Судья Верховного Суда Республики Татарстан Р.М. Нафиков, при секретаре судебного заседания А.М. Зиятдиновой, рассмотрел дело об административном правонарушении по жалобе начальника отдела Государственной инспекции труда в Республике Татарстан Ф.Р. Хаернасова на решение судьи Новошешминского районного суда Республики Татарстан от 20 апреля 2015 года.
Этим решением постановлено:
жалобу директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Новошешминская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района Республики Татарстан" Лазаревой О.И. на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Татарстан Нотфуллиной Р.Н. от 27 марта 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ - удовлетворить.
Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Татарстан Нотфуллиной Р.Н. от 27 марта 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ в отношении директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Новошешминская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района Республики Татарстан" Лазаревой О.И., - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.25 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Татарстан Р.Н. Нотфуллиной от 27 марта 2015 года директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Новошешминская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района Республики Татарстан" О.И. Лазарева привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Новошешминская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района Республики Татарстан" О.И. Лазарева обратилась в районный суд с жалобой на указанное постановление административного органа, в которой поставила вопрос об его отмене, считая его незаконным.
Судьей вынесено приведенное выше решение.
В жалобе в Верховный Суд Республики Татарстан начальник отдела Государственной инспекции труда в Республике Татарстан Ф.Р. Хаернасов просит отменить решение судьи районного суда, а постановление административного органа оставить без изменения.
В возражениях на жалобу директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Новошешминская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района Республики Татарстан" О.И. Лазарева просит решение судьи оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Жалоба подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, в отношении директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Новошешминская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района Республики Татарстан" О.И. Лазаревой, судьей районного суда был сделан вывод об отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде и об охране труда.
Субъектом правонарушения является работодатель (должностное лицо-руководитель организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности), индивидуальный предприниматель, юридическое лицо.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 04 марта 2015 года N06.04-07/0284-15/47 проведена проверка в МБОУ "Новошешминская СОШ" по вопросам соблюдения трудового законодательства. В ходе проверки установлено нарушение норм действующего трудового законодательства. Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 27 марта 2015 года.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведенной в период с 11 марта2015 года по 27 марта 2015 года проверки соблюдения трудового законодательства в МБОУ "Новошешминская СОШ" установлены нарушения, а именно оклад за январь, февраль 2015 года работникам учреждения установлен ниже минимального размера оплаты труда в нарушение требований статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работникам учреждения за декабрь 2014 года и январь 2015 года начислялась и выплачивалась один раз в месяц в нарушение требований статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации.
Факт совершения МБОУ "Новошешминская СОШ" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом по делу об административном правонарушении (л.д.8); актом проверки (л.д.5-6); предписанием (л.д.11); и иными материалами дела об административном правонарушении, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом Государственной инспекции труда в Республике Татарстан постановления о привлечении руководителя МБОУ "Новошешминская СОШ" О.И. Лазаревой к административной ответственности части 1 по статье 5.27 КоАП РФ.
Приходя к выводу о незаконности и необоснованности вышеназванного постановления должностного лица, судья районного суда исходил из того, что факт совершения О.И. Лазаревой административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, и его виновность неподтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательствами.
Между тем судьей районного суда не учтено следующее.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
По смыслу указанной нормы, оцениваемой в контексте положений ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04 ноября 1950 года), гарантирующей каждому право на справедливое судебное разбирательство, судьи, рассматривающие дело об административном правонарушении, в том числе жалобы на постановления по таким делам, должны соблюдать принцип непосредственного исследования доказательств.
Изучение обжалуемого судебного акта показывает, что фактические обстоятельства, относящиеся к предмету доказывания по данному делу, судьей районного суда должным образом исследованы не были. В сущности, в основу принятого судьей районного суда решения были положены содержащиеся в жалобе О.И. Лазаревой доводы об отсутствии состава административного правонарушения, которым судья районного суда придал заранее установленную силу, не принял во внимание требований статьи 2.4 КоАП.
Таким образом, судья, разрешая данное дело, не изучил в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ доказательства, представленные административным органом, на которые должностное лицо ссылалось в своем постановлении.
Следовательно, в настоящем деле принцип непосредственного исследования доказательств как один из основополагающих принципов судебного разбирательства, обеспечивающих вынесение законного решения по делу, не был соблюден, что повлекло за собой нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ, выразившееся в неполном и невсестороннем выяснении обстоятельств дела.
Изложенное не позволило судье объективно проверить законность действий должностного лица МБОУ "Новошешминская СОШ" О.И. Лазаревой и достоверно установить наличие или отсутствие в её действиях нарушения требований трудового законодательства.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу судебные акты может быть принято решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая то, что срок давности привлечения за совершение настоящего административного правонарушения не истек, решение судьи Новошешминского районного суда Республики Татарстан от 20 апреля 2015 года не может быть признано законным и подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в Новошешминский районный суд Республики Татарстан.
Руководствуясь статьями 30.7- 30.9 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение судьи Новошешминского районного суда Республики Татарстан от 20 апреля 2015 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора МБОУ "Новошешминская СОШ" О.И. Лазаревой отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Новошешминский районный суд Республики Татарстан.
Судья: Р.М. Нафиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.