 9 февраля 2010 года по 11 марта 2010 года, имевшие место в период работы в этом же учреждении. Поэтому она просила суд включить вышеприведенные периоды в ее специальный стаж и возложить на ответчика обязанность по назначению ей досрочной трудовой пенсии со дня возникновения права на нее - с "дата".
Представитель ответчика исковые требования не признал.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе истица, выражая несогласие с принятым по делу судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе она приводит те же доводы, что и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, указывает, что спорные периоды подлежат включению в ее специальный стаж, поскольку связаны с осуществлением лечебной деятельности. Также истица ссылается на несоответствие решения нормам Конституции Российской Федерации, регламентирующим равенство всех перед законом и судом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.
Представитель ответчика с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 указанной правовой нормы установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что "дата" Хадеева Р.К. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Арскому и Атнинскому районам Республики Татарстан с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Решением ответчика N от "дата" в назначении пенсии истице отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа - 30 лет. В бесспорном порядке в указанный стаж зачтено 8 лет 9 месяцев 4 дня. При этом перечисленные выше периоды работы истицы в должности медицинской сестры в ... специальной (коррекционной) школе-интернат 8 вида для детей-сирот и детей с отклонением в развитии и нахождения на курсах повышения квалификации в ее специальный стаж ответчиком включены не были.
Разрешая спор, суд, проанализировав законодательство в области пенсионного обеспечения, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы истицы о несогласии с указанными выводами суда первой инстанции не могут быть признаны обоснованными, исходя из следующего.
Так, в период до 1 октября 1993 года действовали утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периодов работы в должности медицинской сестры в школах-интернатах и в школьных интернатах всех наименований. Данным Перечнем эти учреждения были включены в список лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
Приведенные акты утратили силу с 1 октября 1993 года согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 N 953 года, соответственно, с указанной даты на основании списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, трудовая деятельность в должности медицинской сестры в указанных образовательных учреждениях перестала учитываться в составе стажа работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, также не предусмотрена возможность включения в льготный стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периодов работы в должности медицинской сестры в специальной (коррекционной) школе-интернат для детей-сирот и детей с отклонением в развитии.
Осуществление истицей в оспариваемый период времени лечебной деятельности в структурных подразделениях организаций, предусмотренных пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, представленными по делу доказательствами также не подтверждено.
При таких обстоятельствах, учитывая произошедшие в законодательстве изменения, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые периоды работы истицы и нахождения на курсах повышения квалификации с 1 октября 1993 года по настоящее время в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью, включению не подлежат.
Содержащийся в апелляционной жалобе истицы довод о том, что при разрешении вопроса о назначении пенсии суд оставил без внимания характер выполняемой ею работы также не могут повлечь за собой отмену принятого решения.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. С учетом этого, основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости не может расцениваться как нарушение принципа равенства, закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации.
С учетом изложенного, установив, что ни на день обращения с заявлением в пенсионный орган, ни по состоянию на "дата" у истицы отсутствовал необходимый стаж лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения, суд первой инстанции правомерно постановил решение об отказе в удовлетворении иска и в части требования о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, с которыми судебная коллегия соглашается.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Арского районного суда Республики Татарстан от 13 апреля 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Хадеевой Р.К. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.