судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой А.А.
судей Беляковой Н.В., Баимовой И.А.
при секретаре Ларионовой Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску Гаспаряна ... к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Емельяновском районе Красноярского края о признании решения незаконным, включении периодов работы в трудовой стаж,
по апелляционной жалобе Гаспаряна С.Г.
на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 11 февраля 2015г., которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Гаспаряна ... к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Емельяновском районе Красноярского края о признании решения незаконным, включении периодов работы в трудовой стаж отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гаспарян С.Г. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Емельяновском районе Красноярского края о признании незаконным решения ответчика от 19.03.2014 года N 56, которым ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по причине непринятия к зачету периодов работы с 01.12.1977 года по 15.12.1981 года, с 18.02.1982 года по 25.01.1986 года, с 01.09.2001 года по 06.10.2004 года и с 07.10.2004 года по 01.11.2005 года.
Свои требования мотивировал тем, что в период с 1976 года по 2013 года, являясь гражданином республики Армения, осуществлял педагогическую деятельность, и ему была назначена досрочная трудовая пенсия. После получения гражданства Российской Федерации выплата пенсии была прекращена. В оспариваемом решении УПФ РФ в Емельяновском районе указал недостоверные сведения о месте работы и занимаемых должностях истца в указанные выше периоды работы. Так, в решении УПФ РФ в Емельяновском районе от 19.03.2014 года содержится указание на то, что в период с 01.12.1977 года по 15.12.1981 года он занимал должность тренера вольной борьбы Арташатского совета ДССО "Севан"; в период с 18.02.1982 года по 25.01.1986 года он занимал должность тренера вольной борьбы Арташатской районной спортивной школы, то есть, работал в учреждениях и занимал должности, не предусмотренные Списком должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781. Однако данные обстоятельства не соответствуют действительности, поскольку в представленной в Пенсионный фонд трудовой книжке от 20.08.1976 года на русском языке имеется запись N 3, согласно которой 01.12.1977 года он был назначен тренером-преподавателем в ДЮСШ ДСО "Севан" Арташатского района Армянской ССР. В этой же трудовой книжке запись N 5 указывает на то, что 18.02.1982 года он был назначен на должность тренера-преподавателя в ДЮСШ при Арташатском РОНО. Основанием для отказа в назначении пенсии ответчик также указал в своем решении отсутствие документального подтверждения об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в Пенсионный фонд республики Армения за периоды работы с 01.09.2001 года по 06.10.2004 года и с 07.10.2004 года по 01.11.2005 год. С данными обстоятельствами истец не согласен, поскольку в указанные периоды он осуществлял свою трудовую деятельность в образовательных учреждениях на основании трудовых договоров и, следовательно, все необходимые отчисления производились работодателями. Кроме того, в Пенсионный фонд им была представлена справка из средней школы N 5 о том, что в период его работы с 01.09.2001 года по 06.10.2004 года отчисления в Пенсионный фонд Армении осуществлялись.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Гаспарян С.Г. просит отменить решение суда как необоснованное, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильную оценку представленным доказательствам.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Гаспарян С.Г. - Потемкину И.А., поддержавшую апелляционную жалобу, заслушав представителей Пенсионного фонда в Емельяновском районе Красноярского края Королеву А.С. и Кухта С.В., пояснивших, что согласны с решением суда, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего на момент обращения истца за назначением трудовой пенсии по старости), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 указанного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
В данном Списке указана должность тренер-преподаватель в учреждении детско-юношеские спортивные школы всех наименований.
В Списках, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 463 впервые была предусмотрена должность тренер-преподаватель во внешкольных учреждениях, в том числе детско-юношеских спортивных школах. Должность тренер-преподаватель и учреждение детско-юношеские спортивные школы всех наименований также были предусмотрены Списками, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067.
Положением "О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397, согласно п.2 которого в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в п.1 настоящего Положения, засчитывалась работа по специальности во внешкольных детских учреждениях.
Согласно ст.11 Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входящих в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Как видно из дела, Гаспарян С.Г., став гражданином РФ, 24 февраля 2014 года обратился в Пенсионный фонд Емельяновского района Красноярского края с заявлением о назначении льготной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. При этом, из дела следует, что Гаспарян С.Г. получал льготную пенсию до 01 февраля 2014 года на территории Армении.
Решением Пенсионного органа от 19 марта 2014 года Гаспаряну С.Г. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.
В специальный стаж Гаспарян С.Г. были включены следующие периоды: с 20.08.1976 г. по 28.10.1976 г. - календарно (0.02.09) - учитель физкультуры Барцунинской средней школы; с 26.01.1986 г. по 01.07.1987 г. - календарно (1.05.06) - учитель физкультуры средней школы с. Далар; с 30.08.1987 г. по 01.09.1999 г. - календарно (12.00.02) - заместитель директора по воспитанию в Шаумянской средней школе; с 12.11.2013 г. по 23.02.2014 г. - календарно (0.03.12) - учитель физической культуры МБОУ Стеклозаводской СОШ. Всего 13 лет 11 месяцев.
Вместе с тем, в специальный стаж не были включены периоды работы с 01.12.1977 года по 15.12.1981 года - календарно (4.00.15) - тренер вольной борьбы Арташатского районного совета ДССО "Севан", с 18.02.1982 г. по 25.01.1986 г. - календарно (3.11.08) - тренер вольной борьбы Арташатской районной спортивной школы по причине несоответствия учреждения и должности Списку должностей и учреждений, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, от 22.09.1999 года N 1067, а также периоды с 01.09.2001 г. по 06.10.2004 г. - календарно (3.01.06) - учитель физкультуры Арташатской средней школы N 5 и с 07.10.2004 г. по 01.11.2005 г. - календарно (1.00.25) - учитель физкультуры Арташатской средней школы N 4 в связи с отсутствием документального подтверждения об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в Пенсионный фонд республики Армения.
Не согласившись с данным решением, Гаспарян С.Г. обратился с иском в суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Гаспарян С.Г., суд пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для включения оспариваемых периодов работы истца в льготный стаж.
Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции основанным на неверном применении и толковании материального закона, противоречащим имеющимся в материалах дела доказательствам, которым не дано надлежащей оценки.
Так, рассматривая требования о включении в льготный стаж периода работы истца с 01.12.1977 года по 15.12.1981 года, с 18.02.1982 г. по 25.01.1986 г., и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено достоверных доказательств того, что он работал тренером-преподавателем в детско-юношеской спортивной школе.
Судебная коллегия находит данный вывод суда несостоятельным по следующим основаниям.
Так, в спорный период действовало Положение "О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397, согласно п. 2 которого в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в п. 1 настоящего Положения, засчитывалась работа по специальности во внешкольных детских учреждениях. При этом, из п. 3.2 Инструктивного письма от 30 июня 1986 года N 1-63-И Министерства Социального Обеспечения РСФСР "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" следует, что к работе по специальности во внешкольных детских учреждениях засчитывается работа в качестве руководителя или заместителя руководителя этих учреждений, руководителя кружка, тренера-преподавателя и др. К внешкольным детским учреждениям относится в том числе детско-юношеские спортивные школы, детские стадионы, детские парки, пионерские лагеря.
Как видно из представленной в дело трудовой книжки, заполненной 20 августа 1976 года, имеющей нотариальный перевод с армянского языка (л.д.151), с 01 декабря 1977 года по 15 декабря 1981 года Гаспарян С.Г. назначен тренером вольной борьбы ДЮСШ Арташатского райсовета ДССО "Севан". С 18 февраля 1982 года по 25 января 1986 года назначен тренером вольной борьбы в Арташатской районной спортивной школе. Данная запись заверена зав.райОНО.
Из представленных в материалы дела дополнительных справок, уточняющих характер работы истца, которые заверены надлежащим образом, следует, что в период с 01 декабря 1977 года по 15 декабря 1981 года Гаспарян С.Г. работал тренером-преподавателем по вольной борьбе детско-юношеской спортивной школы Арташатского райсовета ДССО "Севан", а в период с 18 февраля 1982 года по 25 января 1986 года работал тренером-преподавателем по вольной борьбе в Арташатской районной спортивной школе (ДЮСШ) при РОНО Арташатского района с соответствующей педагогической нагрузкой (л.д.58,61), то есть объективно подтверждается, что в спорный период Гаспарян С.Г. осуществлял педагогическую деятельность в учреждениях и в должностях, предусмотренных Списками.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда, что трудовую книжку истца от 20 августа 1976 года невозможно принять в качестве доказательства, поскольку на ней отсутствует печать и подпись лица, ее выдавшего, так как данные обстоятельства не зависят от истца, в связи с чем, не могут являться основанием для отказа в принятии трудовой книжки в качестве доказательства. Также с учетом вышеизложенного, не могут быть приняты во внимание доводы Пенсионного органа, что истец не осуществлял педагогическую деятельность, дающую право на льготный стаж, в спорный период.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что вышеуказанные спорные периоды подлежат включению в льготный стаж.
Разрешая требования истца о включении в льготный стаж период работы с 01.09.2001 года по 06.10.2004 г. - учителем физкультуры Арташатской средней школы N 5 и с 07.10.2004 года по 01.11.2005 года - учителем физкультуры Арташатской средней школы N 4 и отказывая в их удовлетворении, суд исходил из того, что истцом не представлено достоверных доказательств об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в Пенсионный фонд республики Армения.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, поскольку из материалов дела следует, что истец регулярно получал заработную плату и с заработной платы регулярно перечислялись взносы в Пенсионный фонд, что подтверждается надлежаще заверенными справками работодателя. (л.д.21,59) Обязанность ежегодно представлять сведения за застрахованных лиц возложена на страхователя, то есть работодателя, а, следовательно, невыполнение обязанности последнего по уплате страховых взносов не может повлечь нарушение прав гражданина на назначение льготной пенсии по данному основанию с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.07.2007 N 9-П.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что вышеуказанные спорные периоды подлежат включению в льготный стаж истца.
Кроме того, из решения Пенсионного органа следует, что в назначении льготной пенсии истцу необходимо отказать, так как не соблюден п. 12 Правил исчисления стажа (от 29.10.2002 г. N 781), которым предусмотрено, что периоды работы в учреждениях дополнительного образования начиная с 01.01.2001 г. засчитываются в стаж при наличии одновременно двух условий: - на 1 января 2001 года у лица имеется страж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; - у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 г. в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Судебная коллегия находит данное указание необоснованным, поскольку в силу п. 4 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, следует, что время работы во внешкольных детских учреждениях, предусмотренных в п. 2 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Как следует из материалов дела, на дату обращения истца за трудовой пенсией - 24 февраля 2014 года, у истца имелся необходимый стаж 25 лет, из которого (с учетом включенных оспариваемых периодов) более 16 лет 8 мес. приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, которые дают право на льготную пенсию.
Таким образом, судебная коллегия считает, что решение Пенсионного органа от 19 марта 2014 года в части не включения в льготный стаж вышеуказанных периодов работы Гаспарян С.Г. является незаконным.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене, с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований истца Гаспарян С.Г. Принимая во внимание, что судом первой инстанции собраны все доказательства по делу, касающиеся права Гаспарян С.Г. на льготную пенсию, дополнительного истребования доказательств не требуется, судебная коллегия считает возможным принять решение по существу - удовлетворить исковые требования Гаспарян С.Г. в полном объеме, поскольку специальный стаж Гаспарян С.Г. составляет более 25 лет, а, следовательно, у него возникло право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью с 24 февраля 2014 года - со дня обращения в Пенсионный орган.
Руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 11 февраля 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение: "Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Емельяновском районе Красноярского края от 19 марта 2014 года N 56 в части.
Включить в льготный стаж Гаспарян ... периоды работы с 01.12.1977 года по 15.12.1981 года - тренером вольной борьбы ДЮСШ Арташатского райсовета ДССО "Севан", с 18.02.1982 г. по 25.01.1986 г. - тренером вольной борьбы Арташатской районной спортивной школе, а также периоды работы с 01.09.2001 года по 06.10.2004 г. - учителем физкультуры Арташатской средней школы N 5 и с 07.10.2004 года по 01.11.2005 года - учителем физкультуры Арташатской средней школы N 4 и назначить льготную пенсию в соответствии с пп.19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с осуществлением педагогической деятельности с 24 февраля 2014 года."
Председательствующий: Киселева А.А.
Судьи: Белякова Н.В.
Баимова И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.